Бизнес

На первой передаче

Продажи новых легковых автомобилей растут, но “евробляхи” и американский “биток” не дали дилерам расправить крылья

Продажи новых легковых автомобилей в стране растут, но дешевые “евробляхи” и американский “биток” не дали дилерам расправить крылья

 

Светлана Угнива

 

 

43‑летний архитектор Юрий Гриневский два месяца назад продал свой старый автомобиль и купил новый — KIA Ceed в кузове универсал. Мотив банален: житель Ирпеня не хотел отдавать свое время, силы и деньги на обслуживание и ремонт прежней машины, достаточно долго служившей его семье.

Гриневский предпочел продукт корейской KIA, одной из самых популярных марок в Украине: по итогам 10 месяцев этот бренд занял третью строчку в общем зачете продаж новых машин. По данным информационно-аналитической группы AUTO-Consulting, результат корейцев — это 6,1 тыс. переданных клиентам легковых автомобилей.

Если бы архитектор приобрел не Ceed, а другую модель того же производителя — кроссовер Sportage, он стал бы просто образцовым отечественным покупателем нового автомобиля. Потому что Гриневский живет в Киевской области, а именно жители этого региона традиционно являются самыми частыми клиентами автосалонов: на долю столицы и области приходится 40% всех купленных за 10 месяцев года новых машин. А Sportage оказался самой популярной моделью: с января по конец октября этот кроссовер разъехался по стране тиражом почти 4,9 тыс. экземпляров.

В целом, по подсчетам AUTO-Consulting, за указанный период дилеры продали 71,2 тыс. новых машин, а до конца 2019‑го их будет все 80 тыс. На фоне аналогичного периода прошлого года это хоть и небольшой успех, но все же хороший показатель: плюс 9,6%. Потому что в 2018‑м был спад в 2,3%, вызванный активным ввозом в страну бэушных “евроблях”, и итоговые 78,4 тыс. проданных за год автомобилей с цифрой ноль на одометре. С подобным результатом 41‑миллионная Украина оказалась на 23‑м месте в Европе — примерно вровень с 2‑миллионной Словенией и ниже, чем Словакия с ее населением в 5,4 млн человек.

А если вспомнить суровый постмайданный 2015‑й, когда за 12 месяцев украинцы купили лишь 46,5 тыс. новых автомобилей, то нынешний результат и вовсе выглядит прекрасным.

Но у опытных дилеров нынешняя планка не вызывает восторга: 11 лет назад в стране за любые два месяца в сумме продавалось больше машин, чем сейчас за 10. Тогда, в 2008‑м, Украина показала абсолютный рекорд — 623 тыс. новых автомобилей нашли себе первых владельцев. И национальный рынок был № 6 в Европе, напоминает Марк Парех, директор премиум-брендов и член правления Виннер Групп Украина, представляющей в стране Jaguar, Land Rover, Volvo и Porsche.

Картина машинным маслом

Статистика продаж показывает, что украинцы, если речь идет о новых автомобилях, продолжают ориентироваться на недорогие модели — до $ 20 тыс. Да и продажи низкого, как и среднего, ценовых сегментов выросли быстрее рынка в целом — на 11% каждый.

В стране правят бал демократичный французский Renault — № 1 по продажам, следующая за ним по пятам японская (и традиционно милая сердцу соотечественников) Toyota и претендующий на бронзу умеренный в ценах KIA.

Все упомянутые производители доказывают, что кроме фактора цены на отечественном рынке определяющим является еще и большой, разноплановый модельный ряд.

В первой пятерке, по данным AUTO-Consulting, единственным исключением из правила “чем больше моделей — тем лучше” стал Nissan. Японцы умудрились всего лишь при трех автомобилях, продающихся в салонах марки — кроссоверах Juke, Qashqai, X-Trail (не считая представленного в тестовом режиме пикапа Navara) — найти покупателей на 4,5 тыс. своих машин. И тем самым улучшить на 8,7% собственный результат в сравнении с итогами десяти месяцев 2018‑го.

