Культура

Героическая симфония

В прокат выходит фильм Шазам! За сердца и деньги зрителей, а заодно за справедливость борется подросток, превращающийся во взрослого супергероя

В прокат выходит фильм Шазам! о новом персонаже вселенной DC от студии Warner Bros., наделенной сверхспособностью собирать гигантские кассы. За сердца и деньги зрителей, а заодно за справедливость борется подросток, при помощи одного заветного слова превращающийся во взрослого супергероя

 

Валерий Мирный

  

 

14‑летний подросток по имени Билли Бэтсон, только что усыновленный сирота, переезжает к новой семье. Более или менее обосновавшись, парень попадает в странную передрягу: во время поездки в метро он переносится в другую реальность. Вернее, его туда переносит древний волшебник по имени Шазам с тем, чтобы наделить тинейджера магическими способностями. Теперь стоит Билли выкрикнуть слово “Шазам!”, как он превращается в зрелого мужчину, обладающего силой Геркулеса, мудростью Соломона, выдержкой Атласа, могуществом Зевса, храбростью Ахиллеса и скоростью Меркурия.

В общем, этот парень практически непобедим. Вот только по факту он до сих пор остается неопытным ребенком в теле взрослого супергероя. Частично на этом контрасте создатели фильма Шазам! и выстраивают свою историю.

Лента стала седьмой по счету из серии так называемой вселенной DC — фильмов о супергероях производства кинокомпании Warner Bros. Pictures, основанных на комиксах издательства DC Comics. Персонажи всех картин наделены сверхспособностями и сосуществуют в одном мире, то есть сюжеты фильмов переплетены между собой. Причем ленты представляют своего рода золотую жилу для своих создателей: за редким исключением популярные герои комиксов, переместившиеся с бумажных страниц на экраны кинотеатров, собирают астрономические кассы. А картина Аквамен о сыне работника маяка и королевы Атлантиды, наделенном многими невероятными талантами, которая вышла в прошлом году, вообще поставила рекорд в рамках кино­вселенной DC: собрала в прокате более миллиарда долларов — $ 1.147 млн

Впрочем, Warner Bros. есть куда стремиться: совокупные кассовые сборы киновселенной Marvel, которая также специализируется на фильмах о супергероях производства киностудии Walt Disney, близятся к $ 16 млрд.

инфографика_ВСТАВИТЬ
Производственный кошмар

Прежде чем дойти до зрителей в своем актуальном виде, фильм Шазам! претерпел то, что в индустрии называют производственным кошмаром. Проект был анонсирован студией New Line Cinema еще в начале нулевых с совершенно другим набором сценаристов, актеров, а также с другим режиссером. Да что уж говорить, если главного героя тогда звали не Шазам, а Капитан Марвел.

С тех пор по меркам Голливуда прошли эпохи. Студия Warner Bros. поглотила студию New Line Cinema, и проект перешел под новое, более надежное крыло. Потом случилась революция Marvel и кинокомиксы превратились из маргинального развлечения в двигатель индустрии.

Тут, казалось бы, долгострою следовало дать зеленый свет. Героя, дабы избежать ссоры с набравшим обороты гигантом Marvel, переименовали из Капи­тана Марвела в Шазама. Свое­образными крестинами стала новая серия комиксов DC, написанная специально, чтобы избежать юридических недоразумений.

Однако место Шазама занял Супермен: в 2013‑м вышел фильм Человек из стали — первая ласточка киновселенной DC, созданной с оглядкой на успехи Marvel. При бюджете в $ 225 млн лента собрала $ 668 млн, и ее создатели решили продолжить снимать кино про Супермена, а проект Шазам! опять лег на полку.

Тем не менее все эти мытарства были не напрасны: волею судьбы получилось так, что фильм Шазам! не просто вышел в самое подходящее время, но и одержал в итоге свое­образную победу над Суперменом, став, опять же исходя из реакции критиков, едва ли не лучшей частью кинематографической вселенной DC.

По словам режиссера картины шведа Дэвида Ф. Сандберга, если вы не видели других фильмов из канона DC — не беда, потому что Шазам! — это лента с самодостаточной историей. Картина играет примерно такую же роль и в карьере самого Сандберга.

Она началась в Швеции с яркой короткометражки в жанре хоррор, которую заметил влиятельный продюсер и режиссер Джеймс Ван, создатель культового фильма ужасов Пила.

Именно он пригласил Сандберга в Голливуд, где тот поставил два успешных фильма ужасов И гаснет свет… и Аннабель: Зарождение зла. Позже Ван снимет для DC и Warner Bros. ленту Аквамен, собравшую для студии первый долгожданный миллиард в прокате. Сандберг последует по стопам своего ментора, и тоже с заявкой на успех. По прогнозам экспертов, его Шазам! ждет по‑настоящему большая касса.

