Бизнес

Меж двух колес

В Украине рекордно выросли продажи новых мотоциклов. А все благодаря дешевым китайским моделям, на которые оказались падки соотечественники

В Украине рекордно выросли продажи новых мотоциклов. А все благодаря дешевым китайским моделям, на которые оказались падки соотечественники

 

Светлана Угнива

 

 

Владислав Компанец, тренер по карате из Борисполя, не так давно осуществил свою детскую мечту — купил мотоцикл. Его выбор пал на недорогой индийский Bajaj, на котором бориспольчанин катается по окрестностям, а иногда ездит и на работу в Киев.

Насмотревшись на двухколесную жизнь мужа, супруга Компанца решила к ней приобщиться. В результате в семье появился еще один мотоцикл — трехколесный Can-Am канадской фирмы Bombardier.

Трудно сказать, на кого насмотрелись еще несколько десятков тысяч украинцев, но все они в этом году приобрели себе схожие транспортные средства. И тем самым поставили национальный рекорд: за девять месяцев 2019‑го в Украине продали 27,4 тыс. новых мотоциклов. Эти цифры означают прирост в 50% по отношению к аналогичному периоду 2018‑го, а также совпадают с показателем продаж за весь прошлый год. “Рост рынка мотоциклов оказался рекордным”, — говорит по этому поводу Олег Омельницкий, директор аналитической компании AUTO-Consulting.

Теперь новой двухколесной техники в стране продают лишь в два-три раза меньше, чем легковой четырехколесной.

Результат заметен не только в отчетах, но и на улицах крупных городов страны. “Сейчас уже редко на каком светофоре не встретишь мотоциклиста или курьера на мопеде”, — говорит Денис Здоровый, владелец китайского байка Geon Daytona, сделанного по подобию классических американских чопперов. Его внимание к подобной технике собственным мотоциклом не ограничивается: Здоровый является автором проекта Just Ride, направленного на продвижение мотокультуры.

По-своему ощущает резкий прирост числа покупателей двухколесной моторизированной техники и Константин Колот, основатель столичной мотошколы Freeride. “В 2016 году за сезон у нас проходили обучение 60 человек, — рассказывает он. — А сейчас это порядка 100–110 учеников”.

 

раст2

БОЛЬШАЯ МЕЧТА: Мотоцикл — мечту дет­ства — Владислав Компанец из Борисполя купил лишь этой осенью: его выбор пал на индийский Bajaj. На нем он ездит на работу в Киев

Двухколесный рост

Для Оксаны Зименко, физиотерапевта из Броваров, китайский Geon scrambler 250 стал первым мотоциклом в жизни. По ее словам, выбор на эту модель пал из‑за небольшой стоимости — $ 1,7 тыс. (41,6 тыс. грн) и практичности.

Вот это сочетание китайское+не­до­рогое и правит бал на украинском рынке новой мототехники.

Тех же Geon за девять месяцев года продали почти 2 тыс. штук, и в топ-10 самых продаваемых в Украине марок мотоциклов она занимает шестую позицию. Производитель позиционирует Geon как украинский бренд, но собирают эту технику в Китае.

А на первом месте в десятке самых продаваемых, согласно статистике AUTO-Consulting, с показателем 5,6 тыс. экземпляров оказалась стопроцентно китайская марка — Musstang. Цены на ее технику колеблются в пределах $ 1–1,5 тыс. (24,5–36,8 тыс. грн). На втором месте — играющая в том же ценовом сегменте украинская компания Spark, которая свои мотоциклы также собирает в Поднебесной.

Во всем топ-10 только один бренд не связан с Китаем — это индийская марка Bajaj, показавшая седьмой результат.

 

Весь этот дешевый китайско-индийский мотопарк и обеспечил нынешний взрывной рост продаж.

“Когда в стране в 2015‑м подпрыгнул курс доллара, начали активно продаваться “китайцы”, — резюмирует Иван Борщ, бренд-менеджер итальянского премиального мотобренда Ducati, официальным дилером которого в Украине является корпорации УкрАВТО. — Любой человек, имея хотя бы $ 800–900 [19,6–22 тыс. грн], может купить себе такой мотоцикл”. Для того чтобы приобрести Ducati, нужна на порядок большая сумма: самая доступная модель этого бренда стоит от 8,9 тыс. евро (240 тыс. грн).

