Культура

Однажды в Голливуде

Грандиозный скандал фактически закрыл для Вуди Аллена Голливуд и на два года перенес премьеру его комедии Дождливый день в Нью-Йорке

Грандиозный скандал, связанный со старой семейной распрей знаменитого Вуди Аллена, ныне активизированный движением #MeToo, фактически закрыл для режиссера Голливуд и на два года перенес премьеру его комедии Дождливый день в Нью-Йорке. Теперь она все‑таки вышла на экраны

 

Валерий Мирный

  

 

Рассказ о новой работе классика современного кинематографа Вуди Аллена Дождливый день в Нью-Йорке следует начать с рассказа о скандале. В 2016 году режиссер подписал договор с теле- и кинокомпанией Amazon Studios на производство пяти фильмов. Первыми ласточками этой сделки стали картины Светская жизнь и Колесо чудес. Третьей должна была стать лента Дождливый день в Нью-Йорке, съемки которой закончились ровно два года назад. Но в планы многомиллиардной корпорации и именитого режиссера вторглось движение #MeToo.

На фоне праведного гнева жертв сексуальных домогательств и насилия всплыло и дело актрисы Мии Фэрроу против Вуди Аллена, имевшее место в далеком 1992 году. На тот момент обе голливудские знаменитости уже не жили вместе, но у Аллена было право посещения их родного с Фэрроу сына Сэтчела (ныне известного как Ронан) и приемных детей — дочери Дилан и сына Мозеса. После одного из таких посещений Миа выдвинула против Аллена обвинения в сексуальном домогательстве к своей приемной дочери. Обвинения основывались на словах семилетней Дилан о том, что отец прикоснулся к ее “личной части тела”.

Аллен был полностью оправдан уже в 1993‑м, и дело закрыли. Но в следующие 26 лет оно не раз отравляло жизнь режиссеру, возвращаясь из коллективной памяти американского общества в самые неподходящие, пиковые моменты карьеры Аллена. Многомиллионная сделка с Amazon и выход третьего по счету фильма из пяти согласованных стали именно таким моментом, причем довольно громким.

Руководство Amazon Studios, настроенное к режиссеру как минимум осторожно, положило Дождливый день в Нью-Йорке на полку. Аллен же заявил, что студия отказалась от картины из‑за “размытых причин” и прекратила действие контракта, основываясь на “лишенных базы обвинениях 25‑летней давности”. Тогда же он подал в суд с требованием возместить $ 68 млн убытков и впоследствии буквально вырвал из рук Amazon свой же фильм.

Теперь, после двух лет судебных проволочек и мытарств, романтическая комедия от Аллена, обладателя четырех Оскаров и 23 оскаровских номинаций, вышла на мировые экраны. Дата ее украинской премьеры — 17 октября.

infographic_1
Без иллюзий

Любопытно, что сам режиссер еще в 2016‑м, словно предугадав, чем закончится сотрудничество с Amazon Studios, в свойственной ему манере так прокомментировал подписание контракта с этой компанией: “Как и во всех отношениях, которые только начинаются здесь, есть много надежд, взаимной привязанности и подлинной доброй воли. Судебные процессы приходят позже”. Так и случилось.

Сыгравший в ленте Джуд Лоу назвал отсрочку “ужасным позором”. Актеру в фильме досталась роль сценариста по имени Тед Давидофф, которую можно отнести ко второплановым. А центральными персонажами ленты стали двое: молодой выходец из богатой нью-йоркской семьи по имени Гэтсби в исполнении Тимоти Шаламе и девушка из другого богатого, но уже провинциального семейства по имени Эшли в исполнении Эль Фаннинг.

Гэтсби и Эшли учатся в Ярдли — престижном и непопулярном колледже США. И в один прекрасный день Эшли получает от студенческой стенгазеты задание написать статью об известном режиссере по имени Роланд Поллард. Девушка счастлива: во‑первых, она его большая фанатка, а, во‑вторых, Поллард обитает в Нью-Йорке — мечте любой провинциалки.

Более искушенный Гэтсби не только собирается сопровождать свою возлюбленную, но и разрабатывает целый план их поездки, куда входят нью-йоркские рестораны и всевозможные развлечения. Однако, как только пара попадает в город, все планы идут под откос. Бессильно наблюдающий за этим Гэтсби сначала огорчается, а потом и сам находит приключения на свою голову.

Периодический дождь в фильме служит не столько драматическим приемом, сколько предзнаменованием: Гэтсби и Эшли, лишившись после этой поездки иллюзий юности, изменятся навсегда.

Надо ли говорить, что скандал, ударивший по фильму, лишил иллюзий и его создателей, разделив участников съемок на две команды — тех, кто поддерживал Аллена, и наоборот.

