Бизнес

За что купили

Соотечественники сметают с полок все — от продуктов до ювелирки

Розничная торговля в стране растет ударными темпами: соотечественники сметают с полок все, что там лежит, — от продуктов до ювелирки

 

Светлана Угнива

 

 

1 трлн грн, или $ 40 млрд, — на такую солидную по украинским меркам сумму скупились в прошлом году соотечественники в сетях супермаркетов, магазинах у дома и у онлайн-торговцев. В этом национальном товарообороте розницы, подсчитанном Госстатом, не учтены лишь рынки.

По мировым меркам это совсем немного: в 13 раз меньше, чем оборот самого крупного в мире ретейлера — американского Walmart, и почти на четверть меньше, чем у шведской IKEA. Но для Украины — прекрасный результат, который еще и на 10,5% больше, чем в 2018‑м. Более того, впервые с 2012 года прибавка показателей розничной торговли выражается в двузначных цифрах. Причем украинская тенденция заметно позитивнее общемировой: по данным Forbes, темпы потребительских расходов на планете замедляются, из‑за чего общий объем глобальной торговли увеличился лишь на 1,2%.

Потребление на берегах Днеп­ра было настолько энергичным, что стало даже одной из причин роста экономики страны в 2019‑м, считают в Нацбанке.

Больше других экономику поднимали покупатели в столице: киевляне обеспечили пятую часть всего розничного товаро­оборота, скупившись на 214,2 млрд грн. На втором месте — Днепропетровская область: малая родина нынешнего президента наторговала почти на 103 млрд грн. Третья позиция — за Киевщиной с ее 83 млрд. Самые скромные показатели — в Луганской (5,1 млрд грн), Черновицкой (8,4 млрд) и Тернопольской (8,8 млрд) областях.

По данным Ассоциации ретейлеров Украины, которая исследует деятельность торговых сетей, лучше других в прошлом году продавались ювелирка, лекарства, одежда, еда. Бытовая техника и электроника также показали рост продаж, но лишь на 5%, что мало по сравнению с 23% прибавки, показанной двумя этими категориями в 2018‑м. Подобное замедление Андрей Осадчий, заместитель руководителя панели PoS Tracking GfК Ukraine, объясняет тем, что украинцы уже успели удовлетворить отложенный спрос, сформированный в кризисные 2014–2016 годы.

Оптимизм продает

Одна из основных причин потребительского оживления — рост доходов, говорит Андрей Жук, глава правления Ассоциации ретейлеров Украины.

По данным Госстата, в 2019‑м они увеличились на 10%. Кроме того, произошла стабилизация оте­чественной экономики, которая, по подсчетам Нацбанка, еще и выросла на 3,3% за год.

Люди начали более оптимистично смотреть на перспективы экономики и свое финансовое положение, а значит, больше тратить, уверена Елена Белан, главный экономист инвесткомпании Dragon Capital (владеет Медиа-ДК, который издает журнал НВ). Постоянно растущий индекс потребительских настроений (ИПН) — яркое тому доказательство. Ведь ретейл — это отрасль, которая первой чувствует на себе улучшение потребнастроений, поясняет Юлия Белинская, учредитель отраслевого онлайн-издания Retailers.

В начале 2019‑го ИПН составлял 65 пунктов из 200 возможных, то есть потенциальные покупатели были настроены пессимистично. Жук считает, что их сдерживала неопределенность, вызванная приближающимися президентскими выборами. Но уже в конце весны индекс пошел вверх, в декабре 2019‑го достигнув 92,2 пункта. В последний раз украинские потребители были столь же оптимистичны в докризисном 2008‑м, когда объем розничной торговли составил больше $ 70 млрд.

На поведение украинцев повлияла низкая инфляция — 4,1%. Ее охладил курс нацвалюты: за прошлый год гривня по отношению к доллару укрепилась на 15%. “Укрепление гривни снижает цены на импортные товары”, — поясняет Белан.

Еще одним драйвером розничной торговли стало развитие онлайн-сегмента. Его доля хоть и остается небольшой (7%), но, по данным компании EVO, продолжает увеличиваться: за прошлый год — плюс 17% и итоговые 76 млрд грн.

photo_2

ВОШЛИ ВО ВКУС: Елена Вдовиченко, коммерческий директор METRO, отмечает, что покупатели стали больше интересоваться рыбой, фруктами, овощами, мясом и молочными продуктами

Экспансия из Днепра

Навстречу потребителям пошли и сами ретейлеры, причем в буквальном смысле: они открывают все больше торговых точек. По словам Елены Вдовиченко, коммерческого директора сети METRO, за прошлый год операторы рынка вывели “в люди” порядка 665 новых магазинов. И если 10 лет назад 60% товарооборота в стране приходилось не на организованные торговые точки, а на обычные рынки, то сейчас на долю последних приходится лишь 45%.