Примечательно, что Закари Ливай — актер, сыгравший главную роль взрослого Шазама, сначала не решался участвовать в кастинге студии Warner Bros. По его словам, он не верил, что студия выберет его, не особо известного актера, у которого к тому же была пусть маленькая, но роль у конкурентов из Marvel в фильмах Тор 2: Царство тьмы и Тор 3: Рагнарек.

Однако все сложилось наилучшим образом: Закари записал свои пробы, отправил запись креативной команде фильма и через некоторое время дождался звонка от режиссера с фразой: “Ты мой Шазам”. Радости актера не было пределов. Будучи нердом, то есть фанатом комиксов, он воплотил свою давнюю мечту в жизнь. Плюс главная роль в обреченном на успех блокбастере должна поспособствовать его карьере. Теперь же критики называют его Шазама редким стопроцентным совпадением актера и его персонажа.

Промежуточное окончание истории фильма Шазам! можно назвать счастливым. У картины отличные отзывы. Впрочем, в кино­вселенной DC так было не всегда.

фото_1

ДВА В ОДНОМ: Стоит 14‑летнему Билли Бэтсону выкрикнуть слово “Шазам!”, как он превращается во взрослого мужчину, способного перевернуть мир

Это получилось не сразу

Термин “блокбастер” в современном значении появился в 70‑х. Именно тогда Стивен Спилберг снял колоссально успешный фильм Челюсти, невольно открыв для больших студий золотую жилу. Волну подхватил Джордж Лукас своими Звездными войнами. С тех пор прошло много времени, и единственное, что претерпело изменения, — бюджеты блокбастеров. Они сильно раздулись. Точно так же, как и гонорары звезд.

В остальном блокбастер — это фильм-событие. Для его создания и продвижения студии аккумулируют огромные средства, которые по идее должны окупиться сполна. Идеальная ситуация, когда такие картины собирают более миллиарда долларов в прокате, но суммы, приближенные к миллиарду, тоже засчитываются.

Раньше привычным для блокбастера временем релиза было лето, но сейчас даты премьеры плавают, доказывая, что на фильм-событие люди готовы идти когда угодно. Собственно, за счет блокбастеров студии-гиганты и выживают. Это двигатель их внутренней экономики. В счет идут не только домашние и международные сборы, но и продажа сопутствующих товаров.

Совершенной моделью современных блокбастеров являются фильмы из кинематографической вселенной Marvel. Они отвечают всем критериям и практически никогда не обманывают ожиданий по сборам. А продюсеры Warner Bros. мечтают повторить, а то и превзойти их успех.

Режиссером первого фильма в киновселенной DC — истории про Супермена Человек из стали, был Зак Снайдер. Фактически он стал архитектором новорожденной вселенной супергероев. Под его руководством Супермен встретил Бэтмена, Бэтмен встретил Чудо-женщину, и все они не без помощи Аквамена сразились со своим главным злодеем — Степным Волком.

Прочтение Снайдером мира DC было невероятно красивым, но при этом угрюмым и практически лишенным юмора, что вызвало волну праведной критики от экспертов и ропот от зрителей. В свою защиту режиссер напоминал оппонентам, что комиксы про Бэтмена редко когда были веселыми. Тем не менее достоверность или аутентичность здесь играют малую роль: все решают сборы, а они, учитывая огромные бюджеты фильмов Человек из стали, Бэтмен против Супермена, Лига справедливости, по мнению продюсеров, могли быть и выше.

Зрители, голосуя своими деньгами в кинотеатрах по всему миру, явно хотели чего‑то более легкого и смешного. Переломным моментом стал провал фильма Лига справедливости. Во-первых, его бюджет резко вырос из‑за большого количества пересъемок. Во-вторых, итоговый результат мало кому понравился. Об этом говорят отзывы критиков и зрителей и самое главное — сборы фильма. При бюджете в $ 300 млн картина собрала по миру всего $ 658 млн. Студия, по данным экспертов, потеряла примерно $ 60 млн.

Будущее кинематографичес­кой вселенной DC было не то чтобы под вопросом, но, по мнению критиков, подход к этим постановкам нуждался в серьезной корректировке. Первой ласточкой таких изменений стал фильм Чудо-женщина 2017 года выпуска. Пригласив Патти Дженкинс в режиссерское кресло фильма про супергероиню, студия дала понять, что пытается идти в ногу со временем. Плюс ко всему картина получилась, по мнению многих зрителей, светлой, легкой, забавной.

Результат не заставил себя ждать: при относительно скромном бюджете в $ 149 млн фильм собрал $ 821 млн. Это был долгожданный успех. Модель блокбастера наконец заработала.

Дальше — больше. Вышедший относительно недавно Аквамен закрепил успех фильма Дженкинс, подарив продюсерам Warner их заветный миллиард долларов в международном прокате. И хотя критики полагают, что у идущего за ним следом Шазама! сборы будут чуть поменьше, чем у Аквамена, но супергерой в красном трико и с молнией на груди точно претендует на роль всеобщего любимца.