Показатели Nissan экспертов не удивляют: украинцы продолжают любить кроссоверы. Именно такие автомобили, пусть и не полноприводные, но хотя бы с внедорожным обвесом и увеличенным клиренсом, они стремятся заполучить в свои гаражи.

В десятку самых популярных в стране моделей попали сразу семь SUV, то есть автомобилей сегмента кроссоверов и внедорожников. А в топ-20 это представительство еще заметнее — SUV заняли сразу 15 позиций.

Логично, что и первое место по продажам заполучил паркетник Sportage — один из самых доступных в компактном C-SUV-классе. Корейских кроссоверов, стоящих от 450 тыс. грн, продали втрое больше, чем боготворимых частью населения страны бизнес-седанов Toyota Camry, расположившихся лишь на 10‑м месте в рейтинге самых популярных машин страны.

К слову, именно класс С — самый популярный в сегменте кроссоверов и внедорожников: на него приходится 61% продаж. А сами по себе SUV составляют 65% от всех купленных в стране за 10 месяцев года новых легковых автомобилей.

“Сегмент SUV растет бешеными темпами”, — говорит Руслан Акимов, коммерческий директор Peugeot Citroen Украина. Автопроизводители наращивают предложение подобных автомобилей и в борьбе за потребителя снижают цены. “Человек думает так: если раньше я на эти деньги мог купить простой седан, то теперь чуть доплачу и буду ездить на джипе”, — поясняет Акимов.

Желание “ездить на джипе” буквально сносит голову соотечественникам, что доказывают продажи дорогущего большого немецкого SUV Audi Q8. Новая модель взорвала рынок — за 10 месяцев 2019‑го украинцы приобрели 618 подобных машин стоимостью от 1,5 млн грн, что означает для самой Q8 прибавку в 865% по сравнению с аналогичным периодом 2018‑го.

На то, что у богатых соотечественников не перевелись деньги, указывают и впечатляющие показатели роста некоторых люксовых брендов. Настоящий рекорд — плюс 450% в сравнении с 10 месяцами 2018-го — установил ультрадорогой Rolls-Royce. Правда, в абсолютных цифрах его рывок выглядит менее впечатляющим: 11 проданных машин этой марки в сравнении с прошлогодними двумя.

По 200% прибавили элитный спортбренд Lamborghini и дорогой американский Cadillac: каждый продал в этом году по три машины против одной, нашедшей покупателя в 2018‑м.

А вот результат британского Jaguar впечатляет как процентами (+121%), так и количеством проданных за 10 месяцев 2019-го машин — 294 штуки. Ключевым драйвером стал электрокар Jaguar I-Pace, уточняет Парех.

Ощутимо улучшили свои продажи дорогие бренды Land Rover, Volvo и Tesla. Но в целом премиум-сегмент демонстрирует стабильность. Объяснение кроется в просевших результатах братьев по концерну VAG — VW и Audi. В прошлом году оба бренда сняли сливки на своих дизельгейтных машинах. Как только иссяк поток этих облегченных существенными скидками машин с двигателями на тяжелом топливе, которые дилеры VAG привозили в Украину с рынков тех стран, где подобные аппараты оказались под запретом, результаты обоих “немцев” пошли вниз.

Дизельгейтные машины раздули рынок, говорит Парех, а сейчас их нет. И в целом премиум-сегмент вернулся в реальность, то есть почти не растет.

Действительно же растет рынок машин с электрическим двигателем. По данным ассоциации Укравтопром, за три квартала года число зарегистрированных в стране е-каров увеличилось на 42%. Впрочем, в основе подобного роста лежит низкая база сравнения: годом ранее, когда только начали действовать таможенные льготы для электромашин, их импорт был совсем небольшим.

photo_3

СЕМЕЙНАЯ ЦЕННОСТЬ: Архитектор Юрий Гриневский в этом году купил новый автомобиль — корейского бренда Kia, одного из самых популярных среди украинцев

Хорошая дорогая гривня

Авторынок “поехал” вверх в первую очередь благодаря общей стабилизации экономики и росту доходов, считает Акимов из Peugeot Citroen Украина. Еще одна причина — укрепление гривни, из‑за чего импортные автомобили подешевели, говорит Оксана Борейко, директор по маркетингу компании Рено Украина. Так, с начала года национальная валюта подорожала на 13% относительно американского доллара.