Чемпион по расширению — сеть по продаже косметики и бытовой химии EVA, головной офис которой расположен в Днепре. Компания за год открыла по всей стране 214 точек, а общее их количество приблизилось к отметке 1 тыс. На втором месте еще одна компания из Днепра — продуктовый ретейлер АТБ: в его сети уже 1080 магазинов, 88 из которых открылись в 2019‑м. Третья в этом своеобразном зачете — волынская компания VolWest Group, презентовавшая 56 новых торговых точек под брендами Наш Край и Spar.

Чтобы заманить побольше покупателей, отечественные ретейлеры постоянно экспериментируют с форматами. Даже нацеленный на экономных покупателей АТБ открывает новые магазины большей, чем раньше, площади, улучшая освещение представленных товаров и оборудуя торговые залы кофемашинами и аппаратами для приготовления свежевыжатых соков. Новые маркеты АТБ еще и внешне иные — они оформлены в черный цвет, который считается более премиальным. “В ближайшее время все действующие магазины торговой сети АТБ перейдут на обновленный формат”, — рассказал НВ Сергей Демченко, и. о. начальника управления по корпоративным коммуникациям этого крупнейшего ретейлера страны. В прошлом году товарооборот АТБ вырос на 22,4%, до 127 млрд грн.

Покупатель увеличивает корзину в объеме и улучшает ее качественно 
Елена Вдовиченко,
коммерческий директор сети METRO

А в сети METRO пересмотрели ассортимент и расширили некоторые товарные группы — например, добавили импортные деликатесы: американскую говядину, бельгийскую телятину, увеличили ассортимент импортных сыров, экзотических фруктов и овощей.

“Молочные продукты, сыры, мясо, фрукты-овощи и рыба — все это усиленно растет”, — говорит Вдовиченко. Покупатель увеличивает свою корзину в объеме и улучшает ее качественно, поясняет она. Все это на показателях ретейлера отразилось положительно: продуктовая группа товаров выросла  в единицах на 13%.

В Сильпо также меняют форматы магазинов. В частности, компания в прошлом году открыла 23 новых супермаркета, торговые залы в которых оформлены в разных стилях. Например, анимационный фильм Мавка. Лісова пісня стал главным мотивом торгового зала Сильпо в столичном ТРЦ Blockbuster Mall.

Кроме того, компания открывает для покупателей то, что обычно скрыто от взоров клиентов, — например, зоны разделки мяса и выпекания хлеба. “Это создает новые впечатления”, — говорит Екатерина Огуряева, маркетинг-директор сети Сильпо. В прошлом году компания запустила проект Агромандры — экскурсии на фермы, которые поставляют в сеть продукты под брендом Лавка традиций. Показатели товарооборота в Сильпо пока не раскрывают.

Вложились в расширение и иностранные операторы, которые только-только по­явились на местном рынке: например, французская Decathlon, торгующая спортивной одеждой и инвентарем, с ходу открыла два магазина в столице. Продолжил расширяться и мировой монстр непродовольственной торговли H&M — в 2019‑м он открыл уже свой третий украинский магазин.

В целом, по данным консалтинговой компании Украинская торговая гильдия (УТГ), в прошлом году на рынок страны вышли сразу девять международных операторов.

photo_1

ХЛЕБА И ЗРЕЛИЩ: Сильпо, по словам маркетинг-директора сети Екатерины Огуряевой, открывает для глаз покупателей мясные цеха и пекарни

Больше покупок

В ближайший год украинцы не снизят нацио­нальный шопинг-аппетит, считают опрошенные НВ игроки рынка и экономисты. “Потребление будет расти: и в этом году — примерно на 10%, и в следующем”, — считает Белан из Dragon Capital. Так будет уже хотя бы потому, что фактор подорожания национальной валюты проявил себя еще не в полной мере, он станет “давить” на цену импортных товаров и в 2020‑м. Что касается инф­ляции, то и в этом году, по прогнозам НБУ, в среднем она не превысит 5%.

Да и ретейлеры намерены продолжать свою экспансию. Только в АТБ планируют открыть не менее сотни магазинов, продолжив обновление старых.

Непродуктовые сети также не планируют останавливаться на достигнутом. Польская компания LPP, один из крупных ретейлеров одежды, в портфеле которой находятся бренды RESERVED, Cropp, House, собирается открыть в этом году в Украине 30 магазинов. А датский Jysk, продавец товаров для дома, в ближайшие три года планирует удвоить до более чем 100 число своих торговых точек. Главный конкурент датчан — IKEA — в этом году все же откроет в Украине свою торговую зону. Кроме того, на отечественном рынке, как утверждают в УТГ, появятся сразу шесть новых иностранных игроков — в частности, российская одежная марка Funday и французский ретейлер одежды и обуви The Kopples.