Музеи

Куда приводят мечты

Благодаря технологическим новинкам лучшие музеи мира переживают революцию

Лучшие музеи мира переживают революцию — теперь здесь популярны роботы-экскурсоводы, дополненная реальность в экспозициях, возрожденные нейросетями гении прошлого и 4D-видео с запахами и прочими эффектами. Не успев появиться, технологические новинки становятся достоянием музейного дела

  

Ирина Крикуненко

  

  

Его зовут Каспаров, так же, как великого шахматиста. Он работает экскурсоводом в Национальном музее Австралии с 2013 года, но зарплату не получает. Ведь Каспаров — робот.

Он и еще один робот по имени Честер бродят по Национальному музею с панорамными камерами на головах и помогают дистанционно осматривать виртуальным посетителям корабль первых поселенцев, велосипед Кэдела Ли Эванса, первого австралийца, выигравшего велогонку Тур де Франс, и навигационные приборы путешественника Джеймса Кука.

Впрочем, у Честера и Каспарова есть напарник-человек, он дополняет рассказ роботов и отвечает на вопросы посетителей.

Особой популярностью роботы-экскурсоводы пользуются у детских групп, которые при их помощи могут посетить выставку по школьной программе, не выходя из класса. Также, уверены сотрудники музея, роботы полезны людям с ограниченными возможностями, как и жителям фактически любого уголка земного шара, которые решили побывать в музее виртуально.

С помощью 3D-печати, роботов, элементов искусственного интеллекта и различных высокотехнологичных гаджетов классические музейщики популяризируют искусство, историю и науку в эпоху диджитал. А некоторые, наоборот, используют технологии как предмет искусства и отстраивают во имя науки целые инновационные города. Тут посетители с роботами играют в футбол, в шлеме виртуальной реальности летают в космос, а на симуляторе делают операции.

Еще одна популярная в мировом музейном деле новация — возрождение великих художников, писателей и исследователей при помощи нейросетей.

Мы конкурируем со стриминговым сервисом Netflix и компьютерной игрой Candy Crush, а не с другими музеями
Шри Шринивасан,
экс-глава департамента цифровых технологий нью-йоркского Метрополитен-музея

Как бы там ни было, сегодня трудно найти инновационные решения, мимо которых прошли те лидеры музейного дела, которые ввязались в мировую гонку за посетителя и располагают к тому же солидными финансами.

“Мы конкурируем со стриминговым сервисом Netflix и компьютерной игрой Candy Crush, а не с другими музеями”, — утверждает Шри Шринивасан, экс-глава департамента цифровых технологий нью-йоркского Метрополитен-музея (The Met), одного из самых посещаемых художественных музеев мира. Именно поэтому, по его словам, The Met, как и некоторые другие музеи, вкладывает средства в технологии. Основная задача — сделать пространство более интерактивным и удобным для посетителя, взгляд которого прикован к смартфону.

Если музейное дело будет развиваться в этом направлении и дальше, полагают эксперты, залы музеев уже в ближайшее десятилетие преобразятся в технологичные парки.

“Культура познания меняется, — уверен Бйорн Гельд­хоф, арт-директор киевского PinchukArtCentre. — То, как люди используют технологии, тоже меняется кардинально. Музеи должны быть готовы отреагировать и взаимодействовать с этим”.

график
Увековечить в цифре

The Met входит в тройку самых популярных музеев мира, ежегодно его порог переступают более 7,4 млн посетителей. Причину его популярности профессионалы видят не только в уникальной экспозиции, объединяющей под одной крышей фламандскую живопись XVII века и три десятка картин одного из гениев ХХ века Пабло Пикассо, но и в громком имени самого музея и его готовности к инновациям. Так, уже в 2015 году штат отдела цифровых медиа The Met состоял из 70 человек, а еще 70 специалистов занимались техническим оборудованием.

Тогда же руководство музея приняло решение о стратегии его развития, которая предполагает не альтернативу таким технологическим гигантам, как Facebook и YouTube, а приобщение к их миру.

