Мой город

Исландия

Тяжело устоять на краю света: сильный ветер, снег и дождь так и норовили сбросить нас то в холодный океан, то в кипящие гейзеры. На арендованном автомобиле мы проехали сотни километров, чтобы увидеть самую удивительную в моей жизни страну

Алексей Самоваров,
арт-директор НВ

“Когда будете открывать двери, хорошенько их придерживайте, — сказал менеджер, протягивая мне ключи от арендованной машины. — Если дверь автомобиля ветром вывернет в обратную сторону, ваша страховка этого не покроет”. Так я впервые был предупрежден о непредсказуемости нрава исландской погоды.

В поездку я взял старшего сына-студента. На него были возложены обязанности штурмана, видеооператора и повара. План пятидневной поездки был разработан еще на материке, и мы придерживались его во что бы то ни стало. Рейкьявик, Хёфн, Вик, Сельфосс, Грюндарфьёрдюр, Голубая лагуна и аэропорт. Пришлось выучить все эти непроизносимые слова, и даже название вулкана Эйяфьядлайёкюдль какое‑то время с легкостью слетало с моего языка.

Основная проблема была в том, что зимнее солнце в Исландии включалось в 10:00, а выключалось около 16:00. Поэтому, чтобы что‑то увидеть, нужно было выезжать очень рано и ехать в кромешной тьме.

Первым пунктом у нас значился Рейкьявик, где нам довольно быстро удалось посмотреть основные достопримечательности. Если коротко, то к ним относятся лютеранская церковь Хатльгримскиркья с космической архитектурой снаружи и внутри; концертный зал Харпа; скульптура Солнечный странник и музей огромных надув­ных китов. В музей пенисов мы не пошли.

Когда солнце закатилось за горизонт, мы отправились в Хёфн, самую дальнюю точку нашего путешествия. Вокруг Исландии существует окружная дорога, но из‑за недостатка времени нам пришлось довольствоваться только южным побережьем. Шесть часов и 450 км отличных северных дорог — и вот мы в гостях у Хейды, бодрой старушки, которая сдала нам на ночь комнату в своем доме. А утром нас ждал поход на ледник и спуск в ледяную пещеру.

На леднике нас научили правильно надевать кошки, ходить утиной походкой по льду и пользоваться альпенштоком.

Холод. Ветер. Снег в лицо. Дождь в спину. Переезд за один час из +30С в –170С. Следующая остановка — Вик. Хостел у огромного валуна, скатившегося с соседней горы. Делимся с такими же, как и мы, туристами едой и полезной информацией. А утром все вместе едем поглазеть на Пальцы троллей. Это вытянутые на десятки метров базальтовые колонны на краю скалы, которая упирается в море. Набегающая волна сбивает с ног пару китайцев. Они быстро выбираются из белой бурлящей пены. Пляжный сезон неожиданно открыт. Ну, или, судя по ледяной погоде, закрыт.

В городе Сельфосс вода из‑под крана отдает сероводородом. Сказывается близость к гейзерам и термальным источникам.

Мы добрались сюда, уже когда стемнело, и вышли погулять. На местном кладбище за кирхой очень необычное зрелище: во все кресты вмонтированы разно­цветные электрические лампочки. По ощущениям — словно попал на рождественскую ярмарку, только вокруг все умерли.

И вот мы на подходе к гейзерам. У каждой булькающей дыры табличка “Горячо, 1000С!”. И тут внезапно из‑под земли выстреливает фонтан кипятка. Я не успел достать камеру. Пришлось ждать еще 10 минут, пока гейзер снова проявит свой нрав.

Подсказка от местных: чтобы ускорить ожидание, в дыру нужно бросить кусок мыла. Мы не решились на этот эксперимент. Просто под рукой не оказалось мыла.

Голодные, замерзшие, но счастливые, заглянули в ближайшее кафе, где размещалась и сувенирная лавка.

— Ви з України? — слышу родную речь.

— Так, — говорю, оправляя свой свитер с выведенным на нем Слава Україні.

Мой случайный знакомый оказался не просто земляком, а еще и тезкой. Алексей 15 лет живет в Рейкьявике. Собирает яхты. Сейчас проводит экскурсию для своей родственницы Елены, веселой украинки. Оказавшись меж двух Алексеев, Елена загадывает желание. По общему согласию просит у небес хорошую погоду.

Хотите рассказать
интересные факты
о своем городе?
Пишите нам на
 travel@nv.ua

Как ни странно, это сработало: примерно через час погода неожиданно нам улыбнулась и мы отправились в путь.

Последний день нашего путешествия был необычайно насыщенным. Начался он с удивительной горы Киркьюфетль, напоминающей полузарытый в земле корабль Империи из Звездных войн. Затем был подъем к кратеру потухшего вулкана и поездка вдоль побережья Атлантического океана.

И в финале мы получили маленький бонус — Голубую лагуну — термальные источники недалеко от аэропорта. На купленный билет экономкласса нам выдали полотенце, бесплатный напиток и размазали комок лечебной глины по нашим счастливым лицам. А перед всем этим необычным ритуалом — пробежка в одних плавках сквозь ледяной воздушный поток, чтобы затем с ощущением непередаваемого блаженства погрузиться в горячую воду лагуны. Благодать исландская.