Культура

Игрушечные деньги

В прокат выходит История игрушек 4, новая часть самой успешной серии культовой киностудии Pixar, в сумме заработавшей миллиарды.

В прокат выходит История игрушек 4, новая часть самой успешной серии культовой киностудии Pixar, в сумме заработавшей миллиарды. 25 лет назад с Истории игрушек началась эра полнометражных компьютерных мультфильмов, сегодня превратившихся для киностудий в золотой дождь 

   

Валерий Мирный

  

 

Мультипликатор Ли Анкрич, режиссер третьей части популярного анимационного фильма История игрушек, соавтор второй его части и монтажер первой, еще в 2010‑м прогнозировал выход четвертого фильма серии. “В будущем могут появиться возможности для Вуди и Базза [герои мультфильма]», — пространно обещал он.

Будущее, судя по всему, уже наступило. Студия Pixar, где были созданы многие анимационные хиты современности, в числе которых Суперсемейка, Корпорация монстров и собственно История игрушек, решила вложить деньги в производство четвертой части мультфильма. Таким образом получила продолжение самая успешная история Pixar, первые три части которой в сумме принесли почти $ 2 млрд сборов. Теперь эксперты рынка предполагают, что четвертая часть Истории, появившаяся через девять лет после третьей, вполне может стать самой кассовой. Ее премьера в Украине состоится одновременно с мировой — 20 июня.

Новый фильм, как и прежние из этой серии, рассчитан не только на детскую, но и на вполне взрослую аудиторию, а значит, некоторые из персонажей будут страдать экзистенциальным кризисом, вполне по‑взрослому шутить и делать умозаключения на уровне окс­фордской профессуры.

Начиналась же эта история много лет назад — между выходом первой Истории игрушек и последней прошло без малого 25 лет. И теперь малыши, посмотревшие ленту в 1995 году, пойдут на четвертую часть уже взрослыми и точно приведут с собой своих детей. Таким образом, еще одно поколение приобщится к трогательной истории про преданность, отвагу, любовь и ценность воображения.

Для студии Pixar эти 25 лет не прошли зря: она получила 19 премий Оскар, здесь были созданы 20 полнометражных мультфильмов, которые собрали в мировом прокате суммарно $ 13,5 млрд.

инфографика2
Вышли в плюс

“Если История игрушек станет скромным хитом, то есть соберет около $ 75 млн, мы [студии Pixar и Disney] только отобьем затраты, если мультфильм соберет $ 100 млн, мы выйдем в плюс, — рассуждал в 1995‑м один из отцов-основателей Pixar легендарный Стив Джобс. — Но если мультфильм станет настоящим блокбастером и соберет $ 200 млн, то мы заработаем много денег”.

Тогда, почти четверть века назад, речь шла не просто о первом фильме из серии История игрушек, но и о первом полнометражном трехмерном компьютерном мультфильме, само решение создать который было серьезной заявкой на успех. Если бы случился провал, то история анимации, а значит, и всего мира пошла бы по другой траектории.

Вскоре оказалось, что когда Джобс мечтательно говорил о $ 200 млн финальных сборов, то скромничал: мультфильм Ис­то­рия игрушек собрал в мировом прокате $ 373 млн, став самой кассовой картиной в США в год своего выпуска, обойдя такие фильмы, как Бэтмен навсегда, Аполлон-13 и Каспер.

Все, что является таким же успешным, как Шрек, все, что людям действительно нравится, всегда будет получать продолжение
    
Эдди Мерфи, актер

Премьера Игрушек состоялась 22 ноября 1995‑го, и уже со старта было ясно, что это успех. Меньше чем через неделю, 28 ноября, Pixar впервые разместила свои акции на бирже. Это было самое успешное размещение в том году. После выхода Истории игрушек студия отказалась от рекламных контрактов и полностью сосредоточилась на создании компьютерной анимации.

Дальше — больше: работа режиссера Джона Лассетера, который стоял у истоков Pixar, была номинирована на три премии Оскар: две дежурные для мульт­фильмов (лучший саундтрек и лучшая песня) и одну уникальную для анимации — за лучший оригинальный сценарий. На тот момент Академия киноискусств еще не придумала категорию Лучший полнометражный анимационный фильм — появлению такой номинации в 2001 году как раз и способствовал успех первых Игрушек и последовавший вслед за ним бум 3D-анимации.

Первую позолоченную статуэтку в этой категории получили режиссеры мультфильма Шрек Эндрю Адамсон и Вики Дженсон. Приключения ценящего спокойствие зеленого огра тоже были созданы при помощи компьютера, только теперь уже на основанной Стивеном Спилбергом студии DreamWorks Animation.

