Бизнес

Накормили Европу

Несмотря на квоты, за четыре года Украина выросла до третьего по размерам поставщика продовольствия в ЕС

Отечественные компании заваливают Европу едой: несмотря на квоты, за четыре года Украина выросла до третьего по размерам поставщика продовольствия в ЕС

 

Екатерина Шаповал

 

 

“Сегодня встала на весы и поняла: Коровка — это не название конфет, а предупреждение”, — смеется Елена, попросившая не называть ее фамилию в СМИ. Она с детства любит это лакомство компании Roshen, хоть и старается употреб­лять поменьше калорий.

Год назад Елена переехала в Чехию из Трускавца, но даже здесь у нее не получилось скрыться от Коровки — продукция украинского бренда продается во многих местных магазинах. Вообще, родина не отпускает бывшую жительницу Трускавца: в пражских супермаркетах ей то и дело попадаются украинская пастила Snail Bob, подсолнечное масло львовской компании Majola, а также соленые огурчики Нежинского консервного завода.

Одесситка Елена Маковская уже полгода живет и работает в Варшаве и тоже не испытывает недостатка в “родном”: она регулярно покупает в местном супермаркете Carrefour украинские продукты — халву Жайвір и жареные семечки Semki. А бывшая киевлянка Диана Горячая постоянно видит на полках Auchan польского города Петркув-Трыбунальский, где живет с сыновьями, консервацию Верес и Чумак.

“Длинные руки” украинского пищепрома добираются и до дальнего зарубежья: в итальянских супермаркетах можно купить рошеновское печенье и шоколадные плитки, а до Германии в сезон довозят даже херсонские арбузы.

Подобное изобилие неслучайно: Еврокомиссия недавно обнародовала данные о том, что Украина вышла на третье место по поставкам продовольствия в ЕС. С декабря 2018‑го по ноябрь 2019‑го соотечественники завезли на европейские рынки пищевой продукции на 7,2 млрд евро — это сразу на 36,5% больше, чем за аналогичный период годом ранее. Более половины глобального прироста импорта с / х-продукции в ЕС за 12 месяцев обеспечили именно украинские поставки. И это несмотря на не слишком большие квоты, выделенные еврочиновниками отечественным производителям.

Еврокомиссия не раскрывает структуру импорта из каждой страны. Но, по данным Укрстата, за 11 месяцев 2019‑го больше всего увеличился экспорт продукции растениеводства — в основном это зерновые. На втором месте — животноводство. На третьей позиции по приросту — “продукция агропромышленного комплекса”, включающая сахар и все, что из него делают, а также продукты из какао, вино, безалкогольные напитки и прочее.

И хотя украинский экспорт растет в основном за счет зерновых, доля продовольственных товаров в нем также увеличивается, говорит Тарас Качка, замминистра развития экономики, торговли и сельского хозяйства. По словам чиновника, всего с ЕС торгуют более 14 тыс. отечественных компаний разных направлений. И ежегодно к их числу добавляется по 1 тыс. фирм.

photo_2

МОДНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ: С ЕС, по словам Тараса Качки из Минэконом­развития, торгуют более 14 тыс. отечественных компаний. Каждый год их число увеличивается на 1 тыс.

Сладкая Украина

В 2015 году украинская компания Аскания-Пак решила поставлять свой фасованный мед на еврорынок.

Производитель из Киева пошел на этот шаг осознанно. Во-первых, в ЕС принято покупать мед именно в супермаркетах, рассказывает Ольга Стадник, руководитель отдела экспорта Аскания-Пак. Во-вторых, торговать с Европой стало легче: в 2015‑м Украина подписала соглашение о свободной торговле с ЕС, ликвидировавшее множество барьеров и тарифов.

Аскания, говорит Стадник, принялась поставлять в десяток евростран свой флагманский продукт — крем-мед с натуральными добавками. Причем большую часть продукции фирма производит под торговыми марками сетей супермаркетов, с которыми работает. Так, в Польше это Biedronka.

Помогло киевлянам то, что в ЕС у украинского меда хорошая репутация. Даже местные производители, которые выпускают свой товар на основе украинского сырья, все чаще пишут, что мед именно made in Ukraine. Хотя раньше они просто указывали, что сырье происходит не из ЕС, рассказывает Стадник.

Не медом единым, уточняет Качка: соглашение о зоне свободной торговли и обнуление пошлин создало в Европе моду на украинское. Да и отечественные предприниматели ринулись на еврорынки. “Нас очень долго зашугивали: вы никому не нужны, там вас никто не ждет, а украинскую продукцию только в России и купят”, — рассказывает чиновник. Оказалось, что качественные украинские товары вполне конкурентны и в ЕС.

