Разговор с родителями

Самые важные советы

Как помочь ребенку мечтать, даже если он уже давно не ребенок
Это материал Электронной версии журнала Новое Время, открытый для ознакомления. Чтобы прочитать закрытые статьи – оформите подписку.

Главный психолог проекта Здійсни мрію, семейный психотерапевт, тренер и основатель Школы эмоционального моделирования Владимир Миколенко рассказывает, как помочь ребенку мечтать, даже если он уже давно не ребенок

 

 

Разрешите мечтать себе

Переходные 90‑е годы приучили многих украинцев к тому, что нужно не мечтать, а очень конкретно планировать и желать. Тому же они часто, порой неосознанно учат своих детей или внуков. Поэтому первая задача родителей — это разрешить мечтать себе. Мы ведь помним, что лучшее воспитание — это не то, что говорит родитель, а то, что он делает. Начинайте потихоньку мечтать сами!

 

 

Не критикуйте

Критиковать — это тоже один из уроков жизни в режиме выживания. Критицизм позволяет легче переносить кризисы. Не имея больших ожиданий, не разочаруешься. Ты постоянно собран, напряжен, следишь, чтобы нигде не ошибиться, ругаешь за ошибки себя и окружающих. Не замечая, можно критически оценивать и творческие усилия ребенка: “Ну что ты такое нарисовал! Мазня какая‑то!” Учитесь поддерживать творческие порывы детей без критики. Это тяжело.

Еще хуже скрытая критика: “О, ты что‑то нарисовал. А что это? Собачка? Ха, а больше похожа на крокодила”. Вот такая ирония несет в себе сразу два послания: вроде бы и одобрение, но в то же время скрытый смысл — то, что ты сделал, некрасиво, плохо. Со скрытой критикой маленький человек быстро учится обесценивать свое творчество.

 

 

Вырабатывайте у ребенка навыки достижения целей

Многие дети, начиная идти к своей большой мечте, быстро разочаровываются, сталкиваясь с первыми трудностями. Это нормально, особенно для маленького или больного ребенка, которого долго воспитывали в атмосфере гиперопеки. Помогайте ему развивать волевое усилие. Набросайте план пошагового воплощения мечты, разбитый на маленькие шажки и маленькие успехи. Параллельно дайте ребенку возможность почувствовать свою компетентность в простых бытовых заданиях — убрать в своей комнате, помыть посуду — и похвалите за сделанное. Фиксируйтесь на промежуточных успехах: “Ты проиграл игру? Но, смотри, ты сделал много успешных ходов”, “Воздушный змей не взлетел, но, посмотри, как ты научился аккуратно склеивать детали!”

 

 

Не сравнивайте успехи ребенка с успехами других детей

Сравнивайте только с его собственными предыдущими успехами. Этот пункт особенно важен для детей с хроническими заболеваниями. Сравнивая их успехи с успехами здоровых брата или сестры, героями телевизионных шоу, ребенку легко привить неуверенность в себе, чувство неполноценности и постоянный страх не соответствовать вашим высоким от него ожиданиям. Помогайте ребенку увидеть пусть даже маленький прогресс на пути к мечте.

У больных детей недуг накладывает отпечаток на их личность и  поведение, с этим нужно считаться. Интересно, что многие родители до конца не принимают тот факт, что их ребенок с особенностями. То есть на словах родитель соглашается, но на уровне чувств — нет. И это выражается, например, в том, что с ребенка требуют так, как будто он без особенностей. Как будто он полностью здоров, а он не может выполнить требование. Это демотивирует.

   

  

Говорите с ребенком о его и своих мечтах, уделяйте этому специальное время

Часто дети мечтают незаметно для других — перед сном, по дороге в школу, и часто, если в семье это не принято, своими мечтами не делятся. Особенно если родитель работает, занят, не находится в постоянном контакте с ребенком. Поэтому иногда здорово найти минутку и узнать, о чем мечтает ваш ребенок. Для этого можно сесть и помечтать вместе, вспомнить о своих детских желаниях, рассказать о людях, чьи мечты казались маловероятными, но вскоре привели к важным для всего мира результатам, составить коллаж или карту мечтаний, вырезая мотивирующие картинки. С маленькими детьми можно посмотреть мультфильмы и фильмы о таких героях. С большими — почитать биографии знаменитых людей. А главное — обсудить увиденное и прочитанное. Это поможет расширить горизонт мечтаний. Для маленьких детей важен контакт со своей мечтой, поэтому ее можно нарисовать, вылепить из пластилина, теста или глины. Такая мечта будет напоминать о себе и мотивировать каждый день.

