Электоральное полотно

Портрет их избирателя

Кого поддержат на президентских выборах молодые мужчины-горожане и пенсионерки из сел
Это материал Электронной версии журнала Новое Время, открытый для ознакомления. Чтобы прочитать закрытые статьи – оформите подписку.

Кого поддержат на президентских выборах молодые мужчины-горожане и пенсионерки из сел и что общего у электората Юлии Тимошенко и Петра Порошенко

 

Максим Бутченко

  

 

Мужчина, житель большого города, до 34 лет, живет в центре Украины”. Прочитав это описание, столичный журналист Дмитрий Литвин с удивлением произнес: “Так это же я”. Действительно, все подходит: он мужчина, проживает в Киеве, и возраст соответствует. Но Литвин оказался прав и неправ одновременно.

НВ предложил киевлянину описание не его самого, а типичного сторонника кандидата в президенты шоумена Владимира Зеленского. Этот портрет редакция составила на основании данных всеукраинских опросов соцгруппы Рейтинг, центра Социальный мониторинг и компании Info Sapiens, проведенных в январе и феврале этого года.

Эксперты разложили по полочкам сторонников каждого из шести самых рейтинговых кандидатов в президенты. То есть рассмотрели людей, уже определившихся в своей приверженности конкретным политикам, с точки зрения таких параметров: место жительства — регион и тип населенного пункта, пол, возраст, язык общения, образование и принадлежность к той или иной конфессии.

Почему бы не попробовать [проголосовать за Зеленского]?
Дмитрий Литвин,
34-летний столичный журналист

Затем НВ взял за основу те характеристики, которые у электората каждого из политиков превалируют. И на их основании создал “фотороботы” типичных избирателей Владимира Зеленского, Петра Порошенко, Юлии Тимошенко, Анатолия Гриценко, Юрия Бойко и Олега Ляшко.

Один из таких “фотороботов” — среднестатистического сторонника лидера Квартала 95 — идеально подошел журналисту Литвину. Оказалось, что социология — точная наука: узнав об этом сходстве, киевлянин с улыбкой рассказал, что он действительно склоняется к тому, чтобы на выборах поддержать Зеленского.

Литвин считает, что в отечественной политике слишком долго все решали люди, которые “учились управлять государством в приемной второго президента Леонида Кучмы”. Теперь же, по его словам, пришло время для появления новых лиц. “Лидерство Зеленского — это первый признак того, что приемная Кучмы для нашей политики заканчивается”, — считает журналист.

Зеленский не олигарх, не аппаратчик со стажем, не типичный герой 1990‑х, обросший непонятными миллионами, связями и компроматами. Всем этим он и привлекает Литвина. А если шоу­мен, став главой государства, обманет надежды электората, то вся его популярность закончится за первые месяцы: Зеленский, по мнению Литвина, не сможет протянуть пять лет, как Порошенко, за счет финансовых и аппаратных ресурсов. И это тоже, в глазах журналиста, в плюс шоумену. “Так почему бы не попробовать?” — задается вопросом человек, ставший ожившим воплощением социологической картинки.

инфографика
Сложный выбор

Шесть портретов среднестатистических избирателей, составленных НВ, показывают: свой особый, выделяющийся на общем фоне сторонник есть только у Зеленского, лидера социологических рейтингов. Лишь у него мужчин среди поклонников больше, чем женщин. И доля молодых людей превышает процент пожилых.

Эту же особенность подметила и Ирина Бекешкина, социолог, директор Фонда Деминициативы. Мол, именно за счет “мужественности” и молодости сторонников Зеленский и выбивается из общего кандидатского ряда. “Все эти интернет-обращения, некая игра против всех, квартальский перформанс и милая улыбка — вот все, что нужно избирателю Зеленского”, — говорит Бекешкина. Она уверена, что в основателе Квартала его сторонники видят “просто хорошего человека”.

Да и Алексей Антипович, директор социологической группы Рейтинг, отмечает, что Зеленский часто борется за избирателя, не симпатизирующего другим кандидатам.

Ядерный электорат остальных пяти претендентов на кресло главы государства составляют уже немолодые женщины, как правило, живущие в сельской местности. Различаются они лишь возрастом: среди поклонниц Порошенко и Тимошенко больше всего дам от 45 до 50, а у оставшейся троицы — Гриценко, Бойко и Ляшко — это уже пенсионерки старше 60.

Будущие выборы будут самыми труднопредсказуемыми
Инна Волосевич,
замдиректора Info Sapiens

Впрочем, у пожилого женского электората Бойко есть своя изю­минка: он сосредоточен в крупных городах на востоке страны, а не в центральных районах, как у остальных.

А Ляшко можно назвать дамским любимчиком: в структуре его электората женщины составляют самую большую долю среди всех конкурентов — 74 %. Одновременно у лидера радикалов больше всего жителей села — 55 %.

Порошенко же оказался самым западным в электоральном смысле политиком: среди его сторонников большинство — 36 % — составляют жители западных регионов страны. У действующего президента имеется лишь один антипод — Бойко со своим восточным электоратом.

