Триумфатор Оскара

Черно-белое кино

Оскар за лучший фильм достался Зеленой книге, ленте о дружбе великого чернокожего музыканта и брутального белого вышибалы
Это материал Электронной версии журнала Новое Время, открытый для ознакомления. Чтобы прочитать закрытые статьи – оформите подписку.

Оскар за лучший фильм достался Зеленой книге, ленте о дружбе великого чернокожего музыканта и брутального белого вышибалы. Среди козырей ленты — способность заинтересовать самую широкую аудиторию и антирасистский настрой, вновь актуальный в Америке Дональда Трампа

 

Валерий Мирный

  

 

В своей благодарственной речи во время получения премии Оскар за лучший фильм режиссер Питер Фаррелли поблагодарил, кажется, всех, включая Стивена Спилберга, Кэрри Фишер и Вигго Мортенсена. Без последнего, по словам постановщика, ничего бы не получилось. Но два человека, без которых действительно ничего бы не получилось, названы не были: это вышибала с итальянскими корнями Тони Валлелонга и чернокожий пианист и гей Дон Ширли. Именно их история легла в основу фильма Зеленая книга, который в этот раз собрал сразу несколько золотых статуэток от Американской киноакадемии.

Картина впервые была показана на кинофестивале в Торонто в сентябре прошлого года. Там она завоевала свою первую и, наверное, самую показательную награду — Народный выбор. Ведь Фаррелли имеет реноме создателя очень зрительского кино, то есть понятного и интересного самой широкой аудитории.

Вслед за наградой канадского кинофестиваля Зеленая книга получила сразу несколько Золотых глобусов, в том числе за лучшую комедию или мюзикл, лучший сценарий и лучшего актера второго плана для Махершалы Али, который сыграл Дона Ширли.

Фактически такой же набор наград фильму Фаррелли предсказуемо достался от оскаровских академиков — не зря Золотой глобус считается своего рода репетицией Оскара. Зеленая книга была названа лучшим фильмом, также она получила золотую статуэтку за лучший оригинальный сценарий, а Махершале Али была вручена премия за лучшую мужскую роль второго плана.

К слову, для Али, которого слава настигла уже после сорока, это второй Оскар в данной категории. Первый он получил в 2016 году за работу над фильмом Лунный свет.

С момента своей премьеры на кинофестивале в Торонто и до церемонии вручения премии Оскар фильм Зеленая книга в общей сложности удостоился 38 наград и 99 номинаций. Его сборы росли в классической для такой ситуации манере — постепенно. Началось все с более чем скромных цифр в $ 300 тыс. за первый прокатный уик-энд. Но постепенно информация о Зеленой книге распространялась, и во время сезона наград сборы пошли в гору.

В итоге лента при бюджете $ 23 млн собрала по всему миру $ 144 млн. А после Оскара за лучший фильм точно доберет еще, убеждены аналитики.

Критики отмечают, что успех Зеленой книги кроется в своевременности ее появления. Сейчас, когда многие американцы недовольны политикой администрации президента Дональда Трампа и обвиняют его в разжигании расовой нетерпимости, картина Фаррелли, где речь идет о расизме Америки 1960‑х, оказалась очень актуальной.

фото

МОМЕНТ ИСТИНЫ: Режиссер Питер Фаррелли во время оскаровской церемонии позирует с только что полученной наградой и благодарит причастных к созданию фильма

Про что эта книга

Свое название Зеленая книга получила в наследство: в середине прошлого века в США ежегодно издавался путеводитель под названием Зеленая книга негритянского автомобилиста, своего рода артефакт расистского прошлого Америки. В нем были указаны отели и рестораны, лавочки и магазины, куда черным можно было относительно безопасно заходить, а также соответствующие дороги и целые города.

