Страна

Оценка Порошенко: удовлетворительно

Редакция НВ с помощью экономистов, социологов, политологов и журналистов оценила работу Петра Порошенко на посту президента

Редакция НВ с помощью экономистов, социологов, политологов и журналистов оценила работу Петра Порошенко на посту президента

 

Иван Верстюк,
Максим Бутченко

 

 

Пять лет провела Украина под руководством пятого президента Петра Порошенко. Но на этом магия одинаковых цифр заканчивается: до еще одной пятерки, то есть до высшего балла за управление страной, нынешний глава государства недотянул. В лучшем случае за президентский срок Порошенко можно поставить оценку “удовлетворительно”, или по нынешней школьной системе дать ему 7 баллов из 12 возможных.

Именно такую оценку выставили уходящему президенту почти три десятка опрошенных НВ экспертов. Редакция попросила их оценить общий итог работы Порошенко, а еще — отдельно — три сферы, в которых глава государства согласно Конституции имеет прямые полномочия: внешнюю политику, нацбезопасность и обеспечение верховенства права. Кроме того, отдельно аналитики оценили область жизнедеятельности государства, в которой президент имеет хоть и не конституционные, но вполне реальные рычаги влияния — экономику.

По меркам современной школы итоговые 7 баллов Порошенко — достаточный уровень овладения предметом. Но такую оценку ставят ученикам, которые чувствуют себя неуверенно в важных разделах конкретных учебных дисциплин и потому им стоит всерьез задуматься об успеваемости.

Нынешний глава государства, по мнению экспертов, справился с базовыми функциями президента во внешней политике — добился санкционного режима против России и безвизовых путешествий для украинцев в страны Евросоюза. Но плохо себя показал в политике внутренней — сфере реформы правоохранительных и судебных органов, а также в борьбе с коррупцией.

На каждое позитивное решение или действие Порошенко — получение томоса об автокефалии для Православной церкви, декоммунизацию или укрепление прав украинского языка — приходился неудачный шаг или даже скандал. В череду последних оказались вовлечены его ближайшие соратники: Олег Гладковский, экс-замсекретаря Совбеза, Игорь Кононенко, один из руководителей фракции Блока Петра Порошенко (БПП) в парламенте и ряд других деятелей.

“Это было очень неоднозначное президентство: Порошенко был силен во внешней политике, но не понимал интересов и ожиданий простых украинцев”, — считает политолог Владимир Фесенко. Мол, личные политические интересы Порошенко доминировали над общественными.

infographic_1
Внутренние неудачи дипломата-отличника

“Порошенко мог бы добиться большего, однако он действовал в уникальных для Украины условиях российской гибридной агрессии”, — считает политолог Евгений Магда.

Пятый президент сумел показать успехи на внешнем фронте и на фронте реальном, восточном.

И пусть он не завершил антитеррористическую операцию за две недели, как обещал во время избирательной кампании, однако все же увеличил площадь подконтрольных Украине областей Донбасса: отвоевал Славянск, продвинул линию фронта на восток.

При этом если по донбасскому направлению сделано практически все, что можно было сделать, то вопросом Крыма Порошенко начал системно заниматься последние два года, уверяет Фесенко.

Опрошенные НВ дипломаты также признают: проблема Крыма долгое время пугала уходящего главу государства своей сложностью и он стал уделять ей внимание лишь тогда, когда его президентский срок перевалил за экватор.

Зато Порошенко удалось добиться невероятного консенсуса Запада в вопросе антироссийских санкций, утверждает Сергей Сидоренко, главред интернет-издания Европейская правда.

Однако и во внешней политике не все шло гладко. Так, за время президентства Порошенко существенно ухудшились взаимоотношения Украины с западными соседями — прежде всего с Венгрией и Польшей. К тому же пятый президент воспринимал настроения брюссельской верхушки Евросоюза как настроения всего ЕС, что было, по мнению Сидоренко, ошибкой.

В последний раз с меня требовали взятку в госорганах в 2014 году
Александр Красовицкий,
директор книжного издательства Фолио

С такой оценкой согласен политолог Фесенко. “Был чрезмерно сильный перекос на отношения с ЕС и США в ущерб другим направлениям внешней политики”, — говорит он.

Если бы Порошенко был настолько же эффективен во внутренней политике, насколько он был хорош во внешней, украинцы жили бы в другой стране, уверены эксперты. По мнению Инны Волосевич, заместителя директора социологической компании Info Sapiens, реформа полиции оказалась не очень успешной, другие правоохранительные органы фактически не реформированы, а появившиеся при пятом президенте антикоррупционные органы не работают в нормальном режиме, постоянно фигурируя в скандалах.

Почему так получилось? У Михаила Жернакова, главы организации Dejure, есть ответ: Порошенко подвела плохая кадровая политика. Президент отдавал высокие должности ситуативным друзьям и союзникам, которые со своими обязанностями справлялись откровенно плохо. Речь идет, например, о погрязшем в больших и мелких скандалах генпрокуроре Юрии Луценко или о заместителе главы президентской администрации Алексее Филатове, отвечавшем за судебную реформу.

