Страна

Игра в кнопки

Мониторинг новостных сюжетов показывает, что у каждого из ведущих ТВ-каналов страны есть любимые кандидаты в президенты

Мониторинг новостных сюжетов показывает, что у каждого из ведущих ТВ-каналов страны есть любимые кандидаты в президенты. Причем процент “любви” напрямую зависит от позиции собственника медиа

 

Кристина Бердинских,
Иван Верстюк

 

 

В последних опросах социологов Олег Ляшко, лидер Радикальной партии и кандидат в президенты, занимает лишь шестую позицию по популярности среди всех претендентов на главное кресло страны. Но есть одно место, где Ляшко — безусловный фаворит. И это не его собственная партия, а телеканал Украина, принадлежащий миллиардеру Ринату Ахметову.

В этой точке собралось много “первых”. Сам Ахметов — № 1 по размеру состояния в стране. А принадлежащий ему канал, названный в честь страны, — № 1 по рейтингам среди всех конкурентов. На этом фоне и Ляшко стал № 1.

Например, 24 февраля в итоговом воскресном выпуске вечерних новостей Украины радикал был гостем студии. И целых шесть минут, что очень много для новостных программ, рассказывал о собственном пакете реформ. Ляшко уверенно превратил диалог с ведущим Олегом Панютой в монолог. “Я предлагаю поднять зарплаты, минимальные зарплаты освободить от налогов, пересчитать пенсии, удешевить кредиты, снизить цены на газ”, — сыпал обещаниями кандидат. И это был далеко не единственный раз, когда Ляшко выглядел на этом канале положительно.

Подобную, но все же чуть меньшую благосклонность телеканал Украина испытывает лишь к еще одному кандидату в президенты — Петру Порошенко, занимающему второе место в предвыборных рейтингах. На все это указывают данные медиамониторинга освещения избирательной кампании. Его провела коалиция общественных организаций, в которую входят Комиссия по журналистской этике, Платформа прав человека, Украинский институт медиа и коммуникации и Stop Fake.

Эксперты анализировали телеэфиры новостных программ основных общественно-политических каналов с середины января по начало февраля 2019 года. Этот анализ показал, что наиболее нейтральными по отношению ко всем кандидатам выглядят телеканалы, входящие в холдинг миллиардера Виктора Пинчука, — ICTV и CТБ. Остальные ТВ-кнопки имеют явных фаворитов, о действиях и словах которых телевизионщики вещают в положительном ключе.

Так, Интер, принадлежащий удерживаемому в Австрии бизнесмену Дмитрию Фирташу, внефракционному депутату Сергею Левочкину и бизнесмену Валерию Хорошковскому, чаще других дает слово Юрию Бойко. Этот кандидат — друг или партнер вышеперечисленных собственников, а на выборы он идет от Оппозиционной платформы — За жизнь. Канал 1+1, принадлежащий опальному миллиардеру Игорю Коломойскому, симпатизирует шоумену и кандидату Владимиру Зеленскому. У других каналов тоже есть свои фавориты. “Если телезритель смотрит только один телеканал, он будет ограничен в получении информации”, — говорит по этому поводу Диана Дуцик, исполнительный директор Украинского института медиа и коммуникаций.

инфографика_ВСТАВИТЬ
Явления Ляшко народу

Доля зрителей телевизионной Украины в январе этого года была наибольшей в стране — почти 16 % от их общего числа. Иными словами, именно этот канал обеспечивает контакт с самой многочисленной группой избирателей.

Судя по данным мониторинга, этой возможностью чаще всего пользовался Ляшко. 17 февраля в итоговом выпуске новостей Украины он тоже присутствовал. На фоне жителей села в Винницкой области кандидат-радикал требовал активизировать добычу угля и не покупать антрацит за пределами страны.

За последний неполный месяц Ляшко посещал студию телеканала Ахметова минимум по два раза в неделю, уточняет Отар Дов­женко, медиаэксперт и руководитель Центра мониторинга и аналитики общественной организации Детектор медиа. “Он [Ляшко] ходит на эфиры [телеканала Украина] как на работу. И рассказывает, что в политике слишком много свиней, а в селе слишком мало коров”, — говорит эксперт.

Довженко считает, что с точки зрения журналистики и новостной ценности вся эта информация, произносимая кандидатом-радикалом, малополезна. И вряд ли медийщики самостоятельно решились бы регулярно запускать в эфиры подобный контент — рейтингов он явно не поднимет. “Очевидно, что это [регулярные явления Ляшко народу] пожелание собственника”, — полагает аналитик Детектор медиа.

