Бизнес

Поколесили по Европе

В Украину потянулись иностранные компании-перевозчики, а также международные сервисы по продаже билетов

Отечественные студенты и заробитчане обеспечили примерно 25-процентный рост международных автобусных перевозок в Украине. Поэтому в страну потянулись иностранные компании-перевозчики, а также международные сервисы по продаже билетов

 

Светлана Угнива

 

 

Заядлая путешественница Дарья Синельникова, креативный продюсер телеканала Суспильный, как минимум раз в три месяца выбирается куда‑нибудь в путешествие. В апреле этого года она обнаружила, что делать это можно дешево и сердито — на автобусах: Синельникова всего за 6,5 евро купила билет на автобус из Ужгорода до словацкого Кошице. С этого приобретения начался ее тур по Старому Свету.

Смешными цены на автобусные поездки за границу стали в Украине после того, как сюда зашли европейские перевозчики: за последние пять лет это сделали чешские компании RegioJet и Leo Express. А уже в 2019 году к ним присоединился один из крупнейших европейских операторов лоу­кост-перевозок — немецкий FlixBus. Более того, в Украине работает Busfor — крупный международный сервис по продаже билетов. А компания BlaBlaCar решила расширить свой сервис, предоставив украинцам возможность бронировать поездки не только в автомобилях, но и в автобусах.

Стоимость услуг действительно оказалась на крайне демократичном уровне. Так, Leo Express предлагает поездки из Львова в Прагу за 16,5 евро, а в Вену — за 11,1 евро. Авиабилеты, даже у лоукостеров, будут в разы дороже: к примеру, билет на рейс Львов — Вена обойдется в 80 евро. А FlixBus периодически устраивает распродажи, предлагая поездки по 5 евро. За такие деньги из украинских городов можно добраться не только в соседние Польшу и Венгрию, но и в Чехию, Австрию и Германию.

“Ваш рынок для нас привлекателен из‑за своего размера и количества населения”, — говорит Михал Леман, управляющий директор FlixBus в Польше и Украине. Он поясняет, что компания уже выстроила сеть в соседних Польше, Венгрии, Чехии и Словакии, и там украинцы активно пользуются ее услугами. Это и заставило FlixBus поверить, что на берегах Днепра есть спрос на автобусное сообщение с Европой, высококачественное, но по доступным ценам. Поэтому компания намерена предложить украинцам свои стандарты автоперевозок, включающие среди прочего удобные сиденья с большим пространством для ног пассажиров, кондиционер, Wi-Fi, туалет и электрические розетки на борту. Сейчас для FlixBus приоритет здесь — это международные рейсы. Но следующим этапом станет развитие внутренних перевозок.

Лоукостом по земле

Именно заметный рост пассажиропотока привлек на украинский рынок международных игроков, не сомневается Роман Синицын, основатель портала Lowcost.ua, который пишет о недорогих путешествиях. “Если взять словацкий город Кошице, то два-три года назад туда из Украины было два-три автобусных рейса в день, а сейчас — до 10”, — говорит он.

Оценки Синицына подтверждают в латвийской компании Ecolines, которая уже более 18 лет возит пассажиров из Киева за рубеж. Татьяна Диденко, маркетолог этого перевозчика, отмечает: продажи билетов у них постоянно растут. В 2018‑м на внутренних междугородных рейсах в Ecolines продали на 32% больше мест, чем годом ранее, а прирост на международных маршрутах составил примерно 25%.

Точных данных о том, каков общий пассажиропоток на рынке автобусных перевозок в стране, нет. Госслужба статистики учитывает все сразу — городские, пригородные, междугородные и международные. И у них выходит, что только за первые пять месяцев года автобусами в стране воспользовались почти 762 млн раз. У ж / д транспорта этот показатель равен 63 млн, а у авиа — 4,6 млн. Ко всему, как уточняют в Мининфраструктуры, как минимум 30–40% автобусного рынка находится в тени. Александр Кава, советник главы Госагентства автомобильных дорог, оценивает оборот всего отечественного автотранспортного хозяйства в 100 млрд грн в год.

Однако даже отсутствие точной статистики не мешает экспертам клятвенно заверять: автобусные перевозки растут, особенно в западном направлении. Украинцев туда массово везут как маститые перевозчики с собственными комфортабельными автобусами, так и маршруточники-частники. Весь этот бум вызван безвизовым режимом с Евросоюзом, вступившим в силу два года назад.

Связи между Украиной и европейскими странами будут укрепляться еще больше. И люди станут больше перемещаться
Михал Леман,
управляющий директор FlixBus в Польше и Украине

Правда, на украинско-европейских маршрутах правят бал не туристы, а студенты и заробитчане. Их много среди клиентов того же Ecolines, говорит Диденко. И на эти две категории пассажиров прежде всего и рассчитывают иностранные перевозчики, появившиеся на отечественном рынке. Больше всего студентов и трудовых мигрантов на польском направлении, уточняет эксперт. “Эти люди также часто везут с собой большой багаж, что делает их идеальными клиентами автобусных компаний”, — говорит Леман из FlixBus.

