Мнения

Открытым тестом

Уровень знаний украинских школьников в чтении, математике и естественных науках — ниже среднего. Что делать родителям и как менять свою образовательную политику государству?

Уровень знаний украинских школьников в чтении, математике и естественных науках — ниже среднего. Что делать родителям и как менять свою образовательную политику государству?

  

  

Иванна Коберник,
соосновательница ГО Смарт
освіта, советница министра
образования  и науки Украины

  

Украина впервые приняла участие в Международной программе по оценке образовательных достижений учащихся (PISA). Исследование проводится раз в три года, на этот раз в 78 странах. PISA проверяет 15‑летних подростков, уровень их читательской грамотности, компетентность в математике и естественных науках. В Украине тестирование прошли почти 6 тысяч школьников из всех типов учебных заведений: сельских и городских школ, общеобразовательных и специализированных, лицеев, гимназий, ПТУ и колледжей.

Четких мест в рейтинге PISA нет, но есть, так сказать, слот. Согласно ему, Украина оказалась в середине списка: по читательской грамотности — между 37‑м и 42‑м местом, по математической компетентности — между 41‑м и 46‑м, по естественным наукам — между 35‑м и 42‑м.

Главная ценность PISA состоит в том, что проверяется не знание детьми конкретной образовательной программы, а их умение и способность решать максимально жизненные задачи, применяя знания и навыки, полученные в школе. По сути, проверяется готовность 15‑летнего подростка к реальной жизни, ведь работодателей или университет не интересует, по какой программе ты учился, — важно, умеешь ли ты справляться с реальными ситуациями.

По чтению и естественным наукам Украина несколько ниже среднего уровня в странах ОЭСР (это страны с высоким уровнем дохода), а вот результаты по математической грамотности — драматически неутешительны.

Чтобы понять природу этих цифр, достаточно взглянуть на задания PISA. Правда состоит в том, что таких задач не встретишь в украинских учебниках и программах (за редким исключением). В тестах на чтение нет заданий на знание определенных произведений или героев. Они содержат комбинированные или прерванные тексты: отрывок художественного текста, далее — научно-популярного или информационного, таблицу, график или диаграмму. От ученика требуется найти необходимую информацию, предоставленную в нескольких отрывках, интегрировать содержание разных частей текста, понять контекстный смысл слова или фразы.

2020-й объявлен годом математики

Украинским подросткам оказалось сложно критически оценить текст, высказывать предположения. Сделать детальный анализ незнакомого текста, если необходимо было делать предположение в условиях отсутствия очевидной информации, — с такими заданиями справились менее 4% школьников. В то же время дети в большинстве своем справились с заданиями, где нужно было определить главную идею текста, сделать простые выводы и провести некоторые сравнения с информацией в тексте — этот тип заданий есть в украинских учебниках, но таких навыков в информационном мире XXI века явно недостаточно.

В математике тенденция еще более неутешительна: дети успешно выполняют задания на применение элементарных алгоритмов и формул, справляются с задачами с целыми числами, идентифицируют очевидную информацию и могут выполнить действия по четким инструкциям. Но аргументировать свои действия, используя процентные соотношения, решить задачу, используя простые или десятичные дроби, — составило проблему для большинства 15‑летних. Лишь 5% выполнили задания, где нужно было работать со сложными моделями и ситуациями, показать умение размышлять, аргументировать, обобщать, уметь символически представить ситуацию.

Основной заказчик и потребитель результатов PISA — государство, именно оно может использовать детальный научный отчет и изменить свою образовательную политику так, чтобы дать детям лучшие шансы получить в школе полезные и применимые в реальной жизни знания и навыки. Что, в свою очередь, могут сделать родители?

Лучшие результаты в чтении показывали те дети, которые читают для удовольствия, и не­обязательно художественные книги, а также те, кто ищет и читает информацию в интернете, в том числе публицистическую или научную.

Лучшие результаты показывают дети, которые ощущают поддержку родителей (PISA — это не только тест, но и анкета, позволяющая измерить субъективное представление ребенка о его обстоятельствах жизни). Если родители обсуждают с ребенком его учебу, поддерживают разъяснениями и в целом дают понять, что образование важно, ребенок демонстрирует лучшие результаты.

Еще один важный момент, показанный PISA: дроби и проценты, тяжело дающиеся украинским школьникам, — это программа 5–6 класса. Можно, конечно, ждать, когда министерство изменит программы и научит учителей новым методикам, но ваши дети не могут ждать. Объясните им сами на практике, поищите соответствующие советы или видеоуроки онлайн.

Место Украины в нынешнем рейтинге PISA — лишь первый замер, базовая линия. Главное, чтобы МОН использовало полученные данные по полной. Один позитивный сигнал уже есть — министр Анна Новосад анонсировала, что результаты PISA будут учтены в новом госстандарте базовой средней школы, а 2020‑й объявлен годом математики.