Люди

Шведское Вторжение

Стефан Вановербеке, топ-менеджер IKEA, накануне прихода компании в Украину делится соображениями о ее экономике

Стефан Вановербеке, топ-менеджер крупнейшего мирового торговца мебелью IKEA, накануне прихода компании в Украину делится соображениями об экономике страны и наблюдениями об особенностях быта ее жителей

 

Екатерина Шаповал

 

 

Стефан Вановербеке, 51‑летний главный исполнительный директор IKEA по Юго-Восточной Европе, договорившись с НВ об интервью, поджидает журналиста издания у входа в столичную гостиницу Hyatt. Он пришел чуть раньше назначенного времени и решил выйти навстречу прессе.

И это не показная демократичность, а корпоративная культура шведской IKEA, крупнейшего продавца мебели в мире. Причем Вановербеке работает в этой компании уже 25 лет.

Летом следующего года IKEA, которую украинцы не раз называли в списке брендов, которых им не хватает, должна открыть свой первый магазин в Киеве. Таким образом Украина станет 30‑й страной в портфеле группы IKEA, а магазин — 356‑м.

К этому событию ретейлер шел довольно долго. Первую попытку построить и открыть в Украине собственный гипермаркет IKEA предприняла в 2005 году. Однако получение удобного для мебельного магазина участка заблокировал тогдашний мэр Киева Александр Омельченко.

 

Пять вопросов Стефану Вановербеке:
Пять вопросов Стефану Вановербеке:

Ваша самая дорогая покупка за последние десять лет?

Моя квартира.

На чем вы передвигаетесь по городу?

Я живу в Варшаве. Очень люблю общественный транспорт. Мне нравится ездить на велосипеде, если погода позволяет. Также прибегаю к услугам Uber, хотя стараюсь избегать использования автомобиля.

За какой поступок в жизни вам стыдно?

(Смеется). Много чего было, но я не хочу этим делиться. Все же были молодыми.

Какая поездка произвела на вас наибольшее впечатление?

Самым впечатляющим было мое первое посещение Индии. Когда я езжу по Европе, то ощущаю себя как дома. А когда попал в Индию, то увидел совершенно другую культуру, абсолютно другие взгляды на жизнь, яркие краски, непривычный климат. Получился впечатляющий опыт. Это путешествие помогло мне понять, кто я. Я — европеец.

Кого или чего вы боитесь?

Я позитивный человек. Люблю людей. Пока что не обжигался.

В 2009‑м IKEA вновь постучалась в Украину с намерением построить магазин в Одессе, где у нее уже был участок. Однако, по информации Forbes, за выдачу нужных разрешений у компании потребовали взятку в размере $ 2 млн. И, наконец, в 2013‑м компания собралась совершить еще одну попытку выхода на украинский рынок, но тут разворачивающийся Майдан заставил менеджеров IKEA принять решение об отсрочке.

Теперь же, наконец обосновываясь в Украине, мировой гигант решил начинать не с классического для своего бизнеса гипермаркета, а открыться в формате большого мебельного магазина в торговом центре.

Вановербеке неохотно говорит о первых неудачах с приходом его компании в Украину, резонно замечая: “Сейчас же мы здесь”. И предлагает сразу обсудить дела сегодняшние.

— Почему именно сейчас компания решила стартовать в Украине? Вы верите в экономику страны?

— Да. Есть несколько элементов, на которые мы обращаем внимание. Во-первых, Украина — это важная страна для Европы. Здесь 40 млн населения, это большой рынок.

Во-вторых, мы знаем, что ваша экономика сталкивалась с определенными вызовами. Но уже в 2015–2017 годах были позитивные сдвиги. И мы считаем их устойчивыми. Почему? Проводится очень много реформ, и они идут в правильном направлении.

Также благоприятно и то, что подписано Соглашение об ассоциации с ЕС. Страна в процессе изменения законодательства приводит его в соответствие с европейскими стандартами. Также не могу не отметить очень мощного движения к прозрачности.

Если говорить о макроэкономических показателях, то они позитивны. Я сейчас веду речь о росте ВВП, вопросах с валютой, о снижении инфляции.