И потому, например, если год назад доступный французский седанчик Peugeot 301 на бензине стоил 350 тыс. грн, то нынче в том числе и благодаря курсовой разнице он подешевел, по словам Акимова, до 285 тыс. Таким образом машина за год потеряла в цене 20% в гривневом эквиваленте. Подобные курсовые “скидки” сыграли свою роль и в продажах других автопроизводителей.

Дополнительно разогревают рынок и становящиеся все более доступными кредиты, а также программы финансирования от самих дилеров. И если летом 2018-го кредитные ставки составляли примерно 14% годовых, то в середине осени они снизились до 10%.

Важность кредитного фактора продавцы знают хорошо: более 10 лет назад, когда рынок был на пике, покупки с привлечением заемных средств занимали до 50% в общей структуре продаж. После череды кризисов кредитные деньги стали дорогими и рынок рухнул. Теперь же начался долгожданный откат.

По оценкам Рено Украина, сегодня уже каждый пятый новый автомобиль в стране приобретается в кредит. У самой компании этот показатель выше — 30%, а все благодаря собственным программам финансирования, в том числе лизингу. У Peugeot Citroen Украина примерно каждый четвертый автомобиль продается с использованием заемных средств. Здесь самая популярная программа — кредит на три года под 0% с предоплатой в 50%, который предоставляет сам продавец.

Да и у банков число запросов на кредитование растет каждый месяц, говорит Роман Бунич, директор департамента продаж через альтернативные каналы и партнеров Креди Агриколь Банка. Мол, рынок достаточно конкурентный, поэтому финучреждениям приходится бороться за клиентов. Из последних новинок в сфере автозаймов — упрощение кредитного договора и отмена нотариального заверения договора залога.

infographic_2
Накупились в хлам

Отечественный рынок новых машин все никак не может встать на путь устойчивого развития. Даже нынешний его прирост мог бы быть существеннее. Но дилерам не дает вздохнуть свободней то, что официальные продавцы в частных беседах именуют словечком “автохлам”.

В январе-сентябре 2019‑го страна, по данным Укравтопрома, импортировала 412,8 тыс. легковых автомобилей на $ 2,6 млрд. Однако на долю новых машин пришлось лишь 16% от общего количества ввезенных машин (65,3 тыс. штук), и на их закупку импортеры потратили $ 1,2 млрд. То есть как минимум $ 1,4 млрд в денежном выражении у авторынка отобрали не первой свежести тачки.

Больше всего новых автомобилей прибыло в Украину из Японии — 13,6 тыс. штук. Лидером же по поставкам секонд-хенда стала Германия — 89 тыс. экземпляров.

Влияние вторички заметно даже географически: позитивная динамика продаж новых машин зафиксирована, по данным AUTO-Consulting, во всех областях страны, кроме Одесской. А все потому, что именно там, на юге, импорт дешевых машин с пробегом стал определяющим. “В регионе есть несколько портов, куда приходят подержанные машины из США. И там же есть точки их продаж”, — поясняет Акимов.

Впрочем, то, что столь выпукло проявляется на Одесчине, характерно для всей страны.

По итогам 10 месяцев среди первых регистраций легковых авто в Украине доля подержанных машин составила 83%, говорит Георгий Овсянников, директор департамента маркетинга Укравто­прома, хотя годом ранее это было 55%. Средний возраст автопарка в Украине, по словам Дмитрия Скляренко из департамента маркетинговых коммуникаций Украинской автомобильной корпорации, теперь составляет 22,2 года. Тогда как в США это 11,8 года, а во Франции — 9,1.

Проблема в виде старых машин заходила в страну волнами. В начале 2019‑го Украина пережила бум регистраций так называемых евроблях — дешевых бэушных машин из Европы. До конца февраля действовали льготы в 50% на их растаможку. И только за январь в стране поставили на учет 51 тыс. подобных машин, а в следующем месяце — еще 85 тыс., рассказывает Акимов.

