Бизнес

Пришли, увидели, купили

Агросектор стал национальным лидером по привлечению внешних инвестиций
Хотите купить эту статью?

Агросектор стал национальным лидером по привлечению внешних инвестиций — на него пришлась львиная доля покупок, сделанных в Украине иностранцами. Потому что отечественное агро — это дешево, сердито и перспективно

Светлана Угнива

Совсем недавно, в феврале этого года, корейская компания Posco Daewoo подписала контракт на покупку 75% акций строящегося экспортного зернового терминала в Николаевском морпорту. Сумма сделки не разглашается. Но, по оценке Сергея Чуйкина, управляющего директора инвестиционно-банковского департамента инвесткомпании Concorde Capital, речь, вероятно, идет о $ 60–75 млн. Объект в Николаеве, который начнет работать в июле, станет первым зарубежным терминалом в портфеле корейской компании. Он сможет ежегодно переваливать 2,5 млн т кукурузы, пшеницы или сои.

История с недостроенным, но уже проданным активом показательна для всего агропромышленного комплекса страны — он привлекает все больше внешних инвесторов, которые ведут себя все агрессивнее. “У нас было четыре претендента на сделку, — рассказывает Юрий Будник, совладелец группы Orexim, продавшей долю в терминале корейцам. — Три из них — иностранные инвесторы”.

По данным аудиторской компании KPMG, на агросектор пришлось более 70% всех прошлогодних инвестиций зарубежных компаний, направленных на покупку отечественных активов. Иностранцы вложили в эту сферу $ 367 млн, или в два раза больше, чем в 2017‑м. Самой крупной сделкой 2018‑го стало приобретение саудовской госкомпанией Saudi Agricultural and Livestock Investment Company (SALIC) агрохолдинга Мрия с земельным банком в 165 тыс. га. По оценкам экспертов, Мрия обошлась SALIC в $ 242 млн.

Если же говорить не только о приобретении объектов, но и о капитальных вложениях, рефинансировании долгов и прочем, общая сумма внешних инвестиций в украинское сельское хозяйство, по оценкам Ассоциации Украинский клуб аграрного бизнеса (УКАБ), составила $ 1,5–2 млрд. И это плюс 10–15% к показателям 2017‑го.

Для иностранных агробизнесменов Украина стала прекрасной терра инкогнита. Они ее открывают, словно испанцы Америку: чем дальше заходят, тем больше чудес обнаруживают. Об этом долго готов говорить Реми Дей-Тос, директор открытого в прошлом году на Житомирщине семенного завода немецкого гиганта Bayer, инвестировавшего в объект $ 200 млн. Результатами, которые показало его предприятие за полгода, француз Дей-Тос невероятно доволен: мол, эффективность превзошла все ожидания. “Почвы [в Украине] фантастические. Погодные условия весной и летом практически идеальны для выращивания яровых [высеваемых весной] культур”, — с восхищением рассказывает он.

Это закрытая статья Электронной версии журнала Новое Время. откройте доступ к данной статье или оформите подписку . Если вы уже подписаны, или