Агро

В поле чудес

Отечественные агрохолдинги тратят миллионы долларов на умные технологии, пытаясь сделать свой бизнес более эффективным и конкурентоспособным
Хотите купить эту статью?

Самые инновационные агрохолдинги страны не бросают денег на ветер — они закапывают их в землю. Из расчета примерно по $ 5–7 на каждый гектар. К такому выводу пришел НВ, составляя рейтинг самых инновационных из крупнейших агрохолдингов страны.

Лидерами по этому показателю стали гиганты — Кернел, МХП, Агропросперис (AP Group). У первого из них, располагающего наибольшим земельным банком в стране, инвестиции в инновации соответствуют $ 5 на гектар. МХП тратит даже больше — $ 7.

Все компании могут и должны больше инвестировать в это направление
Артем Беленков,
директор SmartFarming

Это больше, чем у кого‑либо другого из украинских сельхозвеликанов, но недостаточно, чтобы впечатлить Тараса Высоцкого, гендиректора Украинского клуба аграрного бизнеса (УКАБ). По его расчетам, чтобы инновации были заметны и эффективны, нужно тратить на них сумму, эквивалентную $ 50 на 1 га.

Пока такие затраты — лишь мечта украинских аграриев. Или, по крайней мере, одного из них — Артема Беленкова, директора компании SmartFarming. “Достаточно это или нет [нынешний объем инвестиций в агроинновации] — философский вопрос, — размышляет он. — Я считаю, что это не затраты, а инвестиции. Поэтому уверен, что все компании могут и должны больше инвестировать в это направление”.

И все же лидеры рынка пытаются сделать все возможное, а еще чаще невозможное, чтобы развивать самую денежную отрасль Украины. Они инвестируют, например, в точное земледелие. В Укрлендфарминге НВ рассказали, что за счет этой технологии сумели на четверть повысить урожайность на своих полях. А в Агропросперис похвастались супермодным оснащением агрономов — планшетами со специальными программами и интер­активной базой данных, которая позволяет оперативно принимать логистические решения. “Благодаря этому эффективность работы выросла в несколько раз”, — отмечают в компании.

А вот технологиями GPS-трекинга техники вряд ли уже кого‑то удивишь: практически все опрошенные НВ агрохолдинги отчитались о 100‑процентном оснащении ими своих тракторов. Желько Эрцег, операционный директор холдинга Астарта, говорит, что благодаря системе GPS-слежения и мониторинга использования топлива им за четыре года удалось сэкономить $ 15 млн. Это больше, чем годовой объем инвестиций в инновации семи крупнейших агрохолдингов страны. В Астарте вот-вот запустят и мобильную платформу для мониторинга состояния посевов, их здоровья и фазы развития, наличия насекомых и вредителей. Эти данные, по словам Эрцега, помогут подбирать удобрения, средства защиты и многое другое.

Это закрытая статья Электронной версии журнала Новое Время. откройте доступ к данной статье или оформите подписку . Если вы уже подписаны, или