Мнения

Эпоха экспериментов

Нацию делает нацией коллективный миф — схожее представление о собственных героях и ценностях. Нация рождается в тот момент, когда начинает себя “воображать”
Хотите купить эту статью?

Нацию делает нацией коллективный миф — схожее представление о собственных героях и ценностях. Нация рождается в тот момент, когда начинает себя “воображать”

 

 

Павел Казарин,
ведущий телеканала ICTV, обозреватель Крым.Реалии

 

Украинская дискуссия о будущем — это спор о том, можно ли обмануть историческую логику.

Я часто ловлю себя на мысли, что старше своего государства. Независимая Украина вновь появилась на политической карте, когда мне было семь лет. И мне очень хочется, чтобы она меня пережила.

Когда‑то давно зачитывался фантастическими романами братьев Стругацких. Среди прочего у них есть повесть Трудно быть богом. В ней достигшая процветания Земля отправляет на отсталые планеты своих агентов — “прогрессоров”. Задача которых — помогать чужим отсталым обществам поскорее преодолевать средневековье. Идея терпит крах. Оказывается, что лестница общественной эволюции непластична и перескакивать через ступеньки никому не под силу. Пока сам не прошагаешь лестничный пролет, ничего не изменится.

Невольно вспоминаю об этом всякий раз, когда речь заходит об украинском будущем. Потому что нашей стране выпало экстерном проходить через тот этап, который случился в истории наших соседей 100 лет назад.

Весь XX век был эпохой краха империй. Они распадались на национальные государства. Национальные государства конструировали собственные мифы. Создавали государственные атрибуты. Придумывали для себя новую интерпретацию истории. Некоторые из них затем вновь угодили в состав империи, как страны Балтии, но эти десятилетия “самопридумывания” стали точками невозврата, которые не смогла обнулить даже советская оккупация.

Все эти процессы Украины не коснулись. XX век наша страна провела в статусе имперской колонии. И окно возможностей для национального строительства открылось для Киева лишь в 1991 году.

Украина начала себя “воображать” сравнительно недавно

К этому времени у наших соседей уже давно исчезли вопросы о том, кто они и зачем. А Украине выпало окунуться в споры о самой себе с опозданием на 100 лет. И главная дискуссия теперь сводится к тому, может ли страна перепрыгнуть через несколько лестничных пролетов или должна последовательно прошагать каждый.

Британский социолог Бенедикт Андерсен в 80‑е годы определил нацию как воображаемое сообщество. Воображаемое — потому что члены сообщества не знают друг друга лично и “образ их общности” живет лишь в их сознании. Воображаемые сообщества могут быть самыми разными. Например, религиозными — когда у двух католиков из разных стран оказывается больше общего, чем с иноверцами, живущими на соседней улице. Или корпоративными — когда сотрудники одной глобальной корпорации ощущают большую эмоциональную связь с иностранными коллегами, чем со своими же согражданами. А еще они могут быть национальными.

Нацию делает нацией коллективный миф — схожее представление о собственной истории и героях, ценностях и символах. Нация рождается в тот момент, когда начинает себя “воображать”. И умирает, когд

Чтобы прочесть материал полностью,

Все материалы номера