“Миссия The Met — найти способ уместиться рядом с ними [технологическими гигантами]”, — говорил тогда Шринивасан.

За последние три года музей выложил в интернет почти полмиллиона экспонатов: теперь их можно изучить в открытом доступе на сайте и скачать на смартфон. Кроме того, посетители The Met могут приобщиться к творчеству: фотографировать любой понравившийся экспонат и создавать из него свою собственную цифровую модель. На сайте музея подробно расписано, какое программное обеспечение для этого использовать и какие онлайн-учебники помогут.

Для тех, кто не хочет обременять себя этим занятием, на сайте представлено 70 уже готовых 3D-моделей. Их можно использовать по своему усмотрению: распечатать, исследовать и даже поменять дизайн.

Национальная портретная галерея Смитсоновского института, одного из крупнейших научно-исследовательских центров США, пошла дальше и распечатала трехмерные копии маски Авраама Линкольна, скелета мамонта и первого в истории человечества самолета, созданного братьями Райт, с тем, чтобы посетители могли потрогать то, что обычно находится за стеклом.

Похожие технологии для “оживления” египетских мумий использовала команда шведского Музея Средиземноморья в Стокгольме. Благодаря 3D-копиям теперь каждый посетитель может изучать содержимое саркофага и анатомию мумии на специальном цифровом столе.

А вот Национальный музей передовой науки и технологий в Токио может похвастаться целой цифровой планетой — огромная жидкокристаллическая Земля в режиме реального времени показывает изменение погоды и движение водных масс. Но главный персонаж музея — робот Asimo, который трижды в день выходит потанцевать, поболтать и поиграть в мяч с посетителями.

Еще один знаменитый музей будущего — Город науки и искусства в Валенсии. Хоть упор тут и сделан на футуристическую архитектуру, по экспозиции он ничуть не уступает японскому. Тут на специальном симуляторе можно остановить рукой торнадо, разобрать человека на органы и ощутить невесомость.

Интерактивное познание научных аксиом вообще является трендом в современных технологических музеях. Например, Национальный музей воздухоплавания и астронавтики США готов отправить вас в космос в VR-капсуле за считаные секунды.

Для подобного “путешествия” у итальянского музея естественных наук MUSE в Тренто есть целый мультимедийный тоннель. В нем благодаря объемному звуку и видеопроекциям у посетителей возникает иллюзия полета над Альпами.

А одним из самых удачных примеров интеграции цифровых технологий в мир прекрасного специалисты называют систему The ARTLENS Gallery в Художественном музее Кливленда. Помимо стандартного приложения на смартфон и Bluetooth-гида по залам, она включает в себя 12‑метровую сенсорную стену. На ней 20 человек одновременно могут рассматривать до мельчайших подробностей любой из 4 тыс. объектов коллекции.

Также зал оснащен интерактивными экранами, которые считывают движения. Благодаря этому можно попытаться в точности повторить позу героя одной из картин и получить фото.

“Мы считаем, что игра — это интересный способ привлечь людей к разговору об искусстве и получении знаний об искусстве”, — говорит Лори Винке, одна из создателей The ARTLENS Gallery.

С коллегой солидарны кураторы многих музеев, поэтому отдельное внимание в своем деле уделяют мобильным играм и квестам по экспозиции. Их, как правило, можно скачать на смартфон на GooglePlay или AppleStore.

Так, гости The Met могут погрузиться в детектив Убийство в The Меt, также посетители в лондонской галерее Tate играют в Наперегонки со временем или в Британском музее в Лондоне становятся героями Ночи музеев.

А в американском Музее Дали (Сент-Питерсберг) удалось оживить знаменитого художника — теперь он приветствует посетителей в полный рост с экрана и рассказывает о себе. Нейросети изучили его на старых видеозаписях и наложили мимику на лицо актера.

фото

МИР ИЛЛЮЗИЙ: В Национальном музее воздухоплавания и астронавтики в Вашингтоне при помощи технологий можно “полетать” на военном самолете или отправиться в “космос” на межпланетном корабле

Цена прогресса

Технологический прогресс в стенах галерей отражается в цифрах. Например, с момента внедрения роботов посещаемость Национального музея Австралии взлетела с 2,1 млн посетителей в год до 3,9 млн в прошлом году.