Впрочем, Ляшко и Ахметов связаны не только телеэфирами. Исполком Радикальной партии год назад возглавил один из менеджеров самого богатого украинца. А сам Ляшко имеет возможность проводить беседы с коллективами предприятий, входящих в структуры Ахметова.

Ляшко вообще отличается словоохотливостью. Но на предложение НВ рассказать, почему его так часто показывает Украина, ответил категорично: “Вам комментариев не даю”.

Но не одним радикалом живет телеканал Ахметова: там часто предоставляют слово или цитируют президента страны. А третье место в условном рейтинге самых симпатичных политиков по версии Украины получила, по данным мониторинга, лидер Батькивщини Юлия Тимошенко, кандидат № 3 по уровню поддержки избирателей.

фото_2

КАК НА РАБОТУ: Кандидат Олег Ляшко стал постоянным гостем в эфирах новостей телеканала Украина, принадлежащего миллиардеру Ринату Ахметову

№ 1 плюс 1+1

Позиция канала Украина, не забывающего поминать незлым словом Порошенко, не уникальна: все крупные телеканалы страны выделяют какую‑то квоту для позитивного освещения деятельности главы государства, рассказывает Довженко.

По данным мониторинга, Порошенко в середине января — начале февраля получил самое большое освещение в эфирах новостей пяти ТВ-медиа — четырех частных и общественного UA: Перший. “При этом большинство телеканалов отсекают черный пиар против Порошенко”, — отмечает Довженко.

Исключение одно: 1+1 Коломойского. Второй в рейтингах по доле зрителей канал открыто поддерживает Зеленского, лидирующего в соцопросах по уровню электоральной поддержки.

Другие крупные телемедиа не любят упоминать Зеленского. И стараются даже не давать новости о социологических рейтингах, чтобы его имя не звучало в эфире, рассказывает Довженко. Зато на “плюсах” Зеленский вне конкуренции. Освещение деятельности лидера партии Слуга народа составило 76 % новостного политического контента канала в сравнении с другими кандидатами. И всегда о первом номере предвыборных рейтингов 1+1 упоминал позитивно.

А вот о Порошенко в новостях канала говорят по‑разному: в 60 % случаев — нейтрально, в 31 % — негативно.

В пресс-службе 1+1 НВ заверили: канал не поддерживает Зеленского в качестве кандидата в президенты и в новостях он присутствует наравне с другими претендентами на президентство. При этом Зеленский и его проекты преобладают в развлекательном контенте “плюсов”. Но на 1+1 это объясняют тем, что шоумен и его Квартал — их многолетние партнеры.

Баланс, Бойко и президент

В новостных эфирах каналов группы Пинчука — ICTV (третий по доле зрителей) и СТБ (пятый по этому показателю) — все основные кандидаты на пост главы государства получают схожие доли упоминаний и цитирований.

А вот на Интере, занимающем четвертую позицию по популярности, любимцем стал человек, который дружен с его акционерами, — Юрий Бойко. В исследовании медиаконтента, проведенном коалицией общественных организаций, это отмечено четко: за кандидатом от Оппоплатформы 37 % новостного эфира.

На практике это преимущество выглядит подавляющим: так, 29 января на Интере вышел сюжет о выдвижении Бойко кандидатом в президенты продолжительностью 11 минут 29 секунд. “Это беспрецедентно много для новости”, — отмечают аналитики в медиамониторинге.

Много Бойко было и в выпуске интеровской информпрограммы Подробности недели, вышедшей 22 февраля. После сюжета о подкупе избирателей и взаимных претензий штабов кандидатов Тимошенко и Порошенко ведущий отметил: тему с подкупом прокомментировали и в оппозиции. После чего включил видео с Бойко, который заявил: “Я езжу по регионам, очень много сигналов поступает, что идет прямой подкуп избирателей, когда людям просто разносят деньги по домам. Это очень позорное явление”.

В новостях на Интере озвучи­ли и данные последних соц­опро­сов, в которых Бойко занима­ет 4‑е место. Сообщив это, ведущий обратился к региональной разбивке исследования, проведенного компанией Seetarget. Оказалось, что кандидат Бойко занимает первое место по популярности в Харьковской области — с результатом 29,2 %, что больше, чем даже у Зеленского.

