Страна

Босс Киева

Столичный мэр объяснил, с кем он пойдет на парламентские выборы, дал оценку президентству Петра Порошенко и пошутил о новом квартале для Владимира Зеленского

Столичный мэр объяснил, с кем и зачем он пойдет на парламентские выборы, рассказал о танцах с инвесторами, дал оценку президентству Петра Порошенко и пошутил о новом квартале для Владимира Зеленского

 

Максим Бутченко

 

 

В собственный кабинет столичный мэр Виталий Кличко буквально ворвался. Не снижая темпа, он подошел к ожидавшим его журналисту и фотографу НВ и каждому крепко пожал руку, при этом на долю секунды замирая и глядя прямо в глаза, словно это была подготовка к боксерскому поединку.

Но более никакого намека на агрессию в поведении киевского градоначальника не было. Даже говоря о своих критиках, которых мэр называл “мои хейтеры” и “диванные эксперты”, Кличко улыбался.

Более того, периодически он шутил над ними и прошелся даже по новоизбранному президенту страны Владимиру Зеленскому, отметив, что “он же надо мной шутил”.

Под аккомпанемент этих прибауток Кличко поговорил с НВ о серьезном: своем грядущем походе в Верховную раду, участии в парламентских выборах брата Владимира, а также о танцах с инвесторами и самых интересных проектах, которые планирует реализовать в Киеве.

— Политическая тема № 1, запущенная с легкой руки нового президента Владимира Зеленского, — досрочные выборы в Верховную раду. Действительно ли ваша партия УДАР, нынче являющаяся частью Блока Петра Порошенко, пойдет на штурм парламента самостоятельно? И действительно ли фронтменом обновленного УДАРа будет ваш брат Владимир Кличко?

Однозначно я буду участвовать в выборах Верховной рады, предлагать программу действий не виртуальную, а практическую

— Я не имею полномочий говорить за Владимира. Надеюсь, у вас будет возможность задать ему вопрос непосредственно.

— Но вы ему это предлагали?

— Я считаю, к моему удивлению, что многие, но не сам Владимир, комментируют, делают какие‑то заявления, спекулируют по этому поводу. Я не буду ни подтверждать, ни опровергать. Я думаю, что лучше на этот вопрос ответит сам Владимир. Это первое.

Второе, однозначно я буду участвовать в выборах в Верховную раду, предлагать программу действий не виртуальную, а практическую. Потому что знаю: от высшего законодательного органа очень многое зависит для развития каждого города, городка и села.

Приведу один из абсурдных примеров. Обвиняют Кличко, что он не может навести порядок с паркованием автомобилей в Киеве. Огромные пробки, отсутствие парковок и так далее. Вы можете себе представить, что Киеврада не имеет юридического права оштрафовать безответственного водителя, который бросил свою машину на газоне, на тротуаре, посередине улицы, под знаком “остановка запрещена”? Для этого нам необходим закон — не от Киевсовета, а от Верховной рады. Два года ходили, упрашивали, доказывали, провели этот закон, и только сейчас будем реализовывать данное право.

— Кого вы теперь видите своими политическими союзниками? Экс-президента Петра Порошенко?

— Тех людей, с которыми у меня общие ценности.

— Например?

— Общие взгляды, принципы. Я веду переговоры со многими политическими фигурами, с которыми у меня совпадают принципы, принципы политической силы УДАР. И однозначно в ближайшее время, если у нас совпадут направления нашего движения, я их назову.

 

раст1

СЛУГА НАРОДА №2: На инаугурацию президента Владимира Зеленского Виталий Кличко приехал на велосипеде, вольно или невольно спародировав персонажа нового главы государства из сериала Слуга народа

— Вы встречались уже с Владимиром Зеленским, обсуждали какие‑то вопросы?

— После того как он стал президентом, я с ним не встречался.

— А готовы вы ему выделить какой‑то новый квартал в столице для Администрации президента — он же изъявил желание вывезти ее с Банковой?

— Можно пошутить? Если Зеленский по поводу меня шутил, я имею право тоже пошутить. Хоть у него сейчас работа будет — не до шуток.

Вот вы спрашиваете: готов ли я выделить ему новый квартал? Так у него, пожалуйста, уже есть квартал, который можно пере­именовать.

— Его компания Квартал 95?

— Это вы сказали!

— Как вы оцениваете правление Порошенко?

— Порошенко был достаточно силен во внешней политике. Он сумел провести много важных, значимых для Украины вещей: европейская ассоциация, сплочение союзников вокруг Украины, безвиз для украинцев. Что касается внутренней политики, здесь дела кардинально отличаются. Тот результат, который он получил на выборах, — явное тому подтверждение.