Собственно, весь фильм Зеленая книга — это поездка. В начале осени 1962 года грубоватому, но хитрому вышибале Тони Липу Валлелонге поступает выгодное предложение: поработать водителем в концертном туре группы Трио Дона Ширли. Валлелонге предстоит возить чернокожего Ширли, но для него, страдающего скорее поверхностной формой расизма, это не проблема. Главное — деньги. Для Ширли же главное условие для соискателя должности водителя — умение решать вопросы, а здесь Валлелонге нет равных во всем Бруклине.

В первый же день совместной поездки оба понимают, насколько они разные и что это может подпортить им следующие несколько месяцев совместного турне. Но постепенно компаньоны проникаются интересом друг к другу, затем пониманием и дальше уважением. А после того как Ширли обучает своего водителя писать проникновенные и поэтические письма супруге, можно с уверенностью говорить о крепкой дружбе.

Для роли любителя перекусить Тони Валлелонги американский актер с датскими корнями Вигго Мортенсен набрал около 20 кг веса. Вообще в Зеленой книге много внимания уделено еде, что, с одной стороны, делает фильм более привлекательным для зрителя, с другой — требует от актеров соответствовать их ежедневному рациону.

Старания Мортенсена увенчались номинацией за лучшую мужскую роль, а на оскаровскую церемонию он пришел в своем прежнем весе: все, что актер набрал, он успешно сбросил.

Прокат картины сопровождался парочкой микроскандалов. Сначала о сюжете фильма негативно высказались родственники одного из двух главных героев ленты — того самого музыканта Дона Ширли, талантливого и очень популярного в свое время пианиста, завсегдатая Карнеги-холла и друга президента Джона Кеннеди. Им не понравилась слишком вольная интерпретация фактов из жизни пианиста режиссером и сценаристами ленты.

В частности, у родственников были вопросы к созданному в фильме образу Ширли как одинокого, оторванного от семьи и сообщества человека. К тому же его брат Морис заявил, что Ширли и Валлелонга никогда не были такими уж большими друзьями.

Все это могло сыграть злую шутку с создателями картины накануне Оскара, подпортив их репутацию и повлияв на голосование. Но не сыграло. Возможно, потому, что у Ника Валлелонги, продюсера фильма и сына того самого Тони Валлелонги,  был шанс объясниться по поводу сценарных вольностей.

По его словам, Дон Ширли в свое время, когда только появилась идея создания фильма, попросил показать лишь определенную часть своей истории. Если быть точнее, то только совместную поездку с Тони, о которой у родственников музыканта подробной информации не было.

Более того, Ширли, опять же по словам Ника Валлелонги, одобрил все, что последний заложил в сценарий, и согласился с тем, что осталось за скобками.

фото 2
Универсальная история

В оскаровском забеге Зеленая книга обошла серьезных конкурентов в лице Ромы Альфонсо Куарона и Черной пантеры Райана Куглера.

Хотя ленте мексиканца Куарона досталось сразу три серьезных Оскара — за лучшую режиссуру, лучшую операторскую работу и лучший фильм на иностранном языке. Но автобиографический и тонкий Рома — фильм, созданный на родном для режиссера испанском языке. А в истории Оскара ни одна картина на иностранном языке не получала премию за лучший фильм.

Что же касается Черной пантеры, имеющей уже практически культовый статус в США, это все‑таки кинокомикс, то есть не очень высокий жанр. И, по мнению кинокритиков, отдать главный приз ленте про борьбу двух мужчин в костюмах кошек академики пока не готовы.

В то время как Зеленая книга — это, по общему мнению, по‑хорошему старомодное кино, к тому же затрагивающее важные для современности темы. Сценарий ленты представляет собой уверенно написанную историю, ключевое слово в оценке которой — универсальность. История, рассказанная в фильме, классическая по своей сути и способная перешагнуть через границу поколений, то есть быть интересной фактически любой аудитории.

“Вся эта история о любви, о любви друг к другу, — так просто охарактеризовал фильм его режиссер Фаррелли. — Несмотря на все наши различия и поиски правды о том, кто мы есть, мы все в первую очередь люди”.