Бизнес

Время больших проектов

В Украине строятся новые дороги, аэропорты, мосты благодаря децентрализации, Дорожному фонду и таможенному эксперименту

В Украине — большой инфраструктурный подъем: строятся новые дороги, аэропорты, мосты и многое другое. А все благодаря децентрализации, Дорожному фонду и таможенному эксперименту

 

Екатерина Шаповал

 

 

Астрономическая сумма 42,5 млрд грн — именно столько в стране потратили на реконструкцию и строительство автомобильных дорог лишь за прошлый год.

В 2019-м на эти цели в Украине планируют потратить уже 55 млрд грн.

По словам Александра Кавы, советника главы Госагентства автомобильных дорог, объемы реконструкции и ремонтов отечественных “шляхов” в 2018 году стали самыми большими за последние 10 лет.

Но асфальт — далеко не единственная статья капитальных вложений государства. Госкомпания Укрзализныця (УЗ) в этом году инвестирует почти 10 млрд грн в железные дороги и сопутствующую инфраструктуру. Евгений Кравцов, глава УЗ, говорит, что ежегодно объем капитальных инвестиций в его компании увеличивается на 50-60%.

А еще страна становится на кры­ло: в Одессе строят новую взлет­но-посадочную полосу за 3,6 млрд грн, а в Белой Церкви под Киевом Мининфраструктуры планирует за 1,5 млрд грн создать международный аэропорт с грузовым и пассажирским терминалами.

Экономист Сергей Фурса отмечает, что сегодня в стране происходит настоящий дорожный всплеск. И он подтягивает за собой смежные отрасли. Например, производство материалов для строительства дорог — щебня, асфальта и прочего — переживает настоящий бум.

Но самое важное следствие нынешней активности страна, по оценкам Фурсы, осознает чуть позже: появление лучшей инфраструктуры оживит всю экономику.

фото_2

ПО-НОВОМУ: Дмитрий Давтян из КГГА говорит, что сейчас в столице даже не начинают те проекты, источники финансирования которых туманны

Закатали в асфальт

Драйвером инвестиций в шоссейные дороги стала новая структура — Дорожный фонд (ДФ), созданный правительством год назад. Через него осуществляется финансирование работ по созданию и реконструкции автомагистралей.

ДФ не только гарантирует оплату подрядчикам, он еще и аккумулирует средства.

Фонд наполняется за счет акцизов и таможенных пошлин на топливо, нефтепродукты и транспортные средства. В 2018‑м 50% собранных таким образом денег направлялись в ДФ, в нынешнем году эта доля увеличится до 75%.

В итоге из 42,5 млрд грн, “закатанных в асфальт” на протяжении 2018‑го, 34 млрд грн поступили именно из фонда.

Чтобы понять значимость этого вклада, специалисты рекомендуют вспомнить докризисный 2013 год: тогда во всю дорожную отрасль госказна влила лишь 4,4 млрд грн.

Еще одним источником финансирования дорожных работ стал затеянный Кабмином таможенный эксперимент: половину суммы от перевыполнения плана таможенных сборов Государственная фискальная служба (ГФС) теперь перечисляет в местные бюджеты. Причем с конкретной целью — на дорожное строительство. Благодаря этой затее за 11 месяцев 2018‑го ГФС перенаправила региональным властям 3,2 млрд грн.

За счет поступлений от таможенного эксперимента частично профинансируют, к примеру, строительство Шулявского путепровода в Киеве. Об этом говорит Дмитрий Давтян, заммэра столицы. По его словам, сметная стоимость объекта составит 830 млн грн.

Сыграла свою роль и еще одна кабминовская фишка — де­централизация. Благодаря ей муниципальные власти получили доступ к собранным на местах налогам и стали распоряжаться заметно большими финансовыми ресурсами. По словам Давтяна, если два года назад бюджет Киева составлял 25 млрд грн, то теперь городская казна наполнена до 56 млрд грн.

Правительство рассчитывало, что поступления от децентрализации в первую очередь пойдут на инфраструктурные проекты. Не везде так случилось, но там, где это произошло, результат уже очевиден.

К примеру, в Днепропетровской области за последние три года построили 500 дорог в 100 населенных пунктах, говорит Юрий Голик, советник главы облгосадминистрации (ОГА). Кроме того, в регионе открыли 52 новых детских сада, строят 20 стадионов, а также за свой счет реконструировали участок трассы национального значения между Днепром и Запорожьем.

“Мы ведем сейчас строительных работ больше, чем это было с 2000 по 2012 год, вместе взятые”, — рассказывает Голик. По его словам, на этот год в областном бюджете на строительство выделили 3,5 млрд грн.

ВИД ИЗ БУДУЩЕГО: Проезжую часть Подольского моста в Киеве запустят в 2020 году. И она будет выглядеть красочно и ярко

Новые методы

Нынешнему инфраструктурному подъему способствуют и новые методы обращения с финансами, которые осваивают местные чиновники и государственные топ-менеджеры.

Голик, который до работы в органах власти возглавлял коммерческую радиогруппу UMH, рассказывает, что раньше областной бюджет распределяли на большое количество объектов по принципу “понемногу, но каждому”. “Сейчас все концентрируется [на отдельных важных проектах] и есть четкий план, — говорит он. — Мы понимаем, что делаем в этом году, что — в следующем, а что — через год”.

Деловой логике нынче следуют и в столице. Как рассказывает Давтян, который тоже пришел на госслужбу из бизнеса, любой большой проект в городе начинают только в том случае, если его можно реализовать за год-два. То есть в срок, в который можно запланировать источники финансирования.

В прежние же времена в столице было принято стартовать, имея смету проекта, но не имея четкого понимания, откуда зайдут деньги. И получалась, по словам Давтяна, такая ситуация: “Чуть-чуть сделали объект. В следующем году цены выросли — сделали корректировку проекта, он стал дороже. Еще чуть‑чуть построили. В следующем году стало дороже — вновь сделали корректировку. И так все растягивалось на десять лет”. В результате идеи до физического воплощения не доводились, а вот сметы беспрерывно росли.

В УЗ, желая облегчить себе привлечение инвестиций под масштабные проекты, серьез­но поработали над кредитным лицом госкомпании. Кравцов рассказывает, что еще четыре года назад УЗ считалась дефолтной. Но затем топ-менеджмент реструктуризировал часть долгов, увеличил выручку за счет нового ценообразования тех работ, стоимость которых не регулирует государство.

В итоге агентство Fitch повысило кредитный рейтинг компании в ноябре 2018‑го с мусорного ССС / RD до B-. Это уже помогло команде Кравцова привлечь заем в $ 150 млн без госгарантий.

Но все нынешние инфраструктурные успехи страны, уверены эксперты, выглядят мелочью на фоне тех проблем, которые еще предстоит решить. Александр Кава, советник главы Госагентства автомобильных дорог, приводит пример из своей сферы: для того чтобы в ближайшие пять лет отремонтировать все дороги национального значения, нужно тратить по 200 млрд грн ежегодно. То есть в четыре раза больше запланированного на 2019‑й уровня.

фото_1

МНОГО, НО МАЛО: Александр Кава из Госагентства автодорог говорит: в 2019-м на ремонт дорог пойдет 55 млрд грн. А чтобы починить все трассы госзначения за пять лет, нужно ежегодно тратить 200 млрд