Мнения

Вынь да покажь

Мир изменился, а наши музеи — нет. И это печально
Хотите купить эту статью?

Мир изменился, а наши музеи — нет. И это печально

 

 

Юрий Марченко 
главный редактор Platfor.ma

 

За последние полтора месяца я побывал примерно в 30 музеях в семи странах  Европы. Среди них был только один по‑настоящему архаичный, где на тебя просто вываливают кучу пыльных черепков и антиквариата со словами: на, смотри. В основном все наоборот — сплошной интерактив, взаимодействие с экспонатами или их историей.

Например, в небольшом Museum of Art of the City Of Luxemburg есть скульптура Родена. Рядом с этим уникальным для Люксембурга экспонатом — небольшая, но точная копия, которую можно как угодно трогать и ощупывать. Чтобы не только увидеть мастерство Родена, но и почувствовать его, буквально прикоснуться к искусству.

Или вот Исторический музей Франкфурта. Обычному туристу, прямо скажем, плевать на то, кто именно правил городом пять столетий назад и какие горшки тогда лепили. Но весь контент подан так, что тебе просто интересно с ним взаимодействовать. Экспонаты и их истории оживают, начинают двигаться, звучат голосами исторических личностей, становятся выпуклыми, объемными. Знаете, как показан переход от марки к евро? Огромными резервуарами, в которых покоятся пропущенные через шредер старые купюры. Быт обычной немецкой семьи начала XX века? Реалистичная модель кухни тех лет, секундомер — и предложение попробовать, за сколько времени вы приготовите типичное блюдо тогдашних франкфуртцев.

В бельгийском Генте есть замок XII века — Гравенстен. Если кто бывал в Бельгии, то знает, что замки там — не то чтобы удивительная редкость, и во все туристов не заманишь. Поэтому начальники Гравенстена придумали необычный ход: позвали записать аудиогид профессионального комика Wouter Deprez. Ну, вы знаете, аудиогиды — это когда передвигаешься от одного экспоната к другому, ноги ноют, а в ушах чей‑то голос заунывно повествует, что эта тряпица когда‑то принадлежала кому‑то совершенно тебе неизвестному. Стартовый кусок этого аудиогида звучит примерно так: “Вообще, вам очень повезло, что вы сюда вот так запросто попали. Прошлись по тропинке, купили билет, поднялись по лестнице, да? Смотрите, как это было бы лет 700 назад. На подходе вас изрешетили бы стрелами и болтами (звук вонзающейся в тело стрелы), затем забросали копьями (хруст), после этого щедро полили раскаленной смолой (бульканье и вопль). Но предположим, вы все это пережили и каким‑то чудом оказались во внутреннем дворе замка, вот где сейчас и стоите. Ну что же, тут вас ждет пара сотен вооруженных до зубов рыцарей, которым вы не нравитесь (крик ярости). И только когда вы всех их покромсаете, можете зайти. Кстати, заходите, чего же вы”.

Инфотейнмент давно победил. Нужно образовывать развлекая

Забираешься на крышу, и комик продолжает приблизительно так: “Тут высшая точка замка. Люблю бывать здесь, смотреть по сторонам и думать о том, как это было когда‑то. В те годы мои предки постоянно торчали здесь, чтобы вовремя заметить набег викингов. Когда те вдруг маячили на горизонт

Чтобы прочесть материал полностью,