План развития столицы

РеВитализация Киева

Мэр Виталий Кличко представил новый генплан развития столицы

Столичный мэр Виталий Кличко представил генплан развития города до 2040 года, пообещав новые мосты, ветку метро и ревитализацию  хрущевок. Эксперты разглядели в этих проектах попытку остаться на посту градоначальника и желание узаконить проблемную застройку

  

Иван Верстюк

  

 

Все шло как‑то само по себе, но теперь должно пойти по плану: на пятом году своих полномочий мэр столицы Виталий Кличко решил нанести сокрушительный удар всем сомневающимся в его стратегических способностях и представил Генеральный план Киева до 2040 года.

Дело выходит большое: на реа­лизацию стратегии будущего развития только из муниципальной казны потребуется выделить почти $ 7 млрд. Это в 2,6 раза превышает размер всего бюджета Киева на этот год — тот составляет $ 2,45 млрд (58,8 млрд грн). Столица сможет выделять на генплан-2040 лишь относительно небольшие транши ежегодно, ведь львиная доля ее расходов идет на покрытие потребностей социальной сферы. Поэтому планируется и обширное привлечение сторонних инвестиций.

Сам план представляет собой документ на 87 страницах и содержит детальный перечень того, что, где и как станут строить на столичной земле с учетом роста городского населения, ожидаемых внешних и внутренних инвестиций. При этом каждый застройщик в деталях должен выполнить условия, на которых он получит в Киевской городской госадминистрации (КГГА) разрешение на возведение новых объектов.

Подобный документ — лишь второй за всю современную историю Киева и первый, рассчитанный на столь долгий срок. От классических стратегий развития, которые разрабатывают крупные консалтинговые компании вроде Boston Consulting Group или Bain, генплан-2040 отличается тем, что является прикладным документом. Он содержит не столько прожекты — каким мог бы быть Киев при благоприятной экономической конъюнктуре, сколько намечает путь, придерживаясь которого КГГА намерена выдавать разрешения на любое строительство в городской черте.

Но в плане есть не только это, но и три новых моста через Днепр, новый аэропорт Рославичи между Обуховом и Васильковом, ревитализация хрущевок, строительство полос для велосипедного транспорта — все это Кличко обещает осуществить в Киеве в следующие 20 лет. Впрочем, даже в мэрии понимают, что каденция мэра может закончиться уже в октябре нынешнего года, когда в столице пройдут выборы градоначальника и местного совета. И сам документ еще не одобрен городскими депутатами, так что может умереть до своего рождения. Но в команде Кличко все равно надеются, что их работа станет ключом к развитию города. “Мое субъективное мнение: документ [генплан] должен быть достаточно гибким, — говорит Максим Бахматов, советник мэра. — Генплан Парижа меняется каждые пять лет”.

Институт Генерального плана, который разрабатывал модель развития Киева на следующие 20 лет, исходил из того, что нынешний план в городе не соблюдается, а ситуация в транспортной и инженерно-коммуникационной системах уже критическая. Огромные пробки, хаотичная застройка, незавершенные инфраструктурные проекты и недавний прорыв теплотрассы возле торгово-развлекательного центра Ocean Plaza доказали: городу нужны изменения. И как можно скорее.

“Требование к генплану одно, и оно очень простое: чтобы в городе был порядок, — говорит Александр Попов, архитектор компании Архиматика. — Как бы ни был красиво разукрашен генплан, если потом по улицам неприятно проезжать и ходить, то не для этого градостроители должны работать”.

график
Большие амбиции

Кличко представил проект обустройства города на следующие 20 лет в середине декабря: показал карты, анализ столичного рынка труда и городской демографии. Затем Институт Генплана открыл доступ к полному тексту проекта онлайн. Далее должен пройти период публичного обсуждения, а к началу лета Киевсовет решит судьбу документа.

Многих экспертов вся эта неспешность настораживает. “Если бы я был мэром Киева, то уже объявлял бы чрезвычайное транспортное положение”, — говорит Дмитрий Беспалов, транспортный эксперт и преподаватель Киевского университета строительства и архитектуры. По его подсчетам, в час пик задержка на дорогах города достигает заоблачных 150%.

