Учимся мечтать

Они зажигают звезды

Лучшие учителя Украины — лауреаты премии Global Teacher Prize – 2017 разработали Урок мечтаний
Это материал Электронной версии журнала Новое Время, открытый для ознакомления. Чтобы прочитать закрытые статьи – оформите подписку.

Лучшие учителя Украины — лауреаты премии Global Teacher Prize – 2017 разработали Урок мечтаний, который уже в прошлом году с успехом прошел в 4 тыс. классов украинских школ. Освитория и проект Здійсни мрію рассказывают о самых интересных заданиях урока и заглядывают за кулисы его подготовки

 

 

Умеют ли украинские школьники мечтать? Как часто место мечте можно найти в школьном классе? Может ли учитель поддержать заветную мечту ребенка и помочь с ее исполнением? Эти и другие вопросы на два летних дня стали главной темой обсуждения для двенадцати лучших учителей Украины по версии номинации Global Teacher Prize.

Все они собрались вместе в уютном пространстве общественной организации Освитория, чтобы по просьбе проекта Здійсни мрію разработать 45‑минутный урок о мечте для украинских школьников.

“Наш проект уже давно занимается развитием и вдохновением учителей, а к детям зачастую легче идти даже не через родителей, а через учителей”, — отмечает глава Освитории и основательница Новопечерской школы Зоя Литвин. Она рассказывает, что в марафоне #МояДитячаМрія они с удовольствием нашли место приложения своих усилий, чтобы научить учителей и школьников мечтать без границ.

 

photo_1

ВЕСЕЛО МЕЧТАТЬ: Лучшие учителя Украины собрались вместе, чтобы подготовить Урок мечты для украинских школьников

— Есть мечты, которые захватывают целые поколения и радикально меняют жизнь миллионов, — рассказывает директор и учитель Благовещенского УВК Александр Чучаев, один из разработчиков урока. — Мечта помогла Икару улететь высоко в небеса. Эту идею подхватили Леонардо да Винчи, Александр Можайский, братья Райт, Игорь Сикорский. И сегодня человек покоряет воздух легко и с улыбкой. Мечтать — значит жить. А жить мечтая означает двигаться к своей цели жизни.

— Главное, чтобы дети не путали желания и мечты. Желанием может быть покупка телефона. А вот уже телефон поможет воплотить детскую мечту стать блогером.

— После нашего урока дети должны научиться различать и сравнивать понятия “мечта” и “желание”, — вторит ему Сергей Хараху, учитель Защиты Отечества и географии Львовской гимназии при Университете Ивана Франко.

— Надо учиться мечтать и взрослым. Потому что, как оказалось, не у всех есть глобальная мечта без границ. Как же они научат этому молодое поколение? Я был на тренинге, где нас попросили за одну минуту написать обо всех своих мечтах, которые только можем вспомнить. Говорят, что человек, который реально умеет мечтать и достигать желаемого, имеет в запасе 30–40 мечтаний. У меня набралось лишь 10 мечтаний, которые, к сожалению, оказались желаниями. Это говорит о том, что учителю тоже надо учиться придумывать мечты, — честно делится своим опытом Сергей Зайцев, учитель украинского языка и литературы Полтавской специализированной школы №39.

— Мне повезло увидеть ситуацию с уроком мечтаний в режиме 360 градусов, ведь в Освитории мы работаем с учителями, а в Новопечерской школе — с детьми, — рассказывает Зоя Литвин. — Нынешние дети действительно другие, уже в 5–6 лет они готовы менять мир к лучшему и придумывать глобальные идеи.

— Мы так же, как и другие школы, провели свои уроки мечты, — продолжает она. — Я хорошо помню рисунок одной девочки из начальной школы. Для нее разговор о проекте и детских мечтах был едва ли не первым опытом, когда она узнала, что бывают неизлечимо больные дети и взрослые. В своих мечтах она нарисовала радужную таблетку, которую хотела бы придумать, чтобы лечить любые болезни. А наших более взрослых учеников урок мечты вдохновил на помощь проекту Здійсни мрію. Мы провели благотворительную ярмарку, а собранные средства передали на исполнение мечтаний подопечных проекта.

Мы, взрослые, действительно часто не замечаем, как накладываем ограничения на детские мечты, склонны оставлять детям меньше времени на игру и больше на обучение, меньше времени на фантазирование и больше — на кружки и секции. А ведь мечтать крайне важно. Я даже себя поймала на том, что старалась отвлечь своего сына от неимоверных визионерских мечтаний и направлять в сторону целей. Урок мечты научил меня быть гораздо менее директивной, а дети показали себя настоящими альтруистами. Может, это не про мечты, но желание помогать другому — очень важный шаг к тому, чтобы быть ответственным гражданином.

 

 
НА СВОЕМ ОПЫТЕ:
Глава Освитории Зоя Литвин уверена: Урок мечты помогает детям мечтать гораздо шире и свободнее

УРОК МЕЧТЫ

ВИЗУАЛИЗАЦИЯ МЕЧТЫ

Учителя и ученики анализируют собственные мечты и желания и размещают их на карте по схеме снизу вверх: материальные желания, нематериальные желания, мечты, мечты без границ. Благодаря этому упражнению ребенок учится постепенно расширять горизонты своих мечтаний.

 

ШЛЯПА ЖЕЛАНИЙ (ДЛЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ)

Дети пишут свои мечты на листочках бумаги, сворачивают их и кладут в шляпу. Учитель перемешивает бумажки и дает каждому ребенку наугад вытащить один из фантов. Таким образом дети узнают о мечтах своих одноклассников и стараются помочь их исполнить или здесь и сейчас, или на протяжении какого-либо промежутка времени. Учитель участвует в обсуждении того, что нужно для того, чтобы желание исполнилось. Например, Мария мечтает о собаке. Конечно, ее одноклассник Даниил не сможет подарить ей настоящую собаку, но он может нарисовать ее или вылепить из пластилина. В таких упражнениях дети учатся ценить, уважать и исполнять мечты других людей.

 

ГРУППОВАЯ ДИСКУССИЯ (ДЛЯ УЧЕНИКОВ СРЕДНЕЙ И СТАРШЕЙ ШКОЛЫ)

Создание комикса, коллажа или ментальной карты мечтаний. Класс делится на три группы. Первая группа раскрывает тему: Мечты vs Желания. Вторая группа выбирает несколько мечтаний и рассуждает о пути, который необходимо проделать, чтобы эти мечтания исполнились. Для этого очень удобно использовать метод ментальной карты. Третья группа проводит мозговой штурм Мечты современных детей и графически их оформляет. Встречаясь, все три группы презентуют свою работу и обмениваются впечатлениями о ней.