На посещаемости The Met диджитализация тоже сказалась позитивно — теперь сюда в год приходят на 2 млн больше посетителей, чем в 2015‑м, когда инновации только начинали внедрять.

Хотя идти в ногу с прогрессом — удовольствие не из дешевых. Например, музею MUSE мультимедийный тоннель обошелся в 4,6 млн евро. А больше всего потратился Художественный музей Кливленда — полная реновация его зданий и выставки стоила $ 350 млн. Это увеличило посещаемость на 30 %, которая теперь стремится к 1 млн в год.

Говорят о постепенной окупаемости инвестиций и в Городе науки и искусства Валенсии: при вложениях в 900 млн евро тут ежегодно выручают по 113 млн евро.

“Инвестиции высоки, но мы работаем с широкой аудиторией, — рассуждает об обновлениях Гельдхоф. — А значит, помимо денег, мы должны придумать, как она будет взаимодействовать с технологическим прогрессом”.

Хотя музеи уже вовсю экспериментируют в этом направлении, как они изменятся под влиянием технологий в ближайшем будущем, прогнозировать никто не берется. “Вопрос в том, как технологии повлияют на наш опыт восприятия жизни, — поясняет Гельдхоф. — И от этого зависит, как будет меняться все остальное”.

К примеру, радикально изменить музейный мир сможет прорыв в работе над искусственным интеллектом, которая на сегодняшний день еще не завершена.  То же можно сказать и о квантовом компьютере.

Пока же ученые сфокусированы на совершенствовании музейных роботов. Например, такой железный гид, созданный в японском Университете Сайтама, умеет распознавать эмоции своих слушателей и при необходимости меняет поведение. Конкуренцию ему могут составить гиды в виде голограмм.

И бояться такого галопирующего технического прогресса не стоит, уверен Гельдхоф: “Как бы там ни было, у нас всегда остаются обычные музей. Ведь исследуя работы Моне [французского живописца Клода Моне] онлайн, вы никогда не сможете испытать тех же эмоций, что и глядя на них живьем”.

Материки науки

НВ собрал пятерку самых популярных и инновационных музеев мира, посвященных достижениям человечества в области науки и технологий

 

 

Национальный музей воздухоплавания и астронавтики

 

 

Адрес: Вашингтон (США), 655 Jefferson drive SW, Washington, DC 20560

6,2 млн посетителей в год

Вход: свободный

 

Это один из самых популярных музеев мира, и все благодаря интерактивной экспозиции, буквально напичканной технологическими новинками. Так, любой посетитель музея может представить себя пилотом и попробовать силы на симуляторе полетов военных самолетов. Или же в формате 3D в скоростном режиме воочию наблюдать, как стареет Вселенная.

Также можно с помощью капсулы виртуальной реальности отправиться в космос или же изучить поверхность Солнца с помощью технологичных телескопов в штатной обсерватории. Тут же предлагают опробовать и 16‑дюймовый Мемориальный телескоп Кука, которым ранее пользовались гарвардские исследователи.

В огромных ангарах и павильонах музея представлена крупнейшая в мире коллекция исторических самолетов и космических аппаратов в натуральную величину. В экспозиции — скафандр Алексея Леонова, первого человека, вышедшего в открытый космос, американские луноходы и луномобили, марсианские разведывательные аппараты Spirit и Opportunity, а также сделанные ими фотографии в большом разрешении.

Национальный музей воздухоплавания входит в группу музеев Смитсоновского института — одного из крупнейших научно-исследовательских заведений страны. В его составе 19 музеев, 21 библиотека и 9 исследовательских центров. Смитсоновские музеи всегда ставят технологии во главу угла, и Национальный музей воздухоплавания и астронавтики не исключение.

 

 

Китайский музей науки и техники

 

  

Адрес: Пекин (Китай), 5 Beichen E Rd, Ao Yun Cun, Chaoyang

4,4 млн посетителей в год

Вход: 30 юаней ($ 4,5)

 

Тут под одной крышей собраны все достижения китайской науки и прослежены этапы развития высоких технологий, начиная с древних времен и до сегодняшних дней.