И это сейчас, когда в городе фактически проживает, по оценкам КГГА, 3,36 млн человек. А через 20 лет, как рассчитали в команде Кличко, горожан станет уже 3,8 млн.

Беспалов мэром пока не стал, но и действующий градоначальник о проблеме знает. Именно поэтому Кличко заложил в генплан-2040 достройку Окружной дороги и Подольско-Воскресенского моста. Также мэрия планирует построить три новых моста через Днепр и четвертую линию метрополитена — Подольско-Выгуровскую, а также спланировать перспективную пятую. Общая протяженность линий метрополитена должна увеличиться в полтора раза.

Требование к генплану одно, и оно очень простое: чтобы в городе был порядок
Александр Попов,
архитектор компании Архиматика

Мэр ратует и за возведение в юго-западных пригородах Киева нового аэропорта Рославичи. Впрочем, тот же Беспалов выступает за дальнейшее развитие аэро­порта Борисполь. “У Борисполя есть территория для расширения, у него отличная доступность”, — говорит эксперт.

Но Бахматов уверен: новый аэропорт необходим. Мол, Борисполь далеко, а находящийся в городской черте аэровокзал имени Сикорского (бывший Жуляны) ограничен в развитии из‑за окружающей его застройки. “Аэропорт необходим, но не факт, что он будет в том месте, где сейчас указано”, — говорит советник мэра.

Столичные власти намерены за следующие 20 лет развить также велосипедную инфраструктуру. И достичь уровня Копенгагена: в датской столице двухколесные аппараты стали основным видом городского транспорта. Но в украинских условиях подобного вряд ли удастся добиться. “Нашим подрядчикам выгодно построить шесть полос непрерывного автомобильного движения — там большие объемы работ и большие деньги”, — объясняет Антон Олийнык, архитектор компании Бюро О.

Если с решением транспортных проблем почти все понятно: конкретные проекты озвучены, осталось найти деньги, — то проблемы старой жилой застройки так просто не решить. Генплан-2040 говорит о ревитализации, то есть реорганизации и обновлении сразу 7 млн кв. м хрущевок — панельных и кирпичных пяти- и девятиэтажек 60–70‑х годов прошлого столетия. Но конкретики в документе, созданном под руководством Кличко, нет.

Хотя еще в 2018‑м мэрия анонсировала старт разработки схемы реконструкции хрущевок, а это может быть как базовая теплоизоляция старых домов, новая их облицовка, так и капитальный ремонт с расширением прежних квартир и отселением части жильцов. Но никакой схемы в команде Кличко так и не создали.

“Проблема национальная, так как аналогичное жилье построено во всей стране, — говорит по этому поводу Бахматов. — Видимо, необходимо пройти путь наших соседей, таких как Литва, Латвия и Восточная Германия”.

В Восточной Германии старые дома социалистических времен капитально отремонтировали за муниципальные средства. В Москве снесли целый жилой массив Черемушки, появившийся в 1960‑х, чтобы на его месте построить новое жилье. Аналогично поступили со старой застройкой в американском мегаполисе Чикаго в 1970‑х.

А Эстония сейчас привлекает средства Евросоюза для пилотного проекта ревитализации хрущевок в городе Тарту путем льготного кредитования жителей этих домов — с теми работают инспекторы, которые объясняют, как получить заем и на какие конкретно работы его лучше направить.

“Ревитализация хрущевок — сложно реализуемый процесс, — говорит архитектор Анна Кирий. — Сроки их эксплуатации давно истекли, а люди хотят быстрых решений”. Она призывает не только думать о хрущевках, но и активно строить новое жилье. “Я за жилье и квадратные метры: это всегда будет нужно, — говорит архитектор. — Но подход нужно перевернуть с головы на ноги: сначала строить инфраструктуру, общественные зоны и транспортные коммуникации, а уже потом жилье”.

