Бизнес

Легкость бытия

НВ публикует рейтинг инвестпривлекательности украинских регионов

НВ представляет рейтинг привлекательности украинских областей для внешний и внутренних инвесторов — Regional Doing Business 2018 года. В нем учтены способность местных властей помогать бизнесу или хотя бы не мешать ему, сложность ключевых процедур и даже качество электронных сервисов. Лучше всех оказалась Винницкая область

 

Александр Пасховер

 

 

Три месяца исследовательских работ. Опросы около 2,5 тыс. компаний, анкетирование 1,3 тыс. из них. Многочисленные переговоры с чиновниками городских, районных, областных уровней. Затем — математика и аналитика, проверка фактов, работа дизайнеров, редакторов.

Итог этой работы — рейтинг легкости ведения бизнеса Regional Doing Business 2018 (RDB). Впервые он появился в 2017‑м, а теперь вышла его вторая серия.

Еще один итог — довольство и усталость на лице Дениса Малюськи, замглавы BRDO / World Bank Group. Он и его команда из BRDO — независимого экспертно-аналитического центра, финансируемого ЕС в рамках инициативы EU4Business/FORBIZ, — поработав вместе с Союзом украинских предпринимателей (СУП), и сделала этот рейтинг.

В нем каждая из украинских областей представлена как самостоятельная площадка возможностей для местных и сторонних инвесторов. Какой вывод могут сделать те и другие, когда проанализируют итоговую табличку? “Есть ли смысл заходить на эту территорию или искать что‑то другое”, — отвечает Малюська.

Впрочем, он же и уточняет, что даже те области, которые волею цифр оказались на дне рейтинга, имеют необычайный потенциал стремительного роста. Вдохновляющими примерами могут служить аутсайдеры прошлогоднего RDB — Киевская, Черниговская и Ровенская области. Всего год работы местной бюрократии, и они резко поднялись в рейтинге.

инфографика_ВСТАВИТЬ
Тонкий расчет

Основными критериями оценки эффективности регионов стали деньги и время, которые затрачиваются на прохождение официальных процедур. А также число визитов в органы местной власти, необходимых для различных согласований и одоб­рений.

Чтобы оценить эти показатели, BRDO и СУП взяли за основу методологию Всемирного банка. Благодаря ей исследователи выделили шесть направлений оценки взаимодействий предпринимателей и местной власти: создание предприятия; оформление земельного участка; получение разрешений на строительство; электронные сервисы; уплата налогов; подключение к электросетям.

Причем эксперты оценили не только процедуры подключения, но и качество поставки по двум индексам:

1) количество перерывов в электроснабжении за месяц;

2) сколько времени предприятие сидит без электричества.

Малюська отмечает, что киевлянам этот критерий понять трудно, а вот в глубинке данная проблема все еще живее всех живых.

Он называет еще один важный измеряемый критерий эффективности местной власти, новинку рейтинга этого года, — открытость градостроительных документаций в онлайне. Иными словами, может ли любой бизнесмен, не отходя от своего компьютера, понять, что и где можно строить и где какие ограничения существуют.

Исследователям важно было увидеть и то, сколь эффективно местные власти используют возможности платформы regulation.gov.ua, которая дает инструменты планирования и управления, а также с помощью портала start business challenge облегчает начинающему предпринимателю вход в бизнес.

Там в 30 кейсах прописаны необходимые шаги для старта в различных сферах — от открытия мини-пекарни и солнечной электростанции до среднего размера фермерства.

“Мы эту идею активно продвигаем, — говорит Малюська. — Предлагали городам подключаться и локализировать свои данные”. К программе присоединились 12 областей. Из них глубже всех прониклись идеей Житомир и Винница: они предоставляют пошаговые инструкции для 14 и 16 видов бизнеса соответственно.

Электронные сервисы — показательный индикатор моделей поведения областных властей. Большинство все еще исповедует принцип “услуги через интернет не предоставлять”. Его придерживаются даже в городах-миллионниках Одессе и Харькове.

Реже регионы пользуются общегосударственной системой электронных услуг.

И лишь немногие разрабатывают отдельные сервисы админуслуг только для своего города. Среди них Малюська особо отмечает удачные примеры Львова и Ивано-Франковска.

Тем не менее в общем зачете лидером Regional Doing Business стала Виннитчина.

Авторы исследования еще и попытались вписать Украину в мировой контекст.

Например, они сравнили время, затрачиваемое бизнесом на получение разрешений на строительство в разных городах и странах. Так, в Виннице на это нужен 71 день, в Чернигове — 67, а вот в хорватском Загребе или казахстанском Алматы — 146 и 123 соответственно.

Приличные результаты у украинских городов и по показателю “время на регистрацию предприятия”. В Житомире на это нужно 7 дней, и это почти как в португальской Браге (6,5 дня), и намного быстрее, чем в словацком Кошице (19,5 дня).

Но эти локальные победы разбиваются о всеукраинское горе — злоупотребления государственных и олигархических монополий, например облэнерго.

В номинации “легкость подключения к электросетям” в мировом рейтинге Украина занимает 128‑е место. В целом за последний год ситуация в этом вопросе ухудшилась по всей стране.

Виталий Погосян, директор департамента экономики и ин­вес­тиций Винницкого горсове­та, указывает пальцем вверх и называет адрес, где находится ключ к решению этой проблемы, — Киев и кормящиеся из рук властей олигархи.

В целом исследователи отмечают, что во всех регионах, хоть и в разной степени, существует желание улучшить деловой климат. Мешает низкая информированность населения и слабый диалог властей с бизнесом.

Региональные власти уже более-менее научились создавать условия для внешних финансовых вливаний. Но привлекать и поощрять инвесторов получается пока у немногих.

фото_1

СВОЙ ИНТЕРЕС: Виталий Погосян, директор департамента экономики и инвестиций Винницкого горсовета, стоит на страже интересов локального бизнеса и заезжих инвесторов