Культура

Нобелевское чтение

О чем пишут лауреаты Нобелевской премии в области литературы, отмеченные в этом году

Эмоции путешественников, история убийства, совершенного вратарем-неудачником, деревушка, где остановилось время, и рассказ об ангеле, полюбившем земную женщину, — вот о чем пишут лауреаты Нобелевской премии в области литературы, отмеченные в этом году

 

Ирина Крикуненко

 

 

ОЛЬГА ТОКАРЧУК

 

Ольга Токарчук — одна из самых модных, читаемых и титулованных литераторов современной Польши. Ей 57 лет, она живет во Вроцлаве, читает лекции по написанию прозы в нескольких университетах страны, состоит в Партии зеленых и является редактором журнала Политическая критика.

Родилась Токарчук в небольшом польском городке Сулехув, причем имеет украинские корни по бабушке. Правда, сама Токарчук признается: связь с той частью семьи давно утеряна, а из украинского она унаследовала только умение красиво петь.

По образованию Токарчук — психолог с дипломом Варшавского университета, причем какое‑то время работала психотерапевтом. Когда же писательство принесло признание, бросила работу и полностью посвятила себя литературе.

С момента выхода в 1993‑м первого романа и по сей день Токарчук становилась лауреатом самой престижной негосударственной премии Польши Нике пять раз. Помимо этого, у нее более десятка других локальных и мировых премий, включая международную Букеровскую в 2018‑м. Писательница стала первым в истории польским автором, удостоившимся этой награды, а призовой фонд разделила с автором английского перевода своей книги Бегуны.

 

 

Бегуны (2007)

 

Среди множества титулованных романов Ольги Токарчук Бегуны являются, пожалуй, самым известным — именно он в прошлом году принес ей престижную международную Букеровскую премию.

Книга представляет собой литературный калейдоскоп из новелл, выдержек из эссе, записей и пометок путешественника. Причем рассказчик перемещается не только географически, но и во времени, повествуя о гостиницах и их постояльцах, вокзалах и пассажирах, аэропортах и проходящих через них пассажирах. Самый короткий фрагмент зарисовок умещается в одном предложении, а самый длинный растягивается на 31 страницу.

“За повествовательное воображение, которое с энциклопедической страстью представляет пересечение границ как форму жизни” — с такой формулировкой Нобелевский комитет присудил награду Токарчук.

  

 

 
Правек и другие времена (1996)

 

Роман Правек и другие времена, изданный в 1996 году, принес писательнице настоящую популярность и стал одним из самых читаемых ее произведений. Уже спустя год после выхода он был отмечен премией Нике, став выбором публики (присуждается наряду с выбором жюри).

Главный герой книги — маленькая польская деревушка под названием Правек. В центре сюжета оказываются судьбы нескольких поколений одной семьи — на ее примере автор демонстрирует власть времени над людьми. В конечном счете крохотная точка на карте становится символом круговорота времени — Правек остается неизменным, в то время как люди проживают в нем такие разные и одновременно типичные жизни.

  

Жизнь прекрасна, какие бы ужасные вещи о ней ни рассказывали 
Ольга Токарчук, писательница, роман Дом дневной, дом ночной

 

 
Дом дневной, дом ночной (1998)

  

Книгу Дом дневной, дом ночной критики называют ярким примером необычного литературного жанра — славянского магического реализма. С первых страниц роман удивляет читателя нестандартной концепцией: все бытовые сцены и зарисовки происходят в небольшой деревушке, где с октября по март царит тьма и куда не проникает солнечный свет. Токарчук использует уже полюбившийся ей прием коллажа, когда она собирает прозу из обрывков историй обычных людей. Все ее герои в этом романе — жители деревушки, каждую минуту своей жизни они пребывают на границе между светом и тьмой. Это истории о безысходности и рутине, об умении радоваться мелочам и быть романтиком. Эта книга была отмечена польской литературной премией Нике в 1999 году.