Также появляются новые секторы в экономике. Например, очень динамично развивается IT. А это будущее и очень волнующий момент. Украина слишком долго занималась тяжелой промышленностью и сельским хозяйством. Сейчас вы переходите к новой эре.

— К сожалению, не у всех из 40 млн украинцев, о которых вы говорите, есть деньги на новую мебель.

— Да, покупательная способность в Украине сейчас не самая высокая в мире. Но ситуация [с благосостоянием людей] отличается в городе и сельской местности. Например, в Киеве спрос есть уже сегодня.

А если говорить о будущем, то мы уверены: доходы населения будут только расти.

Мы уже не раз видели, выходя на разные рынки, что там, где нас нет, продается мебель либо плохого качества по низкой цене, либо хорошая продукция, но дорого. Мы же предлагаем высокое качество по низкой цене. И те, кто не мог купить мебель, получают такую возможность.

Где бы мы ни открывали магазины, рынок мебели только растет, потому что мы создаем доступность и хороший дизайн.

— Похоже, местным производителям придется несладко: выход IKEA может подкосить их бизнес.

— Местным товаропроизводителям не стоит беспокоиться. Появление IKEA на рынке — это прекрасная возможность увеличить реализацию их собственной продукции. Особенно для хороших производителей.

Мы уже не раз видели подобные процессы в других странах, на которые выходили: IKEA создает турборежим для того, чтобы люди начинали больше интересоваться мебелью. Им всегда есть на что потратить деньги, кроме предметов для дома. На путешествия, одежду, технику и тому подобное. Или купить домашнюю мебель.

Поэтому реальная конкуренция происходит не между игроками на рынке — борьба идет за долю расходов у потребителей.

 

раст

IKEA И ЖИЗНЬ: Стефан Вановербеке обещает, его компания предложит в Украине интерьерные решения, максимально подходящие под потребности местных покупателей

— Опишите формат, с которым вы входите в Киев. Что это будет?

— Я очень горжусь тем, что мы сейчас разрабатываем для Киева. Это формат "магазин в центре города". Он будет открыт в ТРЦ Ocean Mall. Можно сказать, что это самая современная технология из тех, что сейчас применяются в IKEA.

Обычно наш магазин — это огромное строение. Его большая часть отводится на логистику, на технические помещения: склады, зоны для самообслуживания. Так вот, всего этого не будет. Так же, как и ресторана, который занимает много пространства.

Основа нынешней истории — шоу-рум и аксессуары на площади 6 тыс. кв. м. Еще у нас будет отдел центрального планирования, где с помощью консультантов можно будет либо заказать доставку покупок домой, либо вывезти их самостоятельно из пунк­та получения заказа.

Почему мы думаем, что за этим будущее? Потому что видим: молодое поколение, которое живет в городах и выросло с девайсами в руках, сталкивается с проблемой мобильности. Города большие, по ним не так просто передвигаться. Поэтому удобство становится более важным. Приобретает значение не только ценовая доступность, но и комфорт. Все это приводит к тому, что традиционный способ — магазины IKEA за городом — становится неактуальным.

Мы хотим представить эту концепцию в разных странах мира. Сейчас она уже работает в Лондоне, Париже, Нью-Йорке, Шанхае, Копенгагене. И вот теперь будет в Киеве.

— Планирует ли IKEA открывать в Украине классический магазин?

— Посмотрим, что будет происходить дальше. Не уверен, что мы вообще продолжим строить классические огромные центры, как раньше. Я имею в виду не только Украину, но и весь мир.

40 млн потре­бителей в Украине — это  сумасшедший рыночный потенциал

— Как будет устроен этот магазин? Там будут комнаты с примерами дизайна?

— Да. Мы планируем организовывать помещения в виде гостиной, кухни, столовой, детской, возможно, игровой комнаты для детей. Будут даже небольшие квартирки. Хотим, чтобы покупатель таким образом получал вдохновение от наших решений.

Также часть помещений отведем для демонстрации функционала мебели: будем