— А если поговорить о неких итогах вашей работы на посту мэра? Что вы считаете своей главной неудачей?

— Неудачей? Я никогда не думал об этом. Есть недоработки. То есть было 20 тыс. незаконных МАФов [ларьков и иже с ними], осталось 6 тыс., в этом году останется 4 тыс.

Также можно сказать об ожиданиях и проблемах. Проблемы у нас — те условия, в которых город Киев застраивается: по разрешениям, которые были получены еще при царе Горохе.

И огромное количество недостроев в городе Киеве.

— Сколько?

— Я не считал. Но о них все знают. Львовская площадь: есть здание-недострой. На левом берегу здание Нафтогаза стоит недостроем. На Трое­щине несколько свечек стоит, тоже недострой. Многие люди не знают, что эти здания не относятся к Киеву, а находятся в частной либо государственной собственности.

Когда я начинал свою каденцию, то забор на бульваре возле Ботанического сада университета Шевченко ужасно выглядел, я дал задание его отремонтировать. “Виталий Владимирович, мы не можем это сделать, не наша балансовая собственность”, — ответили мне. Тогда я встретился с ректором универа. Он говорит: “У нас денег нет”. А никто об этом не знает, что это не на балансе города. Обратился к инвесторам, к социально ответственному бизнесу — сделали.

Я даже шутку по этому поводу придумал интересную (я в последнее время шучу). Ветер дует, деревья ломаются, крыши срывает — мэра вспоминают. Снег идет — мэра вспоминают. Дождь идет — тоже вспоминают мэра. А вот солнце вышло — никто спасибо не скажет.

— Вы не раз говорили о том, что приглашаете в Киев инвесторов, гарантируя им сохранность активов. Сколько их привели в город за последние годы?

— Пользуясь сe­leb­rity-статусом, я по­сещаю все конференции, все инвестиционные форумы, приезжаю к нашим партнерам. Обнимаю их, целую, танцую. И в этом случае эффект есть.

Я шучу по этому поводу: натанцевали, наобнимали и нам дали 15 снегоуборочных машин в прекрасном состоянии из Мюнхена, нашего города-побратима.

Также мы очень благодарны им еще за такую помощь: за шесть спецавтомобилей, три из них — современные пожарные машины с лестницами, аналогов которым нет в Киеве.

Три года назад мы привели Uber, и теперь они запускают уникальный сервис Shuttle Uber. Это не маршрутное такси, это автобусы-такси. Они дешевле, чем такси, но чуть дороже, чем маршрутки. До августа на дорогах Киева будет уже 50 таких машин.

Мы купили 61 новый трамвай, хотя потребность Киева сегодня — 700–800 трамваев. И я также рад, что за последние годы приобрели 120 новых троллейбусов, больше 100 автобусов. Это идет в ключе развития транспортной инфраструктуры.

Я не буду говорить о более чем 830 км дорог, которые мы отремонтировали и на которых установили LED-освещение. Каждый киевлянин видит разницу между старым и новым освещением.

В этом году 700 млн грн зарезервировано в бюджете города на новое LED-освещение.

— За счет чего финансирование?

— Откуда эти деньги? Выводим из тени. За 2015 год Киев получил 280 тыс. грн со всех кофеен. Мы провели конкурс, и только одна кофейня на метро Арсенальная дала в два раза больше денег — 600 тыс. На следующий год она принесла под 900 тыс., а одна киевская улица дала 10 млн грн.

Так вот, если в 2015 году это было 280 тыс. грн, то в прошлом году с кофеен бюджет города Киева получил 18 млн грн.

Та же ситуация сейчас происходит с МАФами. Кофейня, которая стоит на метро Арсенальная, платит в бюджет города 900 тыс. грн. Рядом расположены МАФы, которые платят 40 тыс. Разницу чувствуете? Моя задача — сделать абсолютно прозрачные условия на рынке.

Я очень рад быть практиком. Мы открыли 29 детских садиков. Меня недавно одно из интернет-изданий обвиняло, что в городе Киеве катастрофическая ситуация с детскими садиками. И информация была не очень объективной. Я поднял информацию. С 2000‑го по 2014‑й открыто 14 садиков, а с 2015‑го по сегодняшний день — 29, из них 7 — ультрасовременные.

Мы восстанавливаем дороги, на которых ремонта не было по 30, 40, 50 лет.

Да, меня критикуют. Все мы хотим, чтобы в один момент все дороги поменялись. Но в Киеве 1.667 км дорог, и примерно около половины мы отремонтировали.

 

раст2

БУДУЩАЯ РЕАЛЬНОСТЬ: Виталий Кличко с удовольствием рассказывает о тех проектах, которые он намерен реализовать в Киеве

— Сколько инвестиций привлекла столица за прошлый год?

