Мир

Машины Времени

Немецкие автогиганты стремительно присоединяются к идее развития рынка e-car. При этом автомобильные концерны преодолевают тотальное сопротивление, которое сами себе и оказывают

Немецкие автогиганты стремительно присоединяются к идее развития рынка e-car. При этом автомобильные концерны преодолевают тотальное сопротивление, которое сами себе и оказывают

   

Алексей Рябчин,
председатель парламентского подкомитета
по вопросам энергосбережения и энергоэффективности

 

 

Брюссель, 17 октября. Конференция Европейской ассоциации по электромобильности собрала сливки европейского политикума, науки, автопрома и просто неравнодушных к электромобилям. По коридору современного бизнес-центра, расположенного в парке Гора искусств в самом сердце европейской столицы, прогуливается Патрик Данау, председатель местного отделения компании Audi. С виду он доволен собой и излучает уверенность. А как иначе ты должен выглядеть, когда только что с трибуны заверил, что новая модель Audi E-tron сможет навязать настоящую конкуренцию Tesla уже в 2019 году?

Это, так сказать, победа на локальном уровне борьбы. На общем фронте немцы также не отстают. К концу года ФРГ выйдет на первое место в Европе по количеству продаж электромобилей BEV (battary electric vehicle) и подзаряжаемых гибридов PHEV (plug in hybrid electric vehicle). В настоящее время почти 90 тыс. немцев выберут этот относительно чистый экологический вид транспорта. А суммарно в ФРГ до конца 2018-го будет более 220 тыс. автомобилей, способных подзаряжаться от розетки. Есть чем гордиться, но пока нечем хвастаться.

Еще в 2010-м канцлер ФРГ Ангела Меркель провозгласила амбициозную цель достичь показателя 1 млн подзаряжаемых автомобилей. Так что пока немцы воплотили только пятую часть задуманного. Тем не менее немецкая электромашина набирает ход и уже через два года будет способна отобрать корону у мирового электромобильного лидера — Норвегии.

Так, BMW к 2025 году выпустит на рынок 12 новых электромобилей и 13 гибридов. Mercedes, кроме того, что за год выпустит свою первую серийную модель электрокаров, еще и инвестирует в новый завод по производству аккумуляторных батарей.

фоторастяжка 1

ЛИКБЕЗ ДЛЯ РУКОВОДСТВА: Работник завода BMW объясняет баварским чиновникам Маркесу Зодеру и Францу Йозефу Пшьеру принцип работы электродвигателя, который будет работать с максимальной мощностью 100 кВт

Процесс пошел

Курс на зеленое и экологичное в Германии был задан 20 лет назад, когда страна отказалась от атомной генерации и начала инвестировать в "зеленый переход". Благодаря этому сформировался целый класс просьюмеров — людей, которые производят и одновременно потребляют электричество. Теперь они способны не только зарабатывать на зеленом тарифе, но и заряжать свои автомобили своей же энергией. Полная энергетическая автономность, о которой можно не только мечтать, но и иметь у себя во дворе.

Таким образом, владение электромобилем по стоимости выгодно отличается от пользования машиной с двигателем внутреннего сгорания. К тому же федеральное правительство ввело щедрые субсидии для желающих управлять e-car — 1 млрд евро. Так, будущие обладатели электромобилей получат по 4 тыс. евро скидки, а гибридов — 3 тыс. евро. Часть денег пойдет на строительство зарядных станций и перевода государственного парка на электромобили.

Кроме того, значительное число немецких муниципалитетов объявило, что после 2025 года запретит въезд дизельных автомобилей в города. В феврале 2018-го суд Лейпцига уже разрешил немецким городам Дюссельдорфу и Штутгарту включать красный свет перед подобными машинами. Гамбург, второй по величине полис Германии, не стал ждать такого разрешения, а просто с этого лета запретил проезд дизельных автомобилей по двум своим самым большим трассам. Таким и другими способами автовладельцев стимулируют к переходу на гибриды и электромобили, от которых не будет страдать экология, а значит, их жители будут дышать более-менее чистым воздухом.

Но даже в Германии консервативные силы оказывают яростное сопротивление молодому тренду. Кто именно? Некоторые автопроизводители. В их руках сосредоточен как большой экономический ресурс, так и рычаги влияния на политические решения правительства, партий. 800 тыс. рабочих мест зависят от автопроизводителей, которые пока что в основном производят дизельные машины, хотя и активно инвестируют в новые разработки.

