Почему важно мечтать

Лекарство от пустоты

Наши дети не знают, что делать со скукой. Как только ребенок заскучает, ему сразу дают в руки планшет с мультфильмом или игрой. А ведь именно из состояния скуки рождаются творчество и открытия
Это материал Электронной версии журнала Новое Время, открытый для ознакомления. Чтобы прочитать закрытые статьи – оформите подписку.

Наши дети не знают, что делать со скукой. Как только ребенок заскучает, ему сразу дают в руки планшет с мультфильмом или игрой. А ведь именно из состояния скуки рождаются творчество и открытия

 

 

Светлана Ройз,
детский семейный психолог

 

Когда‑то очень давно мой тогда еще маленький сын сказал: мечта — это чувство, которое хочется сделать настоящим. Я очень внимательна к мечтам. Они топливо, которое движет нас вперед. И у всех взрослых клиентов я спрашиваю: о чем мечтаете? Есть такой тест: если спросить у человека, что для него счастье, он вспомнит о том, чего ему для счастья не хватает. Мечта — то, что делает нас более наполненными. Все больше людей в последнее время говорят о том, что перестали мечтать и заметили, что больше планируют, чем мечтают. Когда я спрашиваю: “А о чем мечтали в детстве?” — вдруг начинают осознавать, что реализуют свои детские и юношеские мечты в своих детях. А вот возвращаются к своим детским мечтам, к их взрослому варианту воплощения гораздо реже.

Совершенно естественно, что мечты у разных поколений разные. Мое поколение, детей 60–70 годов, часто просто не могло мечтать о материальных вещах. Владеть чем‑то ценным для советского человека было опасно и стыдно. И доступ к благам был ограничен. Подарок дарился один, всей семьей. И ценность этих наших сокровищ была высока, но наше обладание чем‑то часто было связано с виной и жертвой семьи ради нас. А вот хотеть мира во всем мире, для всего человечества, было почетно.

В своих мечтах мы были оторваны от материального мира, нас сознательно направляли в идеальный — главное, чтобы ты был хорошим человеком. Поэтому наше поколение учится позволять себе хотеть своего и для себя. Многим взрослым я даю домашнее задание — просто учиться говорить “мне”, “мое”, иногда писать “Я” с большой буквы.

Часто мы не успеваем дать проявиться творческому потоку ребенка и дать накопиться желанию, мечте

Есть и хорошая новость. У современных детей контакт с материальным миром гораздо лучше. Они знают, что к их потребностям прислушиваются, что их потребности реализуются. Что родителям есть дело до их чувств. Но они живут во времена переизбытка стимулов. Они не знают, что делать со скукой. Как только ребенок заскучает, ему сразу дают в руки планшет с мультфильмом или игрой. А ведь именно из скуки могут родиться творчество и открытия. Современные дети часто не успевают захотеть — они получают желаемое еще даже до того, как сформировался запрос.

Часто мы не успеваем дать проявиться творческому потоку ребенка и дать накопиться желанию, мечте. Родители жалуются: ребенок хочет все нового и нового и не ценит то, что у него есть. Важно, чтобы игрушки были не вместо контакта, а вместе с нашим контактом. Вместе с близостью.

Современные дети говорят, что мечтают о телефонах, айпадах, машинах. Они гиперчувствительны, но при этом не умеют сочувствовать и заботиться. Есть интересное наблюдение. Если ребенок не может опереться на то, что во внутренней территории, не может сказать о себе: а я здорово рисую, пою, пеку торты, бегаю; если он не знает о своих сильных сторонах или не умеет о них говорить, то тогда он опирается на внешние достижения — на территорию обладания. А у меня есть айфон, а у меня папа на гуталиновой фабрике работает.

Часто мы, взрослые, компенсируя свой страх будущего, свою тревогу во внутренней территории, провоцируем детей мечтать реалистично. Страсть к обладанию материальным — часто попытка заглушить эмоциональный голод. Наши дети часто перекормлены подарками, но при этом очень одиноки.

Когда‑то я проводила важную работу с классом и предложила им практику — помечтать, пожелать чего‑то, но предложила “уровни мечты”.

Мечта-желание только для себя. Мечта-желание для семьи. Мечта-желание для близкого окружения. Мечта-желание для города, для страны, для мира. Дети заполняли табличку, и мы размышляли, что они сами могут сделать для воплощения мечты. В мечтах для себя они писали ожидаемые вещи.

Но они неожиданно были готовы помогать воплощать мечты друг друга. После того как мы переключились на семью, они стали писать про заботу о родителях; для соседей — готовы были приносить продукты одиноким бабушкам. Для города — сортировать мусор. Для страны — говорить на украинском языке, остаться в стране, не уезжать из нее. Наши дети прекрасны. Я уверена, что мы сможем открыть для них пространство большей близости и доступ к мечтам и реализациям разного уровня.