Но при этом региональные электоральные отличия даже этих двух политиков не выглядят критически значимыми в сравнении с остальными кандидатами, которых рассматривал НВ.

Самые многочисленные группы избирателей всех основных претендентов на пост главы государства тяготеют к центральным районам страны. Что еще раз доказывает: электоральные поля политиков — лидеров соцопросов во многом пересекаются.

Это и заставляет Инну Волосевич, заместителя директора исследовательской компании Info Sapiens, говорить о том, что будущие выборы будут самыми труднопредсказуемыми в истории Украины. Она отмечает, что для нынешней кампании характерно сглаживание даже некогда явных отличий между западом и востоком. Первый уже не является наиболее электорально активным регионом — его догнали Киев и север. А второй хоть и остается наименее активным, но уже лишился прежнего напарника по пассивности — украинского юга, избиратели которого словно пробудились от политической апатии.

  

НАШЛИ ДРУГ ДРУГА: Типичный избиратель Петра Порошенко — это немолодая женщина из села с высшим образованием

Взгляд изнутри

В командах кандидатов портреты своих самых активных избирателей видят несколько иначе, чем созданные НВ и социологами.

В штабе Зеленского считают, что их избиратель рассредоточен по всей Украине. Дмитрий Разумков, политический консультант кандидата-шоумена, говорит: основная черта их сторонников — вера, что они могут что‑то изменить в стране. Мол, именно это является объединяющим моментом для жителей всех возрастов и полов в случае с Зеленским.

А Владимир Арьев, депутат от Блока Петра Порошенко (БПП), уверен: избиратель главы государства — это “критически мыслящий человек, который берет ответственность за свою жизнь на себя”. Но при этом надеется на помощь государства в общепринятых в цивилизованном обществе случаях. “В общем, это человек не с левым европейским менталитетом. Ну и, конечно, достаточно патриотичный, чтобы понимать, кто сейчас враг, а кто друг”, — говорит Арьев.

Подобным же несколько высокопарным образом описывал портрет ключевого избирателя Тимошенко ее соратник депутат Алексей Рябчин. Он видит сторонника Леди Ю “ответственным гражданином, который идет на выборы и осознанно делает выбор”. Так, мол, делают патриоты Украины.

Однако кое в чем Рябчин согласился с социологами, видящими электорат Тимошенко уже немолодым. Депутат сказал: “наш избиратель” имеет большой жизненный опыт и значительный трудовой стаж.

“Вместе с тем в последнее время к идеям Тимошенко с вниманием относятся молодые люди, представители современного бизнеса и военные, — заверил НВ Рябчин. — Особенностью сообщества избирателей Тимошенко является ее социальное разнообразие”.

Узнать мнение представителей остальных кандидатов в президенты редакция не смогла — для ответов на запросы НВ они не нашли времени.

фото 1

РЕАЛЬНЫЙ ПРОТОТИП СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ПОРТРЕТА: Столичный журналист Дмитрий Литвин обладает характеристиками типичного сторонника Владимира Зеленского. И готов отдать свой голос именно этому кандидату

Туманное будущее

Политолог Владимир Фесенко, озна­комившись с портретами типичных избирателей шести политиков, уточнил: в этих “фотороботах” скрыты зерна будущих сюрпризов. Все дело в разнице поведения различных электоральных групп.

Так, эксперт говорит, что избиратель запада и центра наиболее активен именно в день выборов. И подобная особенность может сыграть на руку Порошенко и Тимошенко, подпортив картину для Зеленского. Кроме того, пенсионеры всегда бодро шагают к урнам на участках, а это тоже может негативно сказаться на итоговом результате лидера Квартала 95.

Почему? Антипович поясняет: молодежь и люди пенсионного возраста составляют по 25 % от всех украинцев, имеющих избирательное право. Однако, как показывает история, в день выборов доля пожилых людей среди проголосовавших обычно составляет до 40 %, а молодых — лишь 10 %.

Особенно надежный электорат имеет Тимошенко. “Оппоненты называют ее “королевой нищих”, — говорит Фесенко. И недаром: в программе Леди Ю много внимания уделено экономике, той же цене на газ. “Малообеспеченный избиратель, для которого все это важно, придет на выборы от отчаяния, — уточняет политолог. — Это будет такой последний шаг ради того, чтобы улучшить свое материальное положение”.

Но эксперт не отрицает, что фактор неожиданности и здесь может сыграть решающую роль. “Если традиционно неголосующая молодежь придет на выборы и отдаст свой голос за Зеленского”, — поясняет Фесенко.

Политолог Виталий Кулик по этому поводу делает небольшую ремарку: аудитория молодых избирателей шоумена состоит из трех групп. Первая — те, кому по приколу. Вторая — диванные аналитики, домашние оппоненты власти. И третья, самая маленькая, — креативный класс, которому нравится все новое.

Оппоненты Зеленского сейчас, по мнению эксперта, бьют как раз по диванным аналитикам, пытаясь отвернуть их от шоу­мена. Но представители этой группы на выборы, как правило, и не ходят. “А вот остальные могут дойти до избирательных урн. И сделать комика президентом”, — говорит Кулик.