Немецкие автопроизводители традиционно держат мощных лоббистов в правящих кругах. В 2013 году мировая пресса, в частности The Financial Times, заподозрила Ангелу Меркель в нечистой игре. Оппозиции бросилось в глаза, что 9 октября в партийную кассу ХДС поступило 230 тыс. евро от семьи Квандт, которая контролирует концерн BMW. В итоге в тот раз партии Меркель семья бизнесмена пожертвовала 690 тыс. евро. И вот уже через неделю, 14 октября, на встрече министров экологии стран Евросоюза Германия добилась пересмотра требований относительно предельных выбросов автомобильных выхлопных газов.

Согласованное ранее ужесточение нормативов с 2020 года нанесло бы удар производителям мощных машин элитного сегмента — BMW, Mercedes, Porsche и Audi. Немецкая сторона настояла на том, чтобы новые ограничительные нормы вступили в силу не ранее 2024-го.

фоторастяжка2

ОН СКАЗАЛ "ПОЕХАЛИ": Октябрь 2018 года. Презентация электромобиля Audi PB 18 e-tron, который будет показан на Парижском международном автосалоне

Недавно Клаус Фрелих, один из членов правления BMW AG, вызвал новый шквал критики, когда заявил, что дискуссии об электромобильности "немного иррациональные", а будущее дизельных двигателей "весьма оптимистичное". Это и подобные заявления подливали масла в огонь местной политики, где партия Меркель ХДС вместе с ее многолетними баварскими союзниками ХСС проигрывают регион за регионом, помогая набирать голоса партии зеленых, которая в своей программе обещала отменить налоговые льготы в размере 57 млрд евро для предприятий авто- и авиаиндустрии, выпускающих транспортные средства с ДВС.

Печально известный "дизельгейт" помог немецким политикам обуздать автомобильное лобби, когда в сентябре 2015 выяснилось, что более 11 млн дизельных автомобилей концерна Volkswagen были оборудованны программным обеспечением, которое во время тестирования в десятки раз занижало количественные показатели выбросов вредных газов. Разоблачение этой нечистой схемы стоило миллиардных убытков Volkswagen. Сопротивляться прогрессу становится все труднее, дороже, да и бесполезное это дело.

Консервативные силы оказывают молодому тренду яростное сопротивление

В Брюсселе очень колоритный представитель главного офиса BMW за чашкой кофе рассказывал, что их стратегия за последние годы значительно изменилась. В самом начале тренда они в основном занимались тем, что успокаивали потенциальных потребителей, мол, их инженеры скоро решат проблему небольшой емкости литиевой батареи. Затем в BMW решили побороть психологический барьер и поставить мотоциклетный двигатель на свой флагман i3, способный подзаряжать аккумулятор и таким образом добавлять еще 70–80 км пути. Сейчас мюнхенский офис работает над беспилотными технологиями для электромобилей, понимая, куда именно движутся общемировые тренды.

Отныне в области с новой силой развернулась борьба за мозги. Разработчики BMW i3 перешли на работу в китайской Byton, новую компанию, усложнив BMW достижение заявленной цели — вывод вскоре на рынок 25 новых моделей электромобилей и гибридов.

Борьба за национальные и международные рынки выходит на новый уровень. В бой идут не только старики. Тот же Volkswagen заявляет о выпуске электрокара, который будет стоить всего $23 тыс. На $7 тыс. дешевле популярного в Украине нового японца Nissan Leaf. Немецкий гигант планирует построить три завода для производства 200 тыс. электрокаров. Первой машиной серии станет седан ID Aero. Рынок ожидает рождения малыша уже в 2020-м. По предварительным данным, запас хода базовой модели составит 400 км. 100 км/ч малолитражка наберет за 8 с.

В структуре Volkswagen есть и премиальные варианты. К примеру, в сентябре Audi представил свой первый електрокросовер — e-tron. Эта модель претендует на роль главного конкурента Tesla Model X и представителей подобного уровня. А штутгартский Porsche, жемчужина в короне Volkswagen, готовит презентацию Taycan, e-car high-класса, уже на следующий год. Итак, немцы жмут на педаль газа, пытаясь обойти своих конкурентов, начавших гонку раньше них.

Пока же Tesla бьет рекорды продаж в Северной Америке и Европе, выжимая традиционные люксовые машины большой немецкой тройки — Daimler, BMW и Volkswagen. Также дамокловым мечом над европейскими автопроизводителями висят японский, корейский и, конечно же, китайский автопромы. Здесь уже миллионными партиями выпускают дешевые электромобили, способные удовлетворить спрос в бюджетном сегменте.

Украина традиционно остается в хвосте тренда. Впрочем, рост этого электрического сегмента очевиден и на украинских трассах. По данным Укравтопрома, в 2018-м (январь-октябрь) по сравнению с соответствующим периодом в прошлом году продажи электрокаров выросли на 89%, до 4.214 единиц. Но 85% этого объема составляют машины бывшие в употреблении. Что ни говори, эти скромные цифры свидетельствуют о росте спроса, но в особо скромных масштабах.