И если во времена Бориса Ложкина, который был главой Администрации президента до августа 2016‑го, кадровый вопрос в окружении Порошенко решался удовлетворительно, то затем все пошло под откос.

Кроме того, многие президентские реформы делались через “не хочу” самого Порошенко. Одной из таких является запуск Антикоррупционного суда.

Виталий Шабунин, глава Центра противодействия коррупции, считает: пятый президент упустил исторический шанс коренным образом изменить страну. А ведь Порошенко располагал полноценной властной вертикалью, включавшей в себя парламентское большинство и лояльный Кабмин. Да еще и имел бонус — желание Запада помогать украинским реформам финансово. “Все это Порошенко сознательно направил на сохранение старых правил игры”, — подчеркивает эксперт.

Победив с существенным перевесом в первом туре президентских выборов в 2014 году, Порошенко так и не смог выполнить даже собственные ключевые предвыборные обещания.

Во-первых, он не продал свой главный бизнес — кондитерскую компанию Roshen, хотя ею интересовался швейцарский кондитерский гигант Nestle. Во-вторых, потерпел неудачу в политике деолигархизации. В-третьих, Порошенко обещал “жизнь по‑новому”, но после такой жизни украинские избиратели проголосовали на президентских выборах за Владимира Зеленского.

photo_1

ОТРАБОТАЛ: Петр Порошенко оставил неоднозначный след в истории — успехам во внешней политике сопутствовали провалы в политике внутренней

Порошенкономика

По Конституции президент страны не отвечает за решение экономических проблем. Но в реальной жизни фракция Порошенко в Верховной раде активно голосовала или не голосовала за экономические законопроекты, а лояльные к главе государства министры в правительстве принимали или не принимали нужные стране экономические решения.

Экспертная оценка итогов экономической политики Порошенко совпадает с его общим результатом: удовлетворительно, или 7 баллов из 12.

Экономика страны пережила гигантский провал и вернулась к росту: так, в прошлом году ВВП увеличился на 3,3%. Однако, как отмечают эксперты, президент вряд ли может полностью записать этот результат себе в актив. Да и рост мог бы быть большим.

Порошенко сыграл значительную роль в деле восстановления финансовой стабильности после кризиса 2014–2015 годов. Однако сделал явно недостаточно для быстрого роста экономики в последующие периоды, подчеркивает Глеб Вышлинский, директор Центра экономической стратегии. “Договоренности с кредиторами в вопросах борьбы с коррупцией выполнялись с задержками, что привело к удорожанию кредитных ресурсов для нужд правительства”, — добавляет эксперт.

Порошенко был силен во внешней политике, но не понимал интересов и ожиданий простых украинцев
Владимир Фесенко,
политолог

В 2018–2019 годах Минфин выходил на внешний рынок заимствований и привлекал валюту почти под 10%. Так же дорого долговой капитал обходился в стране лишь во времена Виктора Януковича. Причиной высоких процентов стали регулярные задержки с получением траншей МВФ, на которые ориентируются инвесторы для оценки прогресса страны и ее экономики.

Каждый год из пяти, в которые страну возглавлял Порошенко, Верховная рада продолжала мораторий на продажу сельскохозяйственной земли. Хотя открытия свободного рынка пашни требуют международные кредиторы и многие украинские аграрные ассоциации.

Деолигархизация хоть и не присутствует в списке требований МВФ, но ее обещал сам Порошенко в 2014 году. Видимых результатов украинское общество так и не дождалось: если часть украинских супербогачей вышла из игры, то остальные в ней остались.

А ведь Порошенко имел определяющее влияние на Комиссию по регулированию рынка энергетики и Антимонопольный комитет — органы, от которых во многом зависит успешность политики деолигархизации.

Впрочем, бизнесмены все же заметили улучшения в том, как функционирует украинская экономика. “В последний раз с меня требовали взятку в гос­органах в 2014 году”, — с оптимизмом говорит Александр Красовицкий, директор книжного издательства Фолио. А еще он перестал бояться, что его бизнес отнимут или заставят делиться прибылью.

Позитив отмечает и Максим Яковер, управляющий партнер Unit City, столичного кластера для разработки инноваций. По его словам, главное, что пугало все пять лет украинских айтишников, это призыв в армию. На новостях об очередной волне мобилизации многие из них просто покупали билет в Польшу и не возвращались. “Хорошо, что эти волны всеобщей мобилизации прекратились”, — отмечает топ-менеджер.

Однако силовики время от вре­мени пытались устраивать IT-компаниям маски-шоу, что заставило часть из них перебраться за пределы страны.

Экономическая политика Порошенко не была провальной, но бизнес и страна в целом ожидали от президента явно большего, подытоживает Владимир Дубровский, старший экономист экспертного центра Case Ukraine. “Я устал на фокус-группах выслушивать предпринимателей, жалующихся на жизнь”, — резюмирует аналитик.

photo_2

СЛАБОЕ МЕСТО: Петра Порошенко, по мнению экспертов, от­личала слабая кадровая политика. На фото — экс-президент в компании Игоря Кононенко (второй слева) и Юрия Луценко (крайний справа)