Посетитель знакомится с передовыми разработками в космосе, энергетике, медицине, экологии и прочих сферах, а затем в отдельном павильоне вникает в историю китайской науки и объясняет ее азы детям при помощи современных аттракционов и экспериментариумов. Здесь можно поиграть на арфе с инфракрасными лучами вместо струн, а с помощью шлема виртуальной реальности — уменьшить себя в тысячи раз и исследовать структуру растений.

Также тут предлагают попробовать себя в медицине — сесть на стул-сканер и проинспектировать степень искривления собственного позвоночника, а затем попытаться сделать другу МРТ.

В распоряжении музея четыре высокотехнологичных кинотеатра. Один из них — самый большой в мире, где одновременно могут смотреть фильмы 700 человек. Еще один — в передовом формате 4D, при помощи которого зритель может ощутить не только дождь, снег или туман, но также все запахи и даже вкусы.

 

 

Музей науки

 

 

Адрес: Лондон (Великобритания), Exhibition Rd, South Kensington, London SW7 2DD

3,29 млн посетителей в год

Вход: свободный

 

На пяти этажах (30 тыс. кв. м) предлагается экскурс в эволюцию науки и технологий. Каждый зал — отдельная тема, от достижений космонавтики до бытовых изобретений.

Например, в зале часов собраны механизмы всех времен, включая те, чья работа рассчитана на 10 тысяч лет. А в зале печатного дела представлены станки разных эпох.

Фонд музея насчитывает более 300 тыс. экспонатов, среди которых старинные паровозы в натуральную величину, работающий паровой двигатель Корлисса, первый реактивный двигатель, командный модуль космической миссии Аполлон 10 и античные медицинские инструменты.

Как и в других передовых научных музеях мира, большая часть экспозиции доступна для взаимодействия и экспериментов. Например, можно попробовать починить узел летательного аппарата в рукавицах астронавта и собственноручно запустить паровой двигатель.

Также каждый зал оснащен развлекательным интерактивом — с помощью специальных экранов и камер можно состарить себя на 50 лет и проверить лицо на симметрию.

 

 

Город науки и искусства

 

 

Адрес: Валенсия (Испания), Av. del Professor López Piñero, 7

2,6 млн посетителей в год

Вход: 38 евро (комплексный)

 

В третьем по величине городе Испании на осушенном дне реки для демонстрации достижений в области науки и искусства возведен целый мини-городок площадью 350 тыс. кв. м. Он состоит из пяти сооружений: оперный театр и театральная сцена; кинотеатр IMAX, планетарий и театр лазерных постановок; научный музей; галерея и сад; океанариум. Все локации отличаются инновационной архитектурой и оснащены по последнему слову техники.

Научный музей разделен на тематические секции: биология, физика, архитектура, спорт и прочие. Практически все экспонаты являются интерактивными, а значит, посетитель может их не просто потрогать, но и принять участие в научных экспериментах, которые проводят сотрудники музея.

Одним из самых интересных подразделений музея является океанариум под открытым небом, самый большой в Европе. Тут обитают 45 тыс. животных, которые сгруппированы в девять крупнейших на планете экосистем: острова, тропики, океаны, Арктика, Антарктика и прочие.

Общие инвестиции в музей составили 900 млн евро и превысили изначальный бюджет проекта в три раза. Теперь музей приносит ежегодно 113 млн евро и является местом работы для 3,5 тыс. сотрудников.

 

 

Национальный музей передовой науки и технологии Mираикан

 

 

Адрес: Токио (Япония), 2 Chome-3‑6 Aomi, Koto City, Tokyo 135‑0064

2,46 млн посетителей в год

Вход: 630 йен ($ 5,7)

 

Mираикан с японского переводится как Музей будущего, и это название оправдано — тут представлены передовые технологические разработки и достижения японских ученых. Семь музейных этажей поделены на тематические залы: космос, организм человека, робототехника, планета Земля и прочие. Все зоны тут также интерактивные, а экспонаты — рабочие.