Далее на руку любителям секонд-хенда сыграла отмена запрета на ввоз машин, выпущенных до введения экологического стандарта Евро-5, то есть до 2010‑го. “Теперь в Украину можно ввезти, растаможить и зарегистрировать легковой автомобиль с пробегом экостандарта Евро-2, другими словами, вплоть до 1996 года выпуска”, — сокрушается Овсянников. При этом новые машины, ввозимые в страну, должны соответствовать куда более строгой норме Евро-5.

Кроме того, в 2019‑м существенно вырос импорт еще одной разновидности автомобилей с пробегом — того самого американского “битка”, который столь заметно повлиял на продажи в Одесской области.

Прежде чем попасть в Украину, американские легковушки и кроссоверы побывали на родине в ДТП и были проданы страховыми компаниями на специальных аукционах по бросовым ценам. Как правило, речь идет о машинах не старше трех лет. Множество небольших украинских компаний взялось завозить в страну “биток”, предлагая не только его подбор на заокеанских аукционах, но и ремонт по месту. В итоге такая “почти новая” машина обойдется клиенту примерно на 20–40% дешевле схожих б / у машин, привезенных из Европы.

У любого бесплатного сыра есть нюансы, и в случае с “битком” это частичная несовместимость европейских и американских версий, что делает сложным ремонт и подбор запчастей. Ко всему прочему покупатель не всегда имеет полную информацию о степени повреждения “аукционного американца” и вряд ли узнает, насколько реальный уровень безопасности подобной машины соответствует заявленному производителем.

“Подобных машин из США заехало много, но они еще не пошли в цикл перепродажи, чтобы люди поняли: [на американском “битке”] они теряют больше, — говорит Юлия Сивак, директор департамента Mazda компании Авто Интернешнл. — А кроме потерь, еще и рискуют безопасностью своей семьи”.

photo_1

ИСКРА ПРОДАЖ: Марк Парех из Виннер Групп Украина доволен продажами “своих” брендов, — и прежде всего Jaguar, у которого буквально “выстрелил” электрический I-Pace

Поедем веселее

Что бы ни происходило с “евробляхами” и штатовским “битком”, от ближайшего будущего участники рынка ожидают позитива. А все потому, что, как выразился Парех из Виннер, ключевые экономические показатели страны улучшаются ровно так же, как и общая бизнес-среда.

Правительство и эксперты действительно выдают позитивные прогнозы роста ВВП на следующий год — в районе 3,7–4,5%. А это значит, что потребительские настроения соотечественников останутся на отметке “покупать”.

Кроме того, банки намерены помочь украинцам больше тратить. По данным недавнего опроса, проведенного НБУ среди фин­учреждений, 74% респондентов прогнозируют увеличение розничного и корпоративного кредитного портфеля.

Все это поможет заполнить своеобразный автовакуум, который существует в стране. В Украине на 1 тыс. населения приходится лишь 215 автомобилей, что заметно меньше, чем у всех соседей: к примеру, в Польше этот показатель равен 571, а в Литве — 415. “Потребность есть, и ее надо удовлетворять”, — говорит по этому поводу Сивак.

По словам Акимова, в глазах глобальных игроков Украина является одной из самых перспективных территорий. А потому если раньше тот же Peugeot Citroen выпускал на местный рынок свои новинки с запаздыванием на год-полтора по сравнению с Европой, то теперь делает это без какого‑либо временного люфта.

Эксперты уверены: по итогам 2019‑го общее число проданных новых машин составит примерно 80 тыс. с небольшим.

А дальше должно быть еще лучше. Сивак считает, что за следующий год отечественный рынок вырастет на 5–10%. И общие продажи новых машин в стране перевалят через отметку в 100 тыс. единиц. В Рено Украина более оптимистичны: прогноз Оксаны Борейко на следующий год — 110 тыс. новых легковушек.

photo_2

СДЕРЖАННЫЙ ОПТИМИСТ: В 2019-м, по мнению Юлии Сивак, директора департамента Mazda компании Авто Интернешнл, отечественный рынок новых машин вырастет еще на 5–10%