— По состоянию на конец 2018-го в Киев было вложено 16,9 млрд грн. Это почти 60% от вложений в Украину.

— Сейчас в Киеве строится пешеходно-велосипедный мост, который соединит Владимирскую горку и парк у Арки дружбы народов. И тут швейцарская фирма обиделась — у нее, мол, проект этого моста украли. Мэра в этом случае надо вспоминать?

— Из моего управленческого опыта могу сказать, что нет ни одного проекта, где не возникало бы сопротивления и каких‑либо подводных камней. В отношении данного моста я уверен, что это важный объект туристической инфраструктуры нашего города, который сделает его еще более привлекательным и станет еще одной дополнительной городской визиткой. И мы на самом деле строим не только мост, а туристический маршрут от Львовской площади до лавры. Мост является одной из важных его связующих. В этом все смогут убедиться, потому что мы будем открывать не только мост, но также Аллею художников — это будет киевский Монмартр.

— То есть сделали ремонт самой аллеи?

— Ремонт, освещение, аллея, деревянный настил с прекрасными альтанками, видовые площадки, которые лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Как бывший экскурсовод по городу я не могу этого не затронуть: пешеходный мост был запланирован еще более 120 лет назад, в царские времена. И никогда до него не доходили руки.

В Киеве также было семь исторических фонтанов. К большому сожалению, из этих семи старых киевских фонтанов осталось только четыре. Мы постепенно их восстанавливаем, и один из них будет возле нового моста. А следующий — на Владимирской горке наверху, с другой стороны Михайловского собора, который мы тоже уже к концу лета планируем открыть.

— Так что со швейцарцами? Вы разобрались?

— Для меня было, честно говоря, сюрпризом, когда швейцарская компания заявила о том, что у нее украли проект. Я действительно был удивлен, дал задание разобраться. Могу сказать, что в 2013 году действительно проходил конкурс, но тот проект, который мы приняли, был зарегистрирован, прошел Градостроительный совет и был представлен еще в 2011 году киевскими дизайнерами. Тому есть документальное подтверждение.

— Еще одна ваша идея — создание спортивной инфраструктуры на Трухановом острове. Что там будет?

— Труханов остров будет ландшафтным заповедником и рекреационной зоной, и любое строительство там запретят, — это чтобы исключить соблазн для кого‑либо возводить какие‑либо жилые комплексы.

Важно отметить, что с 2010 года решением Киевоблсовета рас­паевали земли Труханова острова. В итоге часть острова не принадлежит Киеву. То есть кто‑то планировал застроить его очередным ЖК. Дело по этому вопросу находится в прокуратуре.

Что касается спортивной инфраструктуры, то у нас есть планы построить скейт-парк — один из самых больших не только в Украине, но и в Европе. Стоимость проекта — более 20 млн грн. Его чаша будет сделана из бетона. Достаточно сложная работа.

— Какие еще знаковые проекты планируете?

— Мы этим летом открываем первую очередь реконструкции — входную группу в Киевский зоопарк. Хочу напомнить, что в 2007 го­ду его исключили из Европейской ассоциации зоопарков. В 2017-м благодаря нашей работе, изменениям в зоопарке его вернули в ассоциацию. 

Мне директор Берлинского зоо­парка сказал такую вещь: “Если у вас возникает жалость к животным, значит, это плохой зоопарк и надо что-то с этим делать”. Мы взяли западных архитекторов из Берлина, Голландии, которые нас консультировали, и реконструируем зоопарк. Теперь там будет открытое пространство, без клеток и лишних барьеров. Открываем два озера, водопад, будем сейчас строить многоуровневый паркинг, он разместится наполовину под землей.

— На инаугурацию Зеленского вы приехали на велосипеде. Когда большинство киевлян будет на велосипедах ездить?

— Nextbike [сервис проката велосипедов] имел сколько станций? Они в этом году расширяют их число до 500. Мы разговаривали с Uber, который планирует уже в следующем году заходить в Киев с электробайками и самокатами.

Наша задача — делать велодорожки, безопасные, комфортные, для передвижения на таком удобном виде транспорта. Но прежде всего мы должны бороться с теми водителями, которые на тротуарах бросают свои машины, и все‑таки запустить процесс эвакуации и штрафования.

— Последний вопрос: действительно ли у столичного мэра большая часть семьи живет вне Киева?

— Брат постоянно находится в Киеве. Мама находится постоянно в Киеве.

— А дети [у Кличко два сына и дочь], жена?

— Дети. Старший учится в университете в Лондоне. Я очень рад, что он поступил в один из престижных вузов и свое будущее связывает с Украиной, учится по направлению бизнес-менедж­мента. Младшие дети учатся в Британии.