Например, посетители могут собрать человека по частям тела или попробовать удалить аппендицит на симуляторе. Тут также можно понаблюдать, как “нежно вибрирует” Япония с помощью системы сейсмометров, и отследить погоду на планете вплоть до температуры океана на жидкокристаллическом глобусе.

На специальном высокотехнологичном симуляторе можно испытать на себе прелести орбитального полета и ощутить невесомость.

Особый восторг посетителей вызывает выставка робототехники. Ее звездой считается робот-андроид Asimo компании Honda, который выходит погулять в выставочные залы три раза в день. С ним можно перекинуться парой словечек, потанцевать и даже поиграть в футбол.

Иди и смотри

10 популярных художественных галерей мира, где будущее уже наступило

  

 

Метрополитен-музей

 

  

Адрес: Нью-Йорк (США), 1000 Fifth Avenue at 82nd Street

7,4 млн посетителей в год

 

Музей входит в тройку самых посещаемых галерей мира благодаря богатой коллекции античных артефактов из Египта, Греции, Рима, Востока, Африки и Азии. Художественное собрание музея включает работы Амедео Модильяни, Клода Моне, Эдуарда Мане, Винсента Ван Гога, Диего Веласкеса, Караваджо, Тициана, Рембрандта.

Чтобы шагать в ногу с технологическим прогрессом, галерея оцифровала почти 400 тыс. своих экспонатов и предоставляет возможность не только любоваться ими в Сети, но и скачивать для редактирования на девайсы. Также экспонаты можно распечатать на 3D-принтере.

  

  

Галереи Тейт

 

 

Адрес: Лондон (Великобритания), Millbank, Westminster SW1P 4RG

7 млн посетителей в год

 

Тейт Британия и Тейт Модерн — крупнейшие представители семьи британских галерей Тейт. Тут хранится самое обширное собрание шедевров британского искусства с 1500 года до наших дней. Среди экспонатов — Офелия Джона Милле и Купальщица Уильяма Этти. Их в числе 75 отдельных коллекций команда музея оцифровала и выложила на сайт.

Тут же посетители Тейт Британии могут участвовать в обучении искусственного интеллекта, помогая ему находить сходство между экспонатами и современными реальными фото на Reuters Pictures. Еще одна новация — виртуальная прогулка по ночным залам галереи при помощи управляемых роботов.

  

 

Национальный музей Австралии

 

 

Адрес: Канберра (Австралия), Lawson Cres, Acton ACT 2601

3,9 млн посетителей в год

 

Крупнейший музей страны, посвященный истории формирования австралийской нации, представляет пять постоянных экспозиций: Галерея первых австралийцев, Связанные судьбы, Горизонты: заселение Австралии, Нация: символ Австралии, Вечность: история бурного сердца Австралии. Ознакомиться с ними дистанционно помогают два робота-экскурсовода с камерами на головах. Также посетителям прямо в здании музея с помощью виртуальной реальности и интерактивных экранов предлагается совершить путешествие в прошлое.

  

  

Национальная портретная галерея США

  

 

Адрес: Вашингтон (США), 8th and F Sts NW. Washington, DC 20001

2,3 млн посетителей в год

 

Галерея специализируется на портретах знаменитых американцев и входит в состав Смитсоновского института, который известен своими научными разработками. Именно благодаря им сотрудникам удалось создать и распечатать на 3D-принтере детализированные портреты американских президентов Джорджа Вашингтона, Авраама Линкольна и даже Барака Обамы. А поскольку тут хранится единственная полная коллекция портретов всех президентов США за пределами Белого дома, залы галереи оснащены интерактивными столами для более детального изучения экспонатов.

  

  

Музей Гетти

 

 

Адрес: Лос-Анджелес (США), 1200 Getty Center Dr, Los Angeles, CA 90049

1,5 млн посетителей в год

 

Гетти считается самым большим художественным музеем на западном побережье Америки. Тут представлены античные артефакты, а также полотна знаменитых художников — Рембрандта, Винсента Ван Гога и Пьера Ренуара. В 2013‑м музей одним из первых выложил в открытый доступ более 4.600 экспонатов в цифре.