 

 

Позвольте мечте сформироваться

“Ты хочешь стать певицей? Завтра я позвоню дяде Саше, и он снимет для тебя клип!” Многие родители, особенно если у них есть для этого возможности, стараются максимально быстро исполнять заветные мечты детей. Тем более когда ребенок болен. И тут важно помнить: мечты, которые реализуются по первому крику и первому зову, быстро обесцениваются. Если я могу протянуть руку и взять желаемое, то это для меня не ценность.

К тому же немедленно исполнить мечту, если это настоящая мечта — нематериальная, эмоциональная, часто нереальная, — не получится. А вот низвести ее до желания всегда возможно. А когда все желания сразу исполняются, по сути, мы развиваем у ребенка магическое: хочу сразу и все. Дайте мне таблеток от жадности, и побольше.

Важно, чтобы ребенок все же поработал на свою мечту, приложил усилия, почувствовал ее ценность. Это важно не только для маленьких мечтателей, но и для будущих лидеров. Навык лидера — это долгое дыхание, понимание того, что есть вещи, которые не получаются сразу. Лидер готов идти к цели какое‑то время. А вот люди, готовые быть исполнителями, наоборот, часто ориентированы на получение удовольствия моментально. Дорога к мечте поможет вам развить лидерские способности ребенка.

 

 

Станьте надежной гаванью для мечтаний подростка

Частый запрос к психологу сегодня — это подростки, которые, по словам родителей, ничего не хотят, в том числе мечтать. Внезапно обесценивают мечты и цели, к которым они долго и упорно шли до этого. Причин тому может быть множество. Важно признать, что это нормальный процесс, предусмотренный природой. Главная задача подросткового возраста — максимально отделить личность подростка от семьи, эмоционально, психологически, сделать ее автономной. “Разлюбить” родителей, чтобы открыться миру новых отношений. Именно поэтому подростки такие противные и частенько отрицают все, что предлагают им родители, или стремятся демонстративно отказаться от того, что любили еще пару лет назад.

Задача взрослого на этот период — стать спокойной гаванью. Когда корабль попадает в море, где бушует буря, он возвращается в гавань, чтобы пополнить запасы, чтобы команда отдохнула, чтобы починить поломанные снасти и снова уйти в бурю. Задача родителя — поддержать ребенка в этой буре. Важно дать понять: даже если мне не нравится то, что ты делаешь, как ты ведешь себя, я все равно тебя люблю и поддержу в любой ситуации. Тебе не нужно мне доказывать, что ты ценен. В этот период мечта может стать одним из якорей постоянства для подростка, а с ее обесцениванием можно аккуратно разобраться. Возможно, за обесцениванием мечты лежит тревога и неверие в собственные силы. Или начало нового увлечения и страх что‑то менять. В каждом из этих случаев помочь ребенку может либо родитель, либо авторитетный наставник, к которому подросток в этот период жизни не испытывает противоречивых чувств.

 

 

Не бойтесь в зрелом возрасте исполнять свои детские мечты

Ведь такие неисполненные мечты есть у каждого. Сегодня они могут показаться нам глупыми, но на самом деле незаметно существуют внутри нас как небольшие эмоциональные дыры. Они часто мешают нам двигаться дальше. Иногда мы отчаянно пытаемся реализовывать их в других людях, иногда корим себя за несмелость или сужаем горизонт целей, потому что когда‑то давно не удалось их достичь. Когда мы находим вот этот неудовлетворенный детский голод, насыщаем его, у нас появляется больше сил и уверенности в себе. Одна моя клиентка в возрасте за 30 вспомнила, что в семь лет мечтала о велосипеде. И вот только недавно она купила его. Само это событие внезапно придало ей уверенности. Сегодня она учится кататься на велосипеде и рассказывает, что исполненная детская мечта помогает ей смелее идти к гораздо более трудным и по‑настоящему взрослым целям.

Мечтайте сами, мечтайте с ребенком. Мечтайте сложно и просто мечтайте. И помните, что все начинается с малого, чтобы со временем, возможно, превратиться в неимоверное и чудесное открытие!