Кинопремьера

Победа или смерть

Историческая военная драма 1917 готовится обойти всех фаворитов сезона

Оскароносный британец Сэм Мендес пустился в новую гонку за заветными статуэтками: его историческая военная драма 1917, где понятия долга и чести возведены в абсолют, готовится обойти всех фаворитов сезона — Джокера, Ирландца, Паразитов и даже Однажды… в Голливуде

   

Валерий Мирный

  

 

Получая в начале января Золотой глобус за лучшую режиссуру в фильме 1917, его автор британский режиссер Сэм Мендес произнес две важные для понимания ленты фразы. Во-первых, он был удивлен: “Боже мой. Это большой сюрприз. Большое спасибо”. Во-вторых, англичанин заявил, что посвящает награду своему деду Альфреду Хьюберту Мендесу. “Он записался на Первую мировую войну, когда ему было 17 лет, — рассказал режиссер. — Я надеюсь, он смотрит на нас с небес, и я искренне надеюсь, что это [война] никогда не повторится снова”.

Для Мендеса военная драма 1917 — личный проект, который он вынашивал много лет и к которому впервые в своей карьере написал сценарий. Взяв за основу истории деда о Первой мировой войне, Мендес поместил в центр своего рассказа двух молодых солдат британской армии. 6 апреля 1917 года они получают крайне важное задание: пересечь линию фронта и доставить послание руководству соседнего дружественного батальона. События происходят на севере Франции, недалеко от линии Гинденбурга.

В послании приказ об отмене атаки. Дело в том, что немцы покинули свои позиции, и руководство Антанты, восприняв это как признак слабости, решило наступать. Но поведение немцев было лишь хитрым маневром: таким образом они хотели заманить 1.600 солдат британской армии в ловушку. С помощью аэросъемки планы противника были рассекречены, но из‑за отсутствия прямой связи передать информацию на передовую мгновенно не получилось. И тогда в центр событий послали тех самых двух солдат: капралов Блейка и Скофилда. Для первого это задание приобретает еще и добавочный груз личного мотива: в батальоне на передовой воюет его старший брат.

Маркетинговая кампания фильма 1917 была неброской. Картину вплоть до ее американской премьеры в начале декабря не считали серьезным игроком в сезоне наград. Да и саму премьеру трудно было назвать масштабной: фильм демонстрировался в ограниченном количестве кинотеатров. Однако вскоре выяснилось, что тихая кампания по продвижению фильма была такой намеренно. Авторы решили, что их картина должна говорить сама за себя. И не прогадали.

За пять дней проката в 11 кинотеатрах Америки 1917 собрал $ 1 млн, а следующие 10 дней добавили к этой сумме $ 1,7 млн.

Солидные сборы в США продемонстрировали интерес зрителей и позволили картине участвовать в оскаровской гонке: по правилам Американской академии кинематографических искусств и наук “премию могут получить фильмы, находившиеся в прокате на территории округа Лос-Анджелес не менее семи дней подряд в календарный год, за который вручается премия”. То есть прокат в декабре — последний шанс попасть в список номинантов на Оскар.

1917 успел в этот вагон. Более того — сегодня фильм является обладателем сразу 10 оскаровских номинаций, в том числе трех главных — Лучший фильм, Лучшая режиссерская работа и Лучший оригинальный сценарий.

В восторге от картины оказались не только зрители, но и критики, высоко оценившие мастерство режиссера Мендеса и оператора Роджера Дикинса, которые буквально заставляют сопереживающий зал вжиматься в кресла.

В январе, после того как лента неожиданно получила сразу три Золотых глобуса, американскую кинопремию от Голливудской ассоциации иностранной прессы (кроме режиссуры фильм был отмечен как лучшая драма, имеющая лучший саундтрек), ее прокат расширился. В результате на данный момент мировые сборы картины превышают $ 200 млн, и это притом, что по большому счету глобальный прокат только начинается. Вот и в Украине 1917 выходит на экраны 30 января.

фото 3

ВОССОЗДАТЬ ИСТОРИЮ: События в фильме происходят во время Первой мировой войны на севере Франции

Между Глобусом и Оскаром

54‑летний Мендес был уверен, что не получит режиссерский Глобус — об этом он и заявил в своей речи. Ведь его соседями по номинации были Мартин Скорсезе со своим Ирландцем, Квентин Тарантино (Однажды в… Голливуде), Тодд Филлипс (Джокер) и Пон Чжун Хо (Паразиты). Все с фильмами, о которых давно говорили, которые многие посмотрели и называли в числе лучших в карьерах этих режиссеров.

Примечательно, что теперь с этими же людьми Мендес будет соревноваться и на Оскаре. Только на сей раз он пойдет на церемонию не как режиссер фильма-аутсайдера, а как наиболее вероятный победитель.

