Бизнес

Завод воскрес

Юрий Филюк, ивано-франковский общественный активист и предприниматель, дал новую жизнь некогда мертвому промышленному предприятию
Это материал Электронной версии журнала Новое Время, открытый для ознакомления. Чтобы прочитать закрытые статьи – оформите подписку.

Юрий Филюк, Ивано-Франковский общественный активист и предприниматель, дает новую жизнь некогда мертвому промышленному предприятию, выставляя его на народное IPO. Порог вхождения в зарождающийся бизнес — всего $1 тыс.

 

Светлана Угнива

 

 

Совсем недавно Ивано-Франковский завод Промприбор имел жалкий вид. На территории в 2 га бесполезной земли ржавел метал, рассыпались старые стены. Столетняя карьера промышленного предприятия медленно угасала.

Еще недавно здесь производили ширпотреб — от зонтиков до автомобильной фурнитуры, счетчиков газа, электросчетчиков и прочего. Эти, казалось бы, нужные товары финансовых успехов не принесли, и Промприбор медленно, но верно превращался в промышленное кладбище.

И тогда Юрий Филюк, молодой предприниматель и общественный активист, известный своим урбанистическим проектом Тепле місто в Ивано-Франковске, решил вернуть в это мертвое царство жизнь. Теперь в отремонтированном его усилиями корпусе старого предприятия расположились танцевальная студия, барбер-шоп, кожевенная мастерская, бар, ресторанная компания, коворкинг, ІТ-компания и даже инвестиционный департамент мэрии.

Проект получил новое название — Промприбор.Реновация. Его конечная цель — превратиться в центр коммерческих и социальных инициатив, нацеленных на развитие экономики, урбанистики, современного искусства и неформального образования в регионе. Согласно замыслу Филюка и его команды, очень скоро здесь откроются лаборатории, мастерские, выставочные и развлекательные центры, отель, хостел, фермерский рынок, рестораны, кинотеатр и конференц-центр. Иными словами, Промприбор превращается в идеальную площадку для строительства капитализма.

Огромные заводские цехи готовятся стать современными офисами в стиле лофт. Для реализации пилотного проекта уже удалось привлечь $ 1,2 млн. “Я вижу, как все это продвигается и развивается,— рассказывает программист Андрей Черников, который инвестировал в проект Промприбор.Реновация $ 20 тыс. — И мне нравится принимать в этом участие”.

В целом Филюк планирует в течение пяти лет привлечь в проект $ 25 млн. Что, по его мнению, сделать не так уж сложно. “Мы работаем со множеством бизнесменов и рассчитываем, что основной частью инвесторов станут небольшие предприниматели”,— подчеркивает он.

Согласно плану Филюка, порог вхождения в проект невысок — $ 1 тыс.

фото_2

ОПЫТ: Ресторанный проект Urban Space 100 объединил здоровые и молодые силы Ивано-Франковска и теперь тиражирует свой опыт по всей Украине, а также за ее пределами

Украинское IPO

Проект Промприбор.Реновация инициаторы называют одним из первых примеров импакт-инвестирования (от англ. impact — влияние), которое уже стало мировым трендом. Это когда будущие инвесторы анализируют не только потенциал чистой прибыли, но и социальный эффект от своих вложений.

Причем Филюк в Промприборе задумал что‑то вроде народного IPO — первичного предложения акций. На себя он берет обязательство выкупить помещения завода Промприбор и обустроить в них ряд бизнесов — ресторанный, кинотеатральный, ивентный, коворкинговый и т. д. Предприниматель предлагает на продажу около половины акций проекта. Согласно предварительному плану минимально можно будет приобрести пакет от $ 1 тыс.

Купить акции можно будет онлайн, на внебиржевом рынке, а продать при помощи нотариуса. То есть речь идет о покупке доли в уставном капитале, когда владелец акций претендует на долю в прибыли предприятия.

Согласно бизнес-плану, когда будут собраны все средства и полностью реконструированы помещения, предприятие станет генерировать прибыль. “Проект будет зарабатывать деньги для инвесторов, преимущественно на аренде площадей”, — рассказывает Филюк. По его замыслу, успешность проекта должна измеряться не только финансово, но и степенью его влияния на культурное и экономическое обновление Ивано-Франковска.

Правда, у таких социально-деловых проектов, как правило, более длительный период возврата средств. В Ивано-Франковске в традиционных девелоперских проектах на возврат средств можно рассчитывать в пределах 6–7 лет, уточняет Максим Немеш, директор по развитию комплекса Промприбор.Реновация. А этот проект может окупиться лет через 12 лет. Но игра стоит свеч.

Один из самых важных и ожидаемых эффектов от этого проекта, на который в первую очередь рассчитывают его отцы-основатели, — всплеск деловой активности в Ивано-Франковске и вокруг него, создание рабочих мест, свежие экономические стимулы.

Причем Филюк надеется создать модель, которая многих сможет заинтересовать. “Людям важно иметь успешный кейс — пример, что у кого‑то получилось”, — говорит он.

