Мнения

Как рождаются великие идеи

Чтобы начать свое дело, вам понадобится хорошая прорывная идея. Вот четыре способа, как ее найти и придумать

Чтобы начать свое дело, вам понадобится хорошая прорывная идея. Вот четыре способа, как ее найти и придумать

   

  

Адриан Сливоцкий,
американский бизнес-футуролог,
партнер компании Oliver Wyman,
член совещательного совета
Львовской бизнес-школы УКУ

  

Сегодня один из наиболее часто задаваемых вопросов звучит так: где брать большие прорывные идеи? Он актуален и для существующих компаний, и для стартапов. Простого ответа нет, но можно начать с поисков, совершенствуя свою методику. Вот несколько способов, как сделать это эффективно.

Начните с себя. Любой бизнесмен, задумавший новый проект, считает себя клиентом № 1. Netflix появился после того, как в один субботний вечер его основатель Рид Хастингс захотел взять напрокат фильм. Не менее знаменитая история Uber закрутилась, когда двое молодых людей безуспешно пытались поймать в Париже такси.

Существуют десятки, если не сотни примеров, когда ключом к поиску новых идей становился личный опыт. Поэтому задумайтесь на мгновение: что вас раздражает как клиента, на что вы тратите слишком много времени и усилий? В компании Pixar как‑то заметили: “Знаете, а ведь мы просто хотели посмотреть с семьей классный детский фильм, но так и не смогли такой найти. По­этому решили снять собственный”.

Так что начните с себя, вы сможете отыскать настоящий бриллиант в личном опыте.

Поговорите с сотней клиентов. Когда уже есть идея, с которой вы хотите работать, подумайте, каким людям вы сможете помочь. Для этого пообщайтесь с потенциальными клиентами, поинтересуйтесь: что делает их жизнь невыносимой? Сделайте это с коллегами. Дискутируйте о том, какие ответы получили, выделите одну или две самые большие проблемы и постройте вокруг них прибыльное дело.

Кто‑то скажет: “Ого, сразу с сотней человек — это же немало работы!” Не вопрос. Но вот вам сразу отличный тест на предпринимателя: если нет энергии и вдохновения общаться с потенциальными клиентами, хватит ли вам упорства и решимости пройти нелегкий путь и сделать еще тысячи шагов, чтобы построить бизнес?

Нарисуйте карту болевых точек. Проверьте, насколько хорошо вы знаете и понимаете своего клиента. Просмотрите каждую деталь, через что ему приходится проходить в своем опыте: где задержки, где ненужные затраты, какие разочарования или тревоги он может испытывать?

Классический пример: книжный мир до Amazon. Раньше приходилось тратить уйму времени, чтобы отправиться в магазин, а там узнать, что книги, которую вы хотели, нет, заказать ее, а затем ждать еще несколько дней и так далее. Но появился Amazon и упростил этот путь.

Что вас раздражает как клиента?

Кстати, как и все большие стартапы, компания на этом не остановилась, продолжая искать новые возможности облегчить жизнь своим покупателям. Это тайное оружие — микроскопическая детализация всего, через что проходит клиент.

У Netflix схожая история. Рид Хастингс на бумаге или мысленно (это не имеет значения) наносил на карту болевых точек каждый шаг того, кто захотел взять фильм напрокат, чтобы посмотреть его дома. Как и в случае с Amazon, он постоянно задавался вопросом: что еще можно упростить, как еще улучшить? И этот подход он практикует ежедневно.

Когда вы знаете, для кого хотите стать максимально полезными, нарисуйте такую карту. Это поможет ускорить путь в поисках великой бизнес-идеи.

Позволю себе добавить, что это не готовый рецепт, которому нужно следовать на все 100 %. Текущие советы и рекомендации должны помочь разработать собственный способ поиска идей. Американский бизнесмен Томас Джордж Стемберг около года присматривался к ретейлу, прежде чем сфокусироваться на идее, переросшей в сеть супермаркетов по продаже офисного оборудования Staples.

Оглянитесь вокруг. И вот мы подошли к четвертому измерению, способному помочь найти свою идею для по‑настоящему великого бизнеса — это подражание, следование. Оглянитесь вокруг, рассмотрите другие хорошие инициативы и спросите себя, какую из них можно развить и усовершенствовать. Какие готовые идеи в Европе, США, Израиле или Китае заслуживают воспроизведения? Ведь один из парадоксов современного гиперконкурентного мира — то, насколько мало хорошего подражания.

Подумайте, кто № 2 после Amazon, SpaceX, Tesla? Конкуренция всегда делает бизнес сильнее, только так вы сможете дать своим клиентам бóльшую ценность.

Подражание — хороший путь, но не самый эффективный. Если присмотреться к компаниям, которые на стартовых позициях используют заимствованные бизнес-модели, то вы увидите, что нередко они коренным образом улучшают начальную идею. Давайте взглянем на Didi Chuxing (китайский аналог Uber). Они изучали опыт Uber, а затем спросили себя: как усовершенствовать этот бизнес-дизайн? Что в итоге произошло? Они развили комплексную систему для мегаполисов, включающую в себя частные автомобили, такси, корпоративные автомобили, обмен машинами, общественный транспорт, междугородние автобусы, транспорт по городу, а также велосипеды. Uber — это прекрасная идея, однако Didi сделали ее куда лучше!

Все эти четыре точки — отличный старт для поиска новых идей. Но в конце концов вы должны развить собственную методологию (и постоянно ее совершенствовать), именно она станет вашим эффективным инструментом в мире великих идей.