По статистике Ecolines, самый популярный внешний пункт назначения для украинских пассажиров — Варшава. В топ-5 самых востребованных среди клиентов попал еще один польский город — Познань. Три оставшихся — Прага, Вильнюс и Рига.

Триумфально шествуют автобусники и по рынку внутренних перевозок. И здесь им помогает железная дорога, точнее нехватка мест в поездах. Поскольку госмонополист — компания Укрзализныця (УЗ) — не обновляет толком свое вагонное хозяйство, ее едущие по асфальту конкуренты, по словам Кавы, разгонятся еще больше.

По данным самой УЗ, за 1992–2018 годы парк ее пассажирских вагонов сократился вдвое: сейчас он составляет 4,5 тыс. единиц, из которых в рабочем состоянии находятся 3 тыс. И клиенты уходят к автоперевозчикам.

Самым популярным внутренним направлением в Украине, по данным Ecolines, стал маршрут Киев — Одесса. Добираться из столицы к морю автобусом даже дешевле, чем поездом: стоимость купейных билетов и проезда на Интерсити составляет 330–620 грн, а тем же Ecolines — 315–415 грн.

СТРАНА ВОЗМОЖНОСТЕЙ: Михалу Леману из FlixBus украинский рынок нравится размерами и количеством населения

Тормоз рынка

В мае этого года на всех участках границы с Венгрией образовались аномальные заторы. Транспорт, в том числе и автобусы, простаивал в очередях по 10 часов. Всему виной малое число пунктов пересечения границы, разводит руками Диденко. И эта проблема заметно мешает развитию автобусных перевозок.

Но есть и более существенный тормоз — дороги. В глобальном индексе Global Competitiveness Report за 2018 год Украина оказалась на 123‑м месте из 140 возможных по качеству автотрасс. Леман из FlixBus главным национальным вызовом для межгородских и международных перевозок считает именно отечественные дороги.

Еще одна проблема — зарегулированность рынка, говорит Кава. Если речь идет о перевозках между городами, то только чиновники из профильной государственной службы Укртрансбезопасность и областных госадминистраций решают, сколько рейсов по какому маршруту и с каким расписанием должно выполняться. И делают они это вместо того, чтобы создавать условия для открытого рынка, уточняет эксперт.

В Европе междугородные маршруты, как правило, функцио­нируют по заявительному принципу: перевозчик предложил маршрут, получил подтверждение — и вперед. Логика проста: чем больше возможностей, тем больше денег. По словам Лемана, в соседней Польше, где партнеры компании FlixBus Poland за прошлый год наездили 33 млн км, местная экономика получила от них 10 млн евро в виде налогов и сборов. Из-за засилья теневого рынка сравнить эти данные с украинскими невозможно — аналогичной точной статистики в Украине нет.

photo_1

ТРУДИТЬСЯ И УЧИТЬСЯ: У компании Ecolines за прошлый год число пассажиров на международных автобусных рейсах выросло на четверть

Поехали!

Почему выходящие на украинский рынок западные компании уверены в успехе? Потому что, как считают эксперты, число желающих воспользоваться автобусами будет расти. Украинцы привыкли выбирать транспорт подешевле. А автобусы, хоть и проигрывают другим видам транспорта в скорости, по цене более доступны для массового пассажира, говорит Кава.

Еще одно преимущество автотранспорта перед ж / д и авиа — на нем можно сразу попасть непосредственно в нужный город. Для пассажиров подобное удобство имеет немаловажное значение, считает Диденко. Именно поэтому национальный рынок привлекает все больше иностранных инвесторов.

Так, BlaBlaCar, мировая онлайн-платформа для совместных поездок в автомобилях и поиска попутчиков, в этом году запустила в Европе сервис BlaBlaBus, работающий не с отдельными водителями, а с перевозчиками. У платформы есть аналогичные планы и в Украине, но их подробностей в компании пока не раскрывают.

На экспансию в сфере автобусов BlaBlaCar пошел, понукаемый уверенностью, что местный рынок будет расширяться. Об этом НВ рассказал Алексей Лазоренко, руководитель BlaBlaCar в Украине. По его словам, Украина вошла в топ-3 самых быстрорастущих стран, которые пользуются услугами компании: количество пользователей BlaBlaCar с февраля 2014‑го (начала работы в стране) перевалило за 5 млн человек. А всего в мире за 13 лет существования BlaBlaCar сервисом воспользовались 75 млн человек.

Оптимистично настроены и во FlixBus: ее управляющий директор Леман рассчитывает на дальнейшую экономическую интеграцию Киева и ЕС. “Связи между Украиной и европейскими странами будут укрепляться еще больше, — резюмирует он. — Люди станут больше перемещаться, будет больше обмена товарами и услугами. А это означает больше и больше путешествий”.