В пример приводит свой уже сложившийся проект Urban Space 100 — общественный ресторан, который появился в Ивано-Франковске в декабре 2014 года и стал популярной, практически вирусной бизнес-идеей.

Ее биография такова. 100 человек скинулись по $ 1 тыс., дабы открыть заведение общественного питания. Участники не получают дохода от своего вложения, но собираются раз в квартал, чтобы решить, на что потратить прибыль ресторана. Как правило, это общественные инициативы для города.

Опыт Urban Space 100 привлек внимание и внешних рынков. Уже есть более 250 заявок из 15 стран, рассказывает Филюк. Что касается Украины, то скоро подобные проекты заработают в Краматорске и Полтаве. Нынешней зимой по франшизе откроется заведение и в Киеве — Urban Space 500.

Опыт с организацией Urban Space 100 в Ивано-Франковске помог Филюку замахнуться на новый масштабный проект — превращение старого завода в модное общественное пространство, признается предприниматель.

фото_1

ВТОРАЯ ЖИЗНЬ: Иван Филюк планирует привлечь в проект, вдыхающий в старый завод новую жизнь, $25 млн. Для реализации пилотного проекта уже собрано $1,2 млн

Старость не радость

На круглом столе Киевского экономического форума для малых предпринимателей выступил бизнесмен и миллионер Сергей Тигипко. В своем выступлении он пожаловался на дефицит сварщиков на его вагоностроительном заводе.

“Найдите и наймите мне бригаду сварщиков, вы хорошо заработаете”, — сказал он. Названная Тигипко зарплата сварщиков в 20 тыс. грн в месяц тогда заинтересовала многих.

Когда у больших корпораций возникает производственная брешь, то оперативно прикрыть ее способен только малый, а то и мелкий предприниматель, убеждена директор департамента микро-, малого и среднего бизнеса Ощадбанка Наталия Буткова-Витвицкая. “Всем нужны предприниматели, — говорит она. — Государству, которое надеется на экономический рывок на базе внутренних инвестиций. Местным общинам, которые рассчитывают благодаря малому бизнесу создать новые рабочие места на своих территориях. Иностранным партнерам, инвестирующим в сектор в надежде на то, что страна перестанет быть черной дырой международной помощи”.

Кроме того, утверждает собеседник НВ, малый бизнес все более интересен банкирам. Аналитики агентства Moody’s предрекают: в кредитовании крупного корпоративного бизнеса финансовый сектор Украины скоро может достичь потолка. Достойные крупные заемщики давно разобраны банками, имеют партнерские финансовые институты, с которыми сотрудничают годами. Новых больших компаний практически не появляется — инвестиционный климат Украины все еще не слишком уютен для крупных игроков мирового рынка.

Зато на свет пробивается начинающий малый бизнес. Это ощутимо в новом для госбанка направлении кредитования малого бизнеса. Три года назад его в Ощадбанке не было вовсе, а за последний год появилось 23 тыс. новых подобных заемщиков. Для страны с населением более 40 млн человек это скромное начало. Но оно положено.

А история про ищущего на экономическом форуме сварщиков Тигипко имеет еще одну сторону. Промышленный потенциал Украины не загублен. Отраслевые гиганты, рожденные в СССР и даже ранее, все еще способны к масштабным проектам. Хотя большая часть промпредприятий прошлого недееспособны. И это не украинский, а общемировой тренд.

Старинным крупным предприятиям США и Европы, которые являются героями вчерашних и даже позавчерашних дней, где трудились десятки тысяч рабочих, все труднее находить применение в реалиях XXI века. И в последние годы наметился тренд на придание этим древним циклопам новой жизни.

 

 

Например, старинная фабрика в польском городе Лодзь. Ее 27 га земель и ветхие здания теперь превращены в огромный торгово-развлекательный центр, гостиницы, галереи, музеи и деловые офисы.

В Копенгагене припортовый склад 1787 года стал четырех­звездочным отелем. Три соседних склада переоборудованы в два дорогостоящих жилых комплекса и филиал академии художества со множеством великолепных скульптур.

На 25 га пивной корпорации Carlsberg возводится микрорайон под названием Город культуры. Силосные башни превращаются в ресторанные комплексы. Цех, где 80 лет разливали пиво, переоборудован в театр современного танца.

В хвосте этого тренда — и Украина. Подобные проекты уже есть в Киеве, Одессе, Харькове, Львове и, силами Филюка, в Ивано-Франковске.

Согласно идее предпринимателя две трети площадей завода Промприбор отходят коммерческим арендаторам. Треть по льготной ставке предлагается общественным, культурным и социальным инициативам, которые таким образом получат благоприятные условия для развития.

В результате комплекс Промприбор.Реновация станет зарабатывать на проведениях всевозможных деловых и неделовых мероприятий, управлении ресторанами и отелем, хостелом, объясняет Немеш. “Это транзит в сторону лыжного курорта, — поясняет он. — Хороший хостел, ивент-площадки. В городе не хватает инфраструктуры для проведения конференций. Элементарно не хватает офисов”.