Страна

20-летние капитаны

Пять вдохновляющих историй молодых украинцев
Это материал Электронной версии журнала Новое Время, открытый для ознакомления. Чтобы прочитать закрытые статьи – оформите подписку.

Пять вдохновляющих историй молодых украинцев

раст1

ИГРА В КУБИКИ: Владимир Чарушин (слева) вместе с Федором Стадником и Марией Шаталовой сделали специальные кубики, чтобы облегчить коммуникацию людей с проблемами слуха. Вскоре их кубики появятся во многих общественных местах Харькова

 

Владимир Чарушин,

координатор проекта в интернате
для слабослышащих, Харьков, 17 лет

 

 

Жизнь Владимира Чарушина полностью поменялась, когда ему стукнуло четыре года: из‑за отравления едой в детском саду он утратил слух. Оказаться в мире глухих, да еще в Украине — то еще испытание. Мальчиком он попал в специализированный интернат, и там вскоре воспитателям стало понятно, что перед ними талантливый и очень активный ребенок. Уже подростком Владимир участвовал в разных кружках, например, лепил из глины и даже ткал на ткацком станке, а позже увлекся легкой атлетикой и не раз побеждал в ответственных национальных соревнованиях.

Однажды он с друзьями попал в один харьковский ресторан, и там только с чужой помощью смог сделать заказ — сотрудники ресторана не понимали языка жестов. Тогда у ребят появилась идея создать проект, который смог бы популяризовать язык жестов, чтобы слабослышащие чувствовали себя свободнее в публичных местах.

Ребята решили использовать принцип больших детских кубиков — на каждом из них надписали буквы и то, как они отображаются на языке жестов. Эти кубики нанизываются в несколько рядов, наподобие деревянных счетов, — вся эта конструкция ставится в публичном месте, чтобы каждый желающий мог понять язык глухих.

Получив одобрение руководства своего интерната, Чарушин с друзьями три года назад начали проект. Затем ребята подались на участие в программе UPSHIFT, которую в Украине запустил  ЮНИСЕФ при поддержке ЕС, где получили грант и помощь менторов.

Уже сейчас обучающие кубики стоят в знаменитом экопарке Фельдмана, а вскоре появятся в других местах Харькова и пригородах.

Что касается Чарушина, то у него уже есть новые идеи. Неугомонный парень не хочет останавливаться на достигнутом и теперь поет на языке жестов — он даже ездил с мини-гастролями по Европе, а затем в Китай.

раст2

МОРЕ ЭНЕРГИИ: Никита Копыльцов в 8-м классе увлекся общественной работой, заинтересовавшись украино-немецким проектом об энергосбережении

Никита Копыльцов,

глава общественной организации
Shift, Краматорск, 17 лет

 

 

Войну Никита Копыльцов видел не в драматическом кино, а в жизни. Еще три года назад он жил в Донецке неподалеку от знаменитого аэропорта. Он до сих пор до деталей помнит, как целыми днями прятался в подвале во время артиллерийских перестрелок.

Наконец семья Копыльцова решилась бросить свой дом и переехать в Краматорск, и там он пошел учиться в новую школу.

Именно в это время он увлекся общественной работой и уже в 8‑м классе заинтересовался украинско-немецким проектом Школа энергии, направленным на энергосбережение, а также при содействии немецкого правительства организовал День экологии, чтобы популяризовать среди сверстников идеи сохранения окружающей среды.

Когда Копыльцову едва исполнилось 16 лет, он уже был главой общественной организации Shift, занимающейся образовательными проектами.

Тогда же его организация при содействии ООН, ЕС и правительства Германии получила большой грант в размере 400 тыс. грн. Так Никита создал двухнедельный лагерь для 14 детей из Донецкой и Луганской областей в Святогорске, а также организовал компанию по сборке роботов, участвующих в спортивных боях.

На этом Копыльцов не успокоился и в настоящее время участвует в проектах по развитию социального предпринимательства. Свое будущее он также видит в этой сфере.

“Я видел ужас войны и даже рад этому, потому что сильно изменился, — говорит Копыльцов. — Война делает людей взрослее. И синдром ребенка войны не лечится, ты навсегда будешь рефлексировать по поводу боевых действий. Этот зов у тебя в крови, и ты мыслишь категориями политики, общественной деятельности, находишь свое призвание, и оно тебя уже не отпускает”.

раст3

ПРО ЭТО: Старшеклассницы Славянска Елена Иванова (слева) и Олеся Жук, получив грант ЮНИСЕФ и ЕС, начали проект Детский взрослый вопрос с тем, чтобы рассказывать школьникам о гигиене тела и сексуальной жизни

Елена Иванова,

куратор проекта по сексуальному просвещению,
Славянск, 16 лет

 

 

Школьные годы для Елены Ивановой не проходят зря: она не только получает образование, но даже сделала своего рода карьеру — начинала с министра образования школы, а сейчас стала президентом школьного самоуправления.

Кроме того, Иванова вместе с подругами решила заняться просветительской деятельностью: получив грант ЮНИСЕФ и ЕС, девушки начали проект Детский взрослый вопрос. Они организовывают тренинги для подростков о гигиене тела, половой жизни, контрацепции, а также гендерной идентичности. И с тех пор провели в своей школе уже десять занятий.

Иванова говорит, что идея рассказывать о сексуальной жизни однокашникам пришла к ней, когда она узнала сразу о нескольких беременных сверстницах. Да и в школьной программе ей не хватало предмета, который бы касался сексуальной жизни.

