Мнения

Пенис войны

Соцсети взбудоражил скандал в Национальной академии изобразительного искусства и архитектуры
Хотите купить эту статью?

Соцсети взбудоражил скандал в Национальной академии изобразительного искусства и архитектуры. Ее студента отчисляют за перформанс под названием Парад членов. На чьей стороне правда?

  

 

Андрей Кокотюха, 
писатель, киносценарист

   

Не выборами едиными живет наш сегмент соцсетей. Третью неделю виртуальные баталии в Facebook ведутся вокруг скандала в Национальной академии изобразительного искусства и архитектуры. Коротко и по сути: студента Спартака Хачанова отчисляют за перформанс под названием Парад членов. Молодой творец создал из гипса солдатиков и ракетные комплексы, придав милитарному содержанию фаллическую форму. По замыслу художника, его инсталляция означает: война — это когда стороны меряются размерами пенисов. Хачанова обвиняют в издевательстве над украинской армией. Он парирует: имел в виду российское, путинское войско.

За молодого художника вступился среди прочих авторитетный и уважаемый Александр Ройтбурд, чей художественный вкус сомнений не вызывает даже у оппонентов. Козырь, которым оперируют защитники Хачанова, — свобода творчества и самовыражения как несгораемая опция и покушение на эту незыблемую норму.

Я — на светлой стороне. То есть за наших, хороших. Тех, кто отстаивает право творцов самовыражаться так, как им диктует внутренний голос. Однако случай со Спартаком Хачановым имеет к свободе творчества такое же отношение, как тиражирование пророссийских месседжей к свободе слова, Оппозиционный блок — к политической оппозиции, а морская свинка — к морю. И вот почему.

Почти десять лет назад, в ноябре 2009 года, тогда еще милиция арестовала киевского художника и блогера Александра Володарского. Причина — он вместе с подругой разделся догола перед Верховной радой и начал имитировать половой акт. Свое поведение художник назвал перформансом, направленным против существовавшей в то время одиозной Национальной экспертной комиссии по вопросам общественной морали. Борьбу с ней разными способами вели многие деятели культуры, в том числе устраивая массовые акции. Можно принимать или не принимать гражданскую позицию, которую в то время занимал Володарский. Но такая радикальная форма протеста против открытой войны, которую Нацкоммор (так называли государственную борьбу за нашу мораль) объявил украинской культуре, в целом понятна.

Вот еще пример “генитального” перформанса. В 2013 году питерский художник Петр Павленский уселся голым на Красной площади в Москве и прибил гвоздем мошонку к брусчатке. Это метафора апатии, индифферентности и фатализма российского общества, объяснял он. Годом ранее Павленский зашивал себе рот в одиночном пикете перед Казанским собором, протестуя против ареста девушек из Pussy Riot.

Поступок Хачанова —
детская болезнь левизны

Чем похожи оба п

Чтобы прочесть материал полностью,