Тем временем на Мендеса продолжают сыпаться премии: картина названа лучшей за подот­четный год в Гильдии продюсеров США, а сам ее создатель получил приз за лучшую режиссуру от Гильдии режиссеров США (члены гильдий также входят в состав академии, раздающей Оскары). А голливудская пресса пишет о том, что, дескать, фильм 1917 видится киноакадемикам компромиссным решением в обстановке высокой конкуренции. Его самые серьезные соперники — ленты Квентина Тарантино и Пон Чжун Хо, но Однажды в… Голливуде академия может посчитать чересчур легкомысленным, а Паразиты при всех своих художественных достоинствах — все‑таки фильм из другой страны, снятый на иностранном языке.

На стороне Мендеса есть еще один немаловажный фактор — технические достоинства фильма, особо ценимые в академии. Режиссер решил снять картину с использованием эффекта одного плана. Это значит, что монтажные склейки в 1917 хитро спрятаны в ткань фильма, а действие таким образом приобретает непрерывный характер.

Мой дед записался на Первую мировую войну, когда ему было 17 лет. Я надеюсь, он смотрит на нас с небес
Сэм Мендес,
кинорежиссер

Точно такой же эффект был использован режиссером Алехандро Гонсалесом Иньярриту и оператором Эммануэлем Любецки в ленте Бердмен, которая получила премию Оскар как лучший фильм в 2015 году.

По словам самого Мендеса, он использовал эффект съемки одним планом, чтобы придать своему фильму характер напряженного триллера, где каждая секунда на счету, а также отойти от формата обычного военного кино.

“Я хотел закрыть зрителей внутри этой истории, чтобы они в какой‑то момент поняли, что не могут выбраться из нее”, — добавил режиссер.

Важнейшим партнером в такой ситуации для режиссера становится оператор. Над 1917 работал 70‑летний Дикинс, имеющий репутацию одного из лучших операторов в истории кинематографа. Дикинс снял несколько фильмов братьев Коэн, работал со Скорсезе, а для самого Мендеса снял три предыдущих его картины — Морпехи, Дорога перемен и Скайфол. Также Дикинс получил Оскар за фильм Бегущий по лезвию 2049.

Что касается Мендеса, то он снимал отмеченную многими наградами и зрительским вниманием ленту Красота по‑американски — фильм про кризис среднего возраста, заработавший сразу восемь Оскаров. Он же является автором разбирающего анатомию мести Проклятого пути, Морпехов — про американских солдат в Ираке и даже двух лент про Джеймса Бонда — Скайфол и Спектр.

Придя в мир кино из мира театра, режиссер никогда не забывал, что в центре фильма должны быть люди и их взаимоотношения друг с другом. Это позволило ему находить необычные подходы в каждой из своих лент, и 1917 не исключение. В результате получилось не стандартное военное кино с батальными сценами и утрированным героизмом, а тур‑де-форс двоих людей, у которых нет другого выхода, кроме как двигаться дальше и сделать все, что в их силах, для выполнения приказа.

фото 2

БОЛЬШОЙ РЕЖИССЕР: В послужном списке Сэма Мендеса — получивший сразу восемь Оскаров фильм Красота по-американски

Служили два товарища

По словам Мендеса, помимо обычного сценария с персонажами и их диалогами у него был второй сценарий на 45 страниц, “составленный исключительно из карт, схем и диаграмм, показывающих, куда двигались актеры и куда, соответственно, перемещалась камера, и на какой установке мы снимали, в какое время суток”.

Впрочем, это фильм не только о технических решениях — в первую очередь он о людях, чей подвиг спас тысячи жизней. В центре истории двое солдат, сыгранные малоизвестными британскими актерами Джорджем МакКеем и Дином-Чарльзом Чапманом. Первого можно вспомнить по роли сына героя Вигго Мортенсена в фильме Капитан Фантастик, второго — по роли Томмена Баратеона в сериале Игра престолов. Тот факт, что оба актера не успели примелькаться широкому зрителю, добавляет картине Мендеса подлинности.

Звезды мирового кинематографа — Колин Ферт, Марк Стронг, Бенедикт Камбербэтч — появляются в фильме в коротких эпизодах. Они играют представителей руководства британской армии.

Критики уже назвали 1917 гуманистическим кино, одно из посланий которого — постараться не забыть о глобальной трагедии, произошедшей столетие назад.

“После 100‑летней годовщины Первой мировой войны я почувствовал, что существует опасность, что ее забудут, — рассуждает о ленте Мендес. — Это война, в ходе которой были перечерчены границы Европы, это первая промышленная, механизированная война — она начинается с лошадей и заканчивается танками и пулеметами, а также является причиной возникновения Второй мировой войны. Это то, что сформировало весь наш мир”.

фото

ПРОСТО ВОЙНА: Одну из главных ролей в фильме 1917 сыграл 27-летний британский актер Джордж МакКей (в центре). Он мало известен зрителю, что, по мнению создателей ленты, придает ей большей подлинности