Я говорю в своем эфире то, что думаю. У нас же свобода слова
Матвей Ганапольский,
ведущий телеканала Прямой

Как пояснили журналисты Интера, похожие успехи Бойко продемонстрировал в Одесской области: там у него — “почти 25 %”, а у Зеленского — “лишь 24 %”. О результатах любимца Харьковщины в других регионах страны ведущий выпуска скромно умолчал.

На Интере невероятно часто появляется еще один кандидат — депутат Сергей Каплин. Уровень его поддержки среди избирателей крайне мал, зато он часто присутствует в эфире. Хотя вторым по частоте позитивных упоминаний на канале Фирташа — Левочкина стал не Каплин, а глава государства.

Лидером по числу позитивных упоминаний Порошенко является на другом канале — 112‑м, хотя там про него часто говорят и в негативном ключе. А настоящей “теплой ванной” для действующего президента стали новостные эфиры Прямого и его собственного Пятого канала. На это указывают данные мониторинга.

Прямой, принадлежащий экс-регионалу Владимиру Макеенко, 45 % эфирного времени уделял деятельности Порошенко, освещая ее позитивно или нейтрально. В этом результате немалая заслуга ведущих канала, в частности Матвея Ганапольского. Сам тележурналист так объяснил НВ свою эфирную лояльность к главе государства: “Я говорю в своем эфире то, что думаю. У нас же свобода слова”. А по поводу схожего отношения к Порошенко его коллег заявил, что каждый зритель сам может сделать вывод: лоялен Прямой к главе государства или нет. “Я не могу отвечать за весь канал”, — подчеркнул ведущий.

фото_1

ТЕЛЕЗВЕЗДА: Деятельности Юлии Тимошенко уделяют внимание многие каналы, но позитивнее всего Леди Ю показывает ICTV

Время раскладывать яйца

Владельцы крупных телеканалов являются и собственниками крупных бизнес-структур. Поэтому в основной массе они хотят хорошо жить при любой власти. И раскладывают яйца в разные корзины, говорят медиаэксперты.

В итоге при всех нюансах нынешний телеэфир выглядит относительно демократичным. Хотя еще в недавней истории Украины, до 2014 года, различные запреты на появление в эфирах тех или иных политиков были привычной телевизионной практикой. В штабах топовых кандидатов НВ подтвердили: они почти не сталкиваются с прямыми запретами на освещение в телевизоре деятельности их лидеров.

По словам Алексея Мустафина, политтехнолога Тимошенко, Леди Ю долгое время не появлялась на больших каналах. Но с началом официальной избирательной кампании те начали приглашать лидера Батькивщины в гости. “Нам любой телеканал интересен как способ донесения месседжей кандидата до аудитории, — поясняет политтехнолог. — Отдаем предпочтение большим”.

Мустафин уточняет, что лишь на 112‑м, который принадлежит Тарасу Козаку, бизнес-партнеру скандально известного кума российского президента Виктора Медведчука, есть запрет на упоминание Тимошенко в новостях и на ее появление в эфире.

Мустафин упрекает за однобокую редакционную политику еще и Прямой: “Это [эфир Прямого] собрание образцовой информации про действующего президента и критики его оппонентов”.

У Дмитрия Разумкова, политтехнолога Зеленского, схожие оценки. Мол, если есть информационный повод, крупные телеканалы упоминают кандидата-шоумена. И каких‑либо проблем с освещением избирательной кампании нет. Единственное исключение — уже упомянутый Прямой.

Но даже при подобном “разгуле демократии” симпатии и антипатии собственников в эфирах принадлежащих им телеканалов явно ощущаются.

Причина, по словам Григория Шверка, депутата от Блока Петра Порошенко и бывшего заместителя главы Нацсовета по телевидению и радиовещанию, проста: большинство ТВ-медиа в Украине убыточны. Поэтому каждый канал критически зависит от финансирования со стороны собственника. А еще пытается с максимальной пользой использовать удачное с точки зрения финансовых поступлений от политической рекламы предвыборное время.

По данным исследования, проведенного общественной организацией Internews в мае-июне 2018 года, 77 % украинцев пользуются телевидением как основным источником новостей. Поэтому роль телеканалов на выборах чрезвычайно важна. И они часто становятся инструментом различных манипуляций в руках собственников.

Единственное противоядие, по мнению Дуцик, — получать информацию из нескольких источников. “Избиратель должен научиться “потреблять” разные медиа”, — резюмирует эксперт.