Также музей дает возможность знакомиться с экспозицией посредством технологии дополненной реальности. С помощью веб-камеры можно получить на листе бумаги 3D-проекцию экспоната и даже покрутить его в руках.

 

  

  

Национальный музей Сингапура

 

 

Адрес: Сингапур (Сингапур), 93 Stamford Rd, Singapore 178897

960 тыс. посетителей в год

 

Несмотря на то что музей считается одним из старейших в стране, новые технологии ему не чужды. Все залы снабжены сенсорными дисплеями и видео­экранами, благодаря которым посетитель может погрузиться в историческое прошлое города-государства. Также ему предоставляется электронный путеводитель, который помогает корректировать маршрут и не дает пропустить главные экспонаты музея. Среди них Сингапурский камень, золотые орнаменты Священного холма с Восточной Явы, одна из самых ранних фотографий Сингапура, завещание отца малайской литературы Абдуллаха бин Абдулы Кадира и прочие.

 

 

 

Художественный музей Кливленда

 

 

Адрес: Кливленд (США), 11150 East Blvd, Cleveland, OH 44106

769 тыс. посетителей в год

 

Музей, где представлены античные, азиатские и средневековые коллекции, а также внушительная художественная экспозиция из полотен Рубенса, Караваджо, Винсента Ван Гога, Пьера Ренуара и Поля Гогена, пусть и уступает по масштабам крупнейшим мировым галереям, но однозначно является одним из самых инновационных. Все произведения доступны на громадной мультимедийной стене, где могут одновременно работать до 20 человек. Также к услугам посетителей — Bluetooth-гид. Еще одна новация — при помощи датчиков движения и прочих технологий посетители могут принимать позы в точности как у героев знаменитых картин и таким образом становиться изображенными на них, а при желании фотографироваться.

  

   

Смитсоновский музей дизайна Купер-Хьюитт

 

 

Адрес: Нью-Йорк (США), 2 East 91st Street, New York, NY 10128

316,9 тыс. посетителей в год

 

Этот музей, как и большинство представителей музейной семьи Смитсоновского университета, впечатляет технологическими новинками. Экспозиция из предметов мебели, керамики, декора, музыкальных инструментов, украшений, скульптур и картин охватывает 240 лет истории дизайна. Получить в электронном виде информацию о любом экспонате и даже создать собственный музей можно с помощью “умной ручки”, а интерактивный стол позволит поработать над собственным дизайном комнаты.

  

  

Музей Рубенса

 

 

Адрес: Антверпен (Бельгия), Wapper 9‑11, 2000 Antwerpen

200 тыс. посетителей в год

 

Дом, в котором жил знаменитый нидерландский художник Питер Пауль Рубенс, сегодня стал музеем его жизни и творчества. Тут можно ознакомиться с восстановленными интерьерами жилища Рубенса, а также с эскизами картин и автопортретами. Каждый из них подключен к технологии iBeacon: с помощью Bluetooth-маяков посетитель может на планшете изучить экспонат до реставрации, узнать интересные факты о нем и с помощью дополненной реальности восстановить недостающие части интерьера

  

 

  

Музей Алларда Пирсона

 

 

Адрес: Амстердам (Нидерланды), Oude Turfmarkt 127, 1012 GC Amsterdam

60,4 тыс. посетителей в год

 

Этим археологическим музеем заведует Амстердамский университет, взявший шефство над собраниями артефактов из Египта и с Ближнего Востока, а также коллекцией эпохи Средневековья. Чтобы изучать амфоры и скульптуры было интереснее, к услугам посетителей “умная лупа” — одна из первых разработок проекта ЕС по диджитализации музейного пространства meSch. С ее помощью и благодаря дополненной реальности можно получить информацию об экспонатах и даже оживить орнаменты.

Также тут доступна “умная выставка”: виртуально перемещая предметы экспозиции, посетитель самостоятельно активирует аудио- и видеосправку.