Яркий пример — печенье Мария западноукраинского производителя Yarych. Компания еще в 2014‑м одной из первых в стране начала поставлять свой продукт в сеть Carrefour Polska под ее же торговой маркой. Спустя шесть лет печенье продается в ЕС уже и под собственным брендом Yarych. В прошлом году компания увеличила отгрузки в ЕС на 40%, рассказал НВ совладелец компании Владимир Гнатюк.

История Yarych иллюстрирует еще одну тенденцию: благодаря открытию европейских рынков в экспортно ориентированный украинский food, по словам Качки, пошли инвестиции. Так, совладельцем Yarych пару лет назад стал международный фонд Horizont Capital. Roshen запустил бисквитную фабрику, а крупный азиатский агрохолдинг Delta Wilmar приобрел украинскую компанию Чумак. Кроме этого, производитель томатной пасты № 1 в стране — Agrofusion — открыл новое, уже четвертое предприятие.

На полках супермаркетов ЕС продаются и те товары из Украины, которые производят глобальные игроки food-индустрии. Например, Mondelez. Часть всемирно известного шоколада Milka, продающегося в ЕС, заворачивают в упаковку не “маленькі звірятка”, как говорилось в популярном рек­ламном ролике, а сотрудники фаб­рики в Тростянце Сумской области. Кроме Milka Mondelez выпускает на своем украинском предприятии шоколадки торговых марок, которые не продаются в Украине, а поставляются в Европу: Lacta, Marabou, Freia, Cadbury, Suchard, Figaro, Cote d’Or. “Наша фабрика одна из лучших в Европе, она входит в топ-3 в корпорации”, — поясняет Андрей Самусенко, гендиректор Mondelez Украина. На экспорт в ЕС компания переориентировалась в 2015‑м.

photo_3

НА ХОРОШЕМ СЧЕТУ: На украинском предприятии компании Mondelez, по словам Андрея Самусенко, делают много сладостей для продажи в Европе

Завоевание рынков

В конце 2018‑го в Польше, возле города Прушкув, местные фермеры надели желтые жилеты и блокировали одну из важнейших автомагистралей в Европе, ведущую с востока в Германию.

Поводом для протеста стали убытки, которые фермеры терпят из‑за мер по предупреждению африканской чумы свиней и от ввоза украинских сельхозпродуктов. Последний фактор действительно превратился в значимое явление на еврорынке.

По поставкам курятины, которую в основном отгружает в ЕС компания МХП, Украина стала третьим по объемам экспортером в Старом Свете. Как рассказал недавно в одном интервью владелец МХП Юрий Косюк, его компания в 2019‑м отгрузила треть произведенной продукции — или более 100 тыс. т — на запад континента. Причем тамошний рынок, мол, далек от насыщения. Поэтому Косюк намерен купить еще две птицефабрики в ЕС, чтобы перерабатывать мясо, — три у него там уже есть.

Отечественные аграрии завоевывают и европейский рынок ягод. По данным Андрея Ярмака, экономиста инвестиционного департамента ФАО (Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН), с 2014 по 2018 год украинцы увеличили экспорт замороженных ягод на 64%, а свежих — в семь раз. Основные рынки сбыта для них — это страны ЕС, в частности Польша. Правда, объемы поставок невелики: доля украинских ягод в Евросоюзе — менее 1%.

Тем не менее в прошлом году украинские поставщики составили такую конкуренцию полякам, что спрос на продукцию последних снизился.

Ярмак приводит в пример малину, выращивание которой пару лет назад стало невероятно популярным делом среди украинских фермеров: поставками этой замороженной ягоды они сбили цены во всей Европе. “Кризис низких цен накрыл и Польшу, и Сербию — две мощнейшие страны, производящие замороженную малину”, — поясняет эксперт. По его словам, этих ягод Украина экспортирует примерно на $ 18 млн ежегодно.

photo_1

СЛАДКАЯ ГОРДОСТЬ: Украинский мед в Европе уважают и охотно покупают, уверяет Ольга Стадник из компании Аскания-Пак

Новые горизонты

Экспорт в страны ЕС меняет украинских предпринимателей, уверен Качка: “Он воспитывает другую культуру”. Компании структурируют свой бизнес, чтобы быть понятнее европейским партнерам. Например, получают международный сертификат соответствия сельскохозяйственной практики Global GAP, в котором оценивается весь процесс производства. А это улучшает бизнес-процессы, говорит Ярмак. “Без Global GAP просто не удается экспортировать продукцию, либо приходится продавать ее по очень низким ценам”, — поясняет эксперт.

Кроме того, европейские сертификаты для продуктов помогают отечественным фирмам открывать самые разные рынки в мире, говорит Алексей Павленко, экс-глава министерства агрополитики. Он приводит в пример историю отечественных молочников, которые в 2016 году начали получать сертификаты соответствия своей продукции нормам ЕС. Далее это позволило им выйти на арабские, азиатские и африканские рынки.