По новому генплану в Киеве за 20 лет должны возвести 28,6 млн кв. м нового жилья. Это в среднем 17 тыс. квартир в год, что примерно соответствует темпам прироста населения Киева. Кличко хочет в итоге достигнуть показателя жилищной обеспеченности в 29 кв. м на человека с приоритетом “одна семья — отдельная квартира”.

Планка поставлена высокая, но достаточно разумная: за весь 2018‑й в столице приняли в эксплуатацию 1,3 млн кв. м жилья (более свежих данных нет). Сейчас на каждого горожанина приходится по 23 квадрата жилой недвижимости.

 

  

Квартирной застройкой планы Кличко не ограничиваются: он готов уделить повышенное внимание промзонам, на территории которых сейчас работают 11% киевлян — то есть примерно 370 тыс. человек. Самые большие районы концентрации старых предприятий — это Подол, Куреневка, Нивки, Отрадный и Теличка. Команда нынешнего мэра хочет реструктуризировать их: многие строения демонтировать, чтобы построить на их месте жилье, общественные пространства и технологические парки.

При этом власти собираются создать промзону нового типа: генплан-2040 предусматривает строительство Киевской бизнес-гавани на Троещине — индустриального парка с производственными мощностями. Инвестиции в проект оценены в $ 440 млн, это должны быть частные деньги. “Идея неплохая, ведь производить в Украине выгодно”, — считает Попов из Архиматики. Бизнес-гавань на Троещине сможет еще и частично разгрузить столичные мосты.

Рынок труда Киева за следующие 20 лет вырастет почти на 50% — до 2,5 млн рабочих мест. И генплан предусматривает интенсивное их создание как раз на Левом берегу. Сейчас там проживает до 40% населения города, но на такой густонаселенный район приходится лишь пятая часть всех рабочих мест столицы.

Во всей этой истории Кирий волнует тот момент, что в столице промзоны занимают берега Днепра, которые должны быть рекреационной, а не индустриальной зоной. Испанский город Бильбао имел подобную проблему и вынес предприятия с набережной реки Нервион, чтобы построить прогулочные дорожки и культурные объекты. Теперь последние, если верить данным бывшего мэра этого города Ибона Аресо, генерируют сотни миллионов евро ежегодной прибыли.

Если же город все‑таки решит расстаться с частью рекреационной зеленой зоны, то должен запросить за это хорошую цену. “Надо определяться с приоритетами: либо наполнение бюджета, либо зеленая зона”, — говорит по этому поводу Игорь Дивчур, урбанист из компании GeoDesign.

фото 1

КВАРТИРНЫЙ ВОПРОС: В Киеве нужно строить много нового жилья, уверена архитектор Анна Кирий

Кличкогорстрой

Представленный Кличко документ формально направлен вперед. По сути же он еще и легализует все те строения, которые появились в Киеве в последние годы вопреки действующему генплану. Именно так об этом говорил в беседе с НВ один из топ-чиновников КГГА, пожелавший остаться неназванным.

А известный столичный архитектор, также на условиях анонимности, заявил: “Генплан-2040 — это калька плана-2025, который писал бывший мэр Леонид Черновецкий тоже с целью легализации застройки и распила охранных зон”.

Проблема хаотичной застройки Киева высотками связана с тем, что в последние 10 лет система разрешений в городе функционировала так, чтобы размыть границы ответственности всех участников. Но при этом, как считает Юлия Никитина, городская активистка и бывший координатор проектов на Андреевском спуске, оставить чиновникам всех инстанций возможность вымогать у бизнеса взятки на всех этапах строительства. “В итоге никто не видел проектов жилого комплекса Ярославов град на месте Сенного рынка и ЖК Подолград-Винтаж на Валах”, — говорит она.

По данным анализа компании GeoDesign, из 766 новостроек Киева, появившихся за последние пять лет, 328 объектов лишь частично отвечают нынешнему генплану, а 31 выходит за все законные рамки.