Осторожные слова поддержки режиссеру адресовала двукратная обладательница премии Эмми Черри Джонс, сыгравшая в Дождливом дне маму Гэтсби — рафинированную аристократку с секретом.

Я работал с сотнями актрис, ни одна из них никогда не жаловалась на меня 
Вуди Аллен,
кинорежиссер

“Я заново изучила каждый клочок информации, который могла получить о том периоде, — заявила Джонс. — И в глубине души я не верю, что он был виновен. Я не знаю правды, но знаю, что, если мы будем осуждать, повинуясь инстинкту, демократия окажется на скользкой дорожке”.

Осторожная Черри Джонс покажется храброй женщиной на фоне своей напарницы по съемочной площадке Ребекки Холл, которая воздержалась от осуждений, сказав следующее: “Я не верю, что кто‑либо в обществе должен быть судьей и присяжным по столь сложному делу”. В то же время актриса на всякий случай пожертвовала свой гонорар в организацию Time’s Up, занимающуюся юридической защитой жертв сексуальных домогательств.

Другую позицию заняли Тимоти Шаламе и сыгравшая его школьную подругу Шэннон Селена Гомес. Оба без лишних слов пожертвовали свои гонорары, что в случае с Гомес составило чуть больше $ 1 млн, в правозащитные организации. Трудно сказать, что послужило причиной такого поворота к режиссеру спиной: вера в его вину или страх перед общественным осуждением, но сниматься у Аллена Шаламе и Гомес, по‑видимому, больше не будут никогда.

Подобная линия раздела прошла не только по актерам и актрисам из фильма Дождливый день в Нью-Йорке, но также и по остальным голливудским знаменитостям, когда‑либо снимавшимся у Вуди Аллена. Слова поддержки ему высказали Алек Болдуин, Хавьер Бардем, Алан Алда и Дайан Китон. Зареклись сниматься у режиссера Марион Котийяр и Хлоя Севиньи.

Разделенными оказались и дети Аллена: если Дилан Фэрроу настаивает на вине своего приемного отца, то 39‑летний Мозес Фэрроу, старший приемный сын Мии и Аллена, опубликовал в своем блоге подробный и откровенный текст о жизни со своей “вспыльчивой” матерью. Также он написал о невиновности отца и о том, как Миа подговорила Дилан оклеветать Вуди Аллена в отместку за его тайный роман с 21‑летней Сун-и Превен — приемной дочерью Мии Фэрроу и ее бывшего супруга Андре Превена.

Его рассказ был опровергнут стороной обвинения, но свою роль в общественном мнении сыграл.

Сам режиссер редко нарушает молчание в отношении этого дела. Разве что в 2014 году он опубликовал колонку на сайте газеты The New York Times, где подробно описал свое видение событий, имевших место в 1992 году. Одну из мыслей Аллена, поданную в форме риторического вопроса, стоит процитировать: “Не то чтобы я поддаю сомнению тот факт, что Дилан поверила в то, что ее домогались, но если с семи лет сильная мать учила ранимого ребенка ненавидеть отца, потому что он чудовище, которое надругалось над ней, настолько ли это невероятно, что после стольких лет этой идеологической обработки у нее укоренился тот мой образ, который хотела установить Миа?”

Шутки от Аллена

Вуди Аллен по‑прежнему живет в Нью-Йорке вместе со своей женой Сун-и Превен. Давний поклонник джаза, он играет на кларнете, пишет сценарии и снимает по ним фильмы, которые периодически получают Оскары. В свое время за работу в картинах режиссера престижную награду Американской киноакадемии получали Кейт Бланшетт и Мира Сорвино, Дайан Уист (дважды) и Майкл Кейн, Дайан Китон и Пенелопа Крус, то есть фактически весь голливудский актив движения #MeToo.

По этому поводу Аллен даже однажды пошутил, что должен быть на постере этого движения. Позже в интервью французскому каналу France 24 на вопрос, не сожалеет ли он о своей шутке, режиссер ответил: “Нисколько. Я работал с сотнями актрис, ни одна из них никогда не жаловалась на меня, ни одной жалобы. Я нанимал женщин на руководящие должности годами, и мы всегда платили им наравне с мужчинами.”

Несмотря на скандал и фактически закрытый для него теперь Голливуд, режиссер продолжает почти ежегодно выпускать картины. Вслед за легкой, но мудрой лентой Дождливый день в Нью-Йорке уже в 2020‑м Аллен выпустит картину под названием Фестиваль Рифкина. Главные роли в ней сыграют Джина Гершон, Кристоф Вальц, Луи Гаррель и Сержи Лопес. Продюсером выступит испанец Хауме Рурес, уже работавший с режиссером над лентами Полночь в Париже и Вики Кристина Барселона.