Бизнес

С миру — по доллару

Украинские стартапы за прошлый год собрали более $ 2 млн

На деревянных географических картах, увеличивающихся рюкзаках и прочих неожиданных идеях украинские стартапы собрали за прошлый год более $ 2 млн. Деньги дали не крупные инвесторы, а обычные покупатели со всего мира, действовавшие через краудфандинговые онлайн-площадки

 

Светлана Угнива

 

 

Получить $ 1 млн за существующую только в проекте продукцию — вполне реально. По крайней мере, именно так случилось с небольшой столичной компанией Enjoy The Wood. Она выпускает деревянные настенные карты мира, производя их в своем цехе в Ирпене, пригороде Киева.

Деньги Enjoy The Wood привлекла, разместив объявление на нескольких специальных глобальных онлайн-ресурсах: мол, есть возможность выпускать не просто плоскую карту мира на куске дерева, а трехмерный продукт с подсветкой. В результате на протяжении 2019 года больше четырех тысяч людей из разных стран “скинулись” предоплатой — от $ 119 до $ 356 — и профинансировали реализацию идеи. Взамен Enjoy The Wood обязалась через некоторое время переслать готовый продукт каждому из таких добровольных “инвесторов”.

На собранные деньги компания, по словам ее сооснователя Игоря Фостенко, удвоила производ­ственные площади до 550 кв. м­­ и на треть увеличила число обрабатывающих станков. И разослала готовый продукт всем клиентам.

Подобные авансовые сборы денег с частных лиц через спецплатформы — краудфандинг — превратились в отлаженную индустрию по всему миру. К ней чаще всего прибегают небольшие компании и стартапы, которые не могут привлечь большого инвестора из‑за собственного скромного масштаба или удаленности от мировых финансовых центров.

Начинающим отечественным предпринимателям сам всевышний велел обратиться к такому источнику денег, ведь венчурное финансирование в стране едва развито, банковские же кредиты дороги и их сложно получить. А на мировых краудфандинг-площадках, самой популярной из которых является американский Kickstarter, работающий с 2009 года, можно раздобыть серьезные деньги. В истории упомянутого ресурса есть примеры как минимум шести уже завершенных проектов, собравших более $ 10 млн каждый. Главное — пройти предмодерацию идеи, грамотно подать и продать ее пользователям, точно определить требуемую сумму и уложиться в сроки исполнения.

За последние семь лет сотни отечественных компаний осилили этот путь, представив на суд частных микроинвесторов более 800 проектов. Такими данными оперирует Владимир Куксин — он готовит предпринимателей-соотечественников к выходу на мировые краудфандинговые платформы, помогая не только разместить заявку, но и предварительно оценить успешность проекта: по статистике, лишь 40% идей собирают нужные их авторам средства.

Если в 2017‑м на Kickstarter, по подсчетам НВ, лишь 25 оте­чественных проектов добрались до финала, собрав примерно $ 1,3 млн, то в прошлом году этот результат почти удвоился: проекты из Украины получили около $ 2 млн.

Рекордсмен 2019‑го среди оте­чественных стартапов — Enjoy The Wood с его $ 1 млн, большая половина которых пришла с Kickstarter. Около $ 500 тыс. на разных площадках привлекла фирма Time 4 Machine, которая презентовала металлические 3D-пазлы. $ 131 тыс. на Kickstarter собрал стартап Nuka — его авторы изобрели ненамокающий и нервущийся блокнот, который к тому же можно использовать много раз. Еще $ 93 тыс. удалось получить проекту портативной переносной фотостудии Photon LMS, придуманной одноименной днепропетровской компанией.

 

 

 

СКИНУЛИСЬ ДОЛЛАРАМИ: В 2019-м Денис Охрименко собрал на Kickstarter на свои 3D-паз­лы из металла Time 4 Machi­ne около $500 тыс. — это в 29 раз больше, чем он рассчитывал на старте

 

Не только деньги

За 10 лет работы Kickstarter помог стартапам со всего мира найти под самые разные проекты $ 4,7 млрд, забрав 5% своих комиссионных.

Именно с помощью этого ресурса украинская PetCube, которая выпускает гаджеты для удаленных игр с домашними животными через интернет, собрала первые $ 250 тыс. на свои устройства. Теперь PetCube имеет прописку в США, а ее продукция занимает первые строчки популярных товаров на Amazon.

Но в мире существует не только Kickstarter: есть и еще один весьма известный американский ресурс — Indiegogo. Его сборы в три раза меньше, чем у конкурента № 1, но речь все равно идет о серьезных суммах.

А в Украине с 2012 года работает собственная платформа Спильнокошт, на которой за прошедшее со старта время 328 проектов собрали почти 25 млн грн. Ее направленность — некоммерческие идеи. Самый известный стартап — интернет-канал Hromadske.tv, привлекший рекордные для Спильнокошта 1,2 млн грн.

Ориентированных на бизнес краудфандинговых площадок в Украине нет. Потому отечественные предприниматели идут за инвестициями на Запад. Причем лишь деньгами их цели не ограничиваются: Kickstarter или Indiegogo — это отличный способ познакомить со своим продуктом аудиторию мирового масштаба.

Об этом хорошо знают в украинской компании Ugears, деревянные 3D-конструкторы которой продаются по всему миру, в частности в магазинах Disney в парках Диснейленд. Первый выход в краудфандинговый мир Ugears сделала в 2015‑м, собрав $ 450 тыс. А уже через несколько месяцев ее игрушки начали продавать мировые титаны онлайн-торговли — Eatsy, Amazon, Touch of Modern, Zulily, Taobao и AliExpress.

По словам киевлянина Максима Гавриленко, запустившего производство солнцезащитных очков Ochis с оправами, сделанными из использованного кофейного жмыха, выход на Kickstarter помогает проверить идею на жизнеспособность. А это — одна из главных потребностей любого предпринимателя. “Можно понять, нужен твой продукт кому‑то или нет, еще перед тем, как запускать полномасштабное производство”, — говорит он.

“Кофейные” очки Гавриленко прошли “экзамен”: в конце прошлого года Ochis собрал на Kickstarter $ 20,5 тыс. Их перечислили 130 человек, среди которых оказались и оптовые закупщики аксессуаров. По словам Гавриленко, теперь запросы на поставки от компаний из‑за рубежа он получает едва ли не каждый день. Но пока отгрузку за пределы Украины предприниматель не начал.

А столичный бизнесмен Дмитрий Грядунов на Kickstarter получил лояльную аудиторию еще до начала производства продукта. В 2018 году он с готовым прототипом рюкзака Pleatpack, способного увеличиваться в объеме в несколько раз, вышел на краудфандинг, чтобы собрать $ 7,5 тыс. Именно такая сумма, по подсчетам Грядунова, нужна была для пошива хотя бы 100 рюкзаков — минимальной партии, которую можно было заказать на облюбованном им пошивочном предприятии. В итоге начинающий бизнесмен собрал в девять раз больше денег, стороннее производство с этим заказом справиться не смогло, и он запустил собственный швейный цех в Черкассах.

Фостенко из Enjoy The Wood подтверждает: после выхода на краудфандинг его компании стало легче продавать свои карты по всему миру, находя партнеров по бизнесу на рынках самых разных стран. Ведь успешная кампания на Kickstarter — четкий сигнал для всех о том, что представленный продукт нужен покупателям.

photo_1

УДОБНАЯ ОЦЕНКА: Максим Гавриленко, придумавший делать оправу для очков из кофейного жмыха, на собственном опыте убедился: выход на краудфандинговые площадки помогает оценить спрос на новые продукты