фото 2

УЙТИ ОТ СССР: Советник мэра Максим Бахматов в деле ревитализации столичных хрущевок предлагает ориентироваться на опыт бывших соцстран. То есть запустить программу капитального ремонта старого жилого фонда

Танцы вокруг кресла

Местные выборы в Киеве должны пройти в октябре этого года. Сейчас Кличко опирается в столичном совете на самую большую фракцию Солидарность (48 мандатов) плюс депутатов Единства (еще 15 мандатов), имея, таким образом, большинство из 120 возможных голосов.

Но судя по итогам парламентских выборов, на которых во всех мажоритарных округах столицы, как и в целом в партийном разрезе победили представители Слуги народа (СН) Владимира Зеленского, даже если нынешний градоначальник удержится в кресле, поддержки депутатского корпуса он лишится.

А если в Киеве сменится власть, то, вероятно, она изменит и генплан, исходя из своего видения, считает Анатолий Октисюк, политический аналитик экспертного центра Дом демократии.

По данным исследования компании Социальный мониторинг, проведенного в середине декабря, самый высокий рейтинг в столице все же имеет Кличко — 27,8% респондентов поддержали мэра. Второй по популярности — телеведущий Андрей Пальчевский, активно сотрудничающий с Зеленским, у него 8,9%. Третьим с долей в 6,7% стал шоумен Сергей Притула, один из членов партии Голос Святослава Вакарчука. В хвосте топ-4 оказался экс-гендиректор телеканала 1+1 и член фракции СН в Верховной Раде Александр Ткаченко — уровень его поддержки составил 4,5%.

Есть и данные исследования соцгруппы Рейтинг: в нем Притуле и Кличко доверяют больше всего — по 35% опрошенных. При этом антирейтинг шоумена составляет 39%, а вот мэра — целых 55%.

Но и Ткаченко не стоит сбрасывать со счетов: перед всеми оппонентами у него есть существенный бонус — бывшего телеменеджера может поддержать лично Зеленский. Тем более что тот уже едва не назначил депутата от СН главой КГГА. “Даже был готов соответствующий указ, но не случилось”, — рассказал осведомленный источник в президентской фракции.

Ткаченко, встречаясь с НВ в офисе телеканала 1+1, подтвердил свою заинтересованность в должности мэра столицы. “Я хочу этого вызова”, — сказал бывший политический журналист и экс-руководитель телеимперии миллиардера Игоря Коломойского.

При этом Ткаченко заявил, что будет пытаться победить Кличко какими‑то очевидными вещами. Например, правом города оставлять в своем бюджете не 40% налога на доходы физлиц, как сейчас, а 50%, — чтобы иметь больше ресурсов для развития. Соответствующий законопроект Ткаченко уже внес в ВР.

Кроме того, депутат хочет усилить полномочия и возможности киевских районов. В начале октября парламент принял в первом чтении разработанный бывшим телеменеджером закон о столице, который предусматривает передачу власти и бюджетных средств райсоветам. Также в нем есть пункт о проведении выборов в Киевсовет по открытым пропорциональным спискам — в нынешних условиях это прямой путь к триумфу СН на местном уровне.

К генплану по версии Кличко метящий в мэры Ткаченко относится скептически. “Когда петух клюнул, они вспомнили и про генплан, и про ремонты, и про дороги, — заявил НВ политик. — Порыв правильный, но его исполнение связано, скорее всего, с тем, о чем вы говорите [с легализацией существующих застроек]”.

Активная избирательная кампания в Киеве еще не началась, а политологи уже предвидят принципиальную дискуссию о том, в каком направлении нужно развивать город. Ремонтно-дорожным приоритетам Кличко другие кандидаты противопоставят собственные урбанистические наработки, касающиеся и наполнения бюджета столицы, и развития городских пространств, и создания рабочих мест.

Какой политик станет новым мэром? Какие идеи развития города он будет проповедовать? Эксперты пока не имеют ответов на эти два вопроса. Но Октисюк надеется, что при любом исходе выборов столичные власти займутся кардинальным улучшением качества жизни в главном городе страны. “Киев необходимо сделать драйвером всеукраинского экономического развития”, — считает политолог.