Премьера Шрека прошла на Каннском кинофестивале, причем анимационный фильм участвовал в основном конкурсе престижного киносмотра — случай тоже редкий.

Лента собрала в мировом прокате $ 484 млн и заложила основу для целой серии из трех продолжений, одного спин-оффа и нескольких короткометражных мультфильмов. На данный момент франшиза под названием Шрек имеет за плечами $ 3,5 млрд суммарных мировых сборов и второе место в списке самых успешных анимационных серий в истории. Для сравнения: у Истории игрушек пока что почетное пятое место с $ 1,97 млрд суммарных сборов. Выход четвертой части может довести этот счет до $ 3 млрд и точно поменяет очередность в топ-5 самых кассовых анимационных франшиз.

фоторастяжка1

ХОРОШАЯ КОМПАНИЯ: Один из режиссеров Истории игрушек 4, Джош Кули, позирует с героями своего фильма на премьере в Лос-Анджелесе

Тернистый путь к счастью

Формула успеха новых мульт­фильмов основывалась на наработках классики: хорошая история в основе, много ярких красок и таких же персонажей, препятствия на пути к счастью и тернистый путь их преодоления. Причем сценаристы студии Pixar, а среди них был, например, режиссер Мстителей Джосс Уидон, в 1995 году вдохнули полную приключений жизнь в пластмассовые изделия, подкупили зрителя глубиной и полифонией тем. Для других студий это стало своеобразным вызовом.

Как следствие в случае Dream­Works Шрек получился переполненным постмодернистской иронии, направленной в сторону Disney. Сценаристы, а вместе с ними и персонажи этой сказки подшучивали над сюжетными архетипами историй про принцесс, драконов, людоедов и принцев. В результате желание зрителей получить новую порцию шуток растянулось на целое десятилетие: последний на данный момент полнометражный мультфильм серии вышел в 2011 году и назывался Кот в сапогах. На следующие несколько лет студией DreamWorks запланированы премьеры продолжения Кота и новой части приключений Шрека и компании.

“Все, что является таким же успешным, как Шрек, все, что людям действительно нравится, всегда будет получать продолжение, — заявил звезда американских комедий Эдди Мерфи, чья работа над озвучкой персонажа по имени Осел стала одним из главных достижений в карьере. — Они (студии) не прекратят делать такие фильмы, пока зрители не скажут: “Больше не надо!” Если же все получилось, вы увидите еще одну Историю игрушек, и Шрек — тоже один из таких фильмов”.

Это настоящая проблема мира: слишком много людей становятся взрослыми

Уолт Дисней,
мультипликатор

Далеко не все студии пошли по пути усложнения персонажей и сценария. Некоторые решили создавать мультфильмы для самых маленьких, но так получилось, что их старания пришлись по душе и взрослым. Так, на первое место по суммарным кассовым сборам вышли приключения нетипичного злодея и его миньонов — Гадкий я с $ 3,7 млрд. На втором месте — уже упомянутый Шрек, на третьем то в жар, то в холод бросает доисторических животных из Ледникового периода ($ 3,2 млрд), на четвертом свое место под солнцем находят современные представители фауны из Мадагаскара ($ 2,25 млрд). Последних в ближайшее время точно обойдут Игрушки от студии Pixar.

Огромный успех полнометражной компьютерной анимации эксперты сравнивают с успехом, которого добились экранизации кинокомиксов. Оба направления дарят зрителю полтора-два часа эскапизма: ухода от реальности в сказочный, увлекательный мир героев и злодеев с неизменно счастливым концом — если не в первой части, то в сиквеле уж точно.

Соответственно сборы фильмов Marvel и DC в целом сравнимы с итоговой кассой мульт­фильмов от Pixar и DreamWorks: к примеру, История игрушек 3, которая вышла в 2010 году, заработала около $ 1,1 млрд — почти столько же, как и Капитан Марвел ($ 1,12 млрд), ставший убедительным кинохитом этого года. А если учесть, что Marvel и Pixar принадлежат Disney, то эти проекты превращаются для киностудии в золотоносную жилу.

“Это настоящая проблема мира: слишком много людей становятся взрослыми”, — говорил когда‑то великий мультипликатор и сказочник Уолт Дисней. Сегодня студии Pixar удается решить и эту проблему, создавая ленты не только для детской ауди­тории, но и для семейного просмотра, а значит, зарабатывать значительно большие деньги.