Помимо этого, Иванова является членом областной Малой академии наук в секции Украинская литература, рисует, ставит фольклорные постановки в школьном театре и принимает участие в олимпиадах. Однажды она уговорила учителей отправить ее на олимпиаду по астрономии. И хотя тогда этот предмет в школе еще не изучала, но сказалось увлечение этой наукой, и она заняла первое место.

Свою жизнь Иванова хочет связать с наукой, в частности с биологией.

раст4

СОХРАНЯЙТЕ СПОКОЙСТВИЕ: Алина Паламарчук помогает своим сверстникам решать конфликтные ситуации не с применением физического насилия, а при помощи медиации

Алина Паламарчук,

активистка школьной службы медиации,
Жмеринка, 17 лет

 

 

Алина Паламарчук заканчивает 11‑й класс одной из самых обычных школ городка Жмеринка Винницкой области. На первый взгляд ее жизнь похожа на будни среднестатистического подростка: спорт, учеба, встречи с друзьями. Но у нее есть и неожиданная грань — Алина является активисткой необычного проекта в своей родной школе, который называется Круг друзей. Старшеклассница помогает своим сверстникам решать конфликтные ситуации без применения физического насилия, а посредством медиации. Для украинских школ это актуальный навык, учитывая накрывшую их эпидемию буллинга.

О подобной практике еще два года назад Паламарчук даже не подозревала. С медиацией ее познакомила школьный завуч, когда в школе начался проект ЮНИСЕФ и ЕС. После нескольких тренингов девушке стало ясно: это именно то, чем она хочет заниматься.

По словам Паламарчук, помощь другим помогает ей чувствовать себя нужной. “Это очень круто, что сейчас, в школьные годы, ты можешь быть кому‑то полезен”, — признается она.

Кроме Паламарчук в проекте Круг друзей участвуют еще 13 школьников-медиаторов, которых вызывают в случае возникновения острой ситуации между учениками. Есть два главных условия — медиаторы не должны знать участников конфликта лично и разрешение спора должно проходить в условиях строгой конфиденциальности.

Пока работы немного — дети стесняются приходить со своими проблемами, боятся огласки, не доверяют. Однако позитивная тенденция все же есть, в Круг друзей обращаются все чаще.

По словам Алины, основой конфликтов чаще всего становится то, что поколение ее сверстников теряет чувство реального мира: “Мы забываем про живую связь, стесняемся говорить что‑то в глаза. Мы привыкли все это писать в мессенджерах. В итоге в соцсетях люди одни, а когда приходит время личного общения, — совершенно другие”.

Старшеклассница убеждена, что школа — идеальное время для того, чтобы попробовать себя в любых начинаниях и подготовиться к будущему: в этом году ей предстоит поступление в вуз.

раст5

ЕЕ ТАЙНА: О своем ВИЧ-положительном статусе Яна Панфилова открыто заявила  друзьям, лишь когда ей самой исполнилось 16 лет

Яна Панфилова,

основатель молодежного движения Teenergizer,
Киев, 21 год

 

 

“В 10 лет я узнала о своем ВИЧ-положительном статусе, — рассказывает свою историю 21‑летняя Яна Панфилова. — Мама посадила меня на кухне и сообщила, что теперь я буду принимать терапию”.

Панфилова — нетипичная представительница поколения Z, ее жизнь не ограничивается гаджетами и просмотром YouTube-роликов.

Свое свободное время девушка посвящает психологической поддержке подростков, которые сталкиваются с дискриминацией, в первую очередь из‑за ВИЧ-статуса, и в частности помогает им справиться с этой проблемой.

У Панфиловой непростая история: ее мать во время беременности принимала наркотики, девочка родилась с героиновой ломкой и попала в интернат. Через три года матери удалось избавиться от зависимости, она забрала дочь домой, а о своем диагнозе узнала, лишь когда сдала анализы. Тогда же выяснилось, что ВИЧ получила и Яна.

Затем следовали шесть лет осознания, принятия и борьбы со страхами. “Тогда никто не знал, что такое ВИЧ, — вспоминает Яна Панфилова. — Все знали про СПИД и что от него умирают. Поэтому первой мыслью было: “Я что, умру?”

В школе такие подростки сталкиваются с дискриминацией, администрация пытается избавиться от них, а родители других детей запрещают общаться. Свой статус Панфилова раскрыла друзьям в 16 лет — раньше боялась. “А когда сделала это и увидела реакцию, то поняла: я переживаю больше, чем они”.

Ее проект Teenergizer родился в 2013‑м с подачи мамы: “Я тогда вела закрытые группы в соцсетях для ВИЧ-позитивных подростков и подумала, почему бы не сделать целый сайт, где бы подросткам помогали такие же подростки”. По мнению Панфиловой, это важно, потому что сверстникам доверяют больше, да и проблемы им понять проще.

Теперь активисты ее проекта за месяц работы дают около 50 бесплатных консультаций, проводят офлайн-встречи групп поддержки для ВИЧ-позитивных подростков и помогают им встретиться с дипломированными психологами. Консультации можно получить анонимно в режиме онлайн от любого из 11 специально обученных активистов проекта. “Среди них есть и старшеклассники, и студенты первых курсов — от абитуриентов философского факультета Могилянки до технаря из КПИ. Есть люди с ВИЧ, есть и обычные подростки”, — рассказывает Панфилова.

А сейчас Teenergizer выходит на международный уровень: помимо филиалов в Киеве, Одессе, Кривом Роге, Полтаве и Львове, уже работает представительство в Тбилиси, Бишкеке, Казани и Санкт-Петербурге. За пару лет штат проекта вырос до сотни участников, которые кроме всего прочего ездят по регионам, помогают подросткам раскрыть свой ВИЧ-статус, инспектируют пункты тестирования на ВИЧ, устраивают профильные мероприятия и тренинги.