Неудивительно, что за многотысячным табуном дешевой китайско-индийской мототехники в стране почти затерялись показатели продаж всех именитых японских и европейских брендов, а не только Ducati. Лучший уровень среди них демонстрирует Honda: японцы смогли занять 1% украинского рынка, продав менее 300 своих мотоциклов, стоимость которых стартует с $ 2,6 тыс. (62,9 тыс. грн). Подобного результата хватило лишь на то, чтобы застолбить за собой место во второй десятке марок по продажам. Близкие к Honda показатели имеют немцы из BMW и японцы из Yamaha.

Известные бренды просели в продажах либо же остались на уровне прошлых лет, уточняет Борщ.

Владелец одного из столичных мотосалонов, продающих мототехнику в ценовом диапазоне $ 5–6 тыс., на условиях анонимности признался НВ, что в нынешнем году продажи в этом сегменте упали на треть.

Показательно, что в Европе среди самых популярных мотобрендов китайцев с континента нет вовсе — там сплошь именитые японцы, европейцы и пара тайваньских марок.

Провинциальные кони

Недорогие мотоциклы, за счет которых и растут показатели рынка, покупают в основном в регионах, поясняет Омельницкий из AUTO-Consulting.

“У нас в сегменте мотоциклов по цене до $ 1,3 тыс. 90% клиентов — люди из райцентров”, — говорит Андрей Заболотный, директор компании Мотомания, которая является официальным дистрибьютором техники Bajaj. Именно в сельской местности, где плохие дороги и дефицит общественного транспорта, доступные двухколесные кони становятся ключевым условием мобильности.

Впрочем, недорогие мотоциклы покупают и в городах — дороги там, может, и лучше, но появляется проблема пробок. Об этом хорошо знает 34‑летний столичный тестировщик Алексей Беленький, для которого его бюджетный китайский Lifan KPR — не только увлечение, но и способ быстро добраться на работу в центр с киевской Троещины.

Схожим образом — не роскошь, а средство борьбы с пробками — относятся к мотоциклам все больше жителей крупных городов, уточняет Ярослав Шаповал, маркетолог компании Geon.

Тем более что мототехника, по словам Андрея Дашко, бренд-менеджера Honda, не просто улучшает мобильность, но и радует своих владельцев низкими расходами на эксплуатацию.

Кроме того, для многих городских покупателей легкая бюджетная модель становится первым мотоциклом. “Те, кто планируют ездить, начинают с чего‑то небольшого и недорогого”, — поясняет Здоровый. Откатав сезон, новичок уже может пересесть на модель помощнее и подороже.

 

раст1

ЛУЧШИЙ ДРУГ ДЕВУШКИ: Физиотерапевт Оксана Зименко из Броваров выбрала бюджетный китайский Geon Scrambler 250 за его невысокую стоимость и практичность. Примерно так же рассуждали и другие украинцы, которые в этом году приобрели себе новые мотоциклы

В европейском тренде

Продажи мототехники растут не только в Украине, но и на континенте в целом.

В ЕС за первое полугодие они увеличились на 10%. Динамичнее всего торговали в Румынии (+45%), Польше (+27%) и Венгрии (+22%).

Но постсоветское пространство в этом смысле развивается еще быстрее: по данным профильного ресурса motorcyclesdata, рынок так называемых стран СНГ в первом полугодии вырос на 56%.

А вот в традиционно двухколесных Китае и Юго-Восточной Азии эксперты отмечают обратную тенденцию. Потому что в регионе власти все более ужесточают нормативы по выбросам для транспортных средств. В этом году новые ограничения начали действовать в Поднебесной, и продажи тут же рухнули сразу на 8,4 млн штук. Впрочем, по местным меркам это немного — 5,3%. Но достаточно, чтобы вместе с сокращением числа покупателей в Юго-Восточной Азии уменьшить на 4% мировой рынок.

Как ни странно, ничего фатального не происходит: производители просто переориентируются на электрические модели, и двухколесная техника вновь нарастит собственную популярность. В ближайшее время глобальный рынок, по оценкам аналитиков, будет прибавлять примерно по 3,6% ежегодно. Причем электросегмент покажет куда большее ускорение. Он уже визжит колесами на старте: по данным британского ресурса Business Matters, за весь 2018‑й продажи мототехники с электромоторами на рынках ЕС, РФ, Украины и Турции увеличились на 100%, а за восемь месяцев 2019‑го — еще на 42,3%.

А ведь во всей этой истории есть еще одна составляющая, уверен Шаповал из Geon, — эмоциональная. “Человеку, который хочет ярче чувствовать жизнь, быть причастным к определенному и очень позитивному сообществу, мотоцикл помогает все это обрести”, — говорит он. Желающих “ярче чувствовать жизнь” будет все больше.

граф3