 

ПЕТЕР ХАНДКЕ

  

“За влиятельную работу, которая с помощью языковой изобретательности исследовала периферию и специфику человеческого опыта” — с такой формулировкой Нобелевский комитет присудил австрийскому писателю Петеру Хандке самую престижную премию в области литературы за 2019 год. Если эту формулировку упростить, то в своих произведениях Хандке предпочитает мастерство описания сюжетным перипетиям, причем критики называют его одним из знаковых писателей современности.

Хандке, которому сейчас 76 лет, появился на свет в коммуне Гриффен в семье каринтийской словенки и немца. Он учился на юридическом факультете Грацского университета, подрабатывая репетитором греческого языка и упаковщиком. После того как в 1965‑м его первый роман Шершни был принят в печать, бросил университет и сконцентрировался на карьере писателя.

В результате Хандке подарил миру шесть десятков произведений и получил множество литературных наград, в числе которых премия Георга Бюхнера, премия Шиллера, Австрийская государственная премия по литературе и прочие. В 1990‑м писатель переехал во Францию и последние 20 лет живет в пригороде Парижа.

Хандке считается фигурой неоднозначной — он частенько оказывался в центре скандала. К примеру, писатель не скрывал своих симпатий к бывшему президенту Сербии Слободану Милошевичу, который считался одним из вдохновителей войн на Балканах и обвинялся в ряде тяжких преступлений. Хандке навещал Милошевича в тюрьме во время процесса в суде Гаагского трибунала и даже выступал с речью на его похоронах. Это в 2006‑м стоило писателю престижной премии Генриха Гейне.

Предпринимательская жилка австрийскому писателю тоже не чужда: в 2007‑м он продал свои рукописи Австрийскому литературному архиву Национальной библиотеки за 500 тыс. евро.

 

 

 
Страх вратаря перед одиннадцатиметровым (1970)

   

К футболу в классическом понимании, да и вообще к спорту повесть Страх вратаря перед одиннадцатиметровым имеет весьма отдаленное отношение. Главный герой — дисквалифицированный вратарь, слоняясь по городу, знакомится с кассиршей кинотеатра, проводит с ней ночь и под утро убивает ее. Вдумчивый рассказ с досконально проработанными литературными деталями ставит на чаши весов футбольное поле и жизнь человека. Как секундная оплошность вратаря во время пенальти может решить исход игры и поставить крест на его карьере, так и одна непоправимая ошибка может стоить ему собственной жизни. Повесть имеет киноверсию, которую в 1971‑м снял друг Хандке — известный немецкий режиссер Вим Вендерс.

   

   

 

Небо над Берлином (1987)

   

Среди знаковых произведений Петера Хандке критики называют его сценарий к фильму Небо над Берлином, написанный в соавторстве с режиссером ленты Вимом Вендерсом. Сюжет выстроен вокруг беззаботной жизни двух ангелов, которая заканчивается в тот момент, когда один из них влюбляется в смертную женщину. Лента вышла в 1987 году и имеет множество ремейков, самый известный из которых — Город ангелов с Николасом Кейджем и Мэг Райан в главных ролях. Фильм Небо над Берлином был удостоен множества международных премий, среди которых награда Каннского кинофестиваля, а также номинации на Сезар и BАFTA.

  

 

Время лечит все. А если само время и есть болезнь? 
Петер Хандке, писатель, сценарий к фильму Небо над Берлином

  

 

Медленное возвращение домой (1979)

 

Главный герой геодезист Зоргер представлен читателю человеком интеллигентным, но мечущимся в попытках заполнить внутреннюю пустоту. С предметом своего изучения он практически породнился, ведь камень кажется ему куда более благородным, чем человеческие особи. Таков герой книги Петера Хандке Медленное возвращение домой, которую он писал, вдохновившись своим путешествием на Аляску. Вот и герой книги возвращается из приполярных областей, причем комфортная Европа кажется ему абсолютно чужим местом, где он так и не смог прижиться. Безысходность и отчаяние — ими история пронизана насквозь, так как во время ее написания сам автор находился в затяжной творческой депрессии.

Книга является первой частью одноименной тетралогии. Вслед за ней последовали еще три части: Учение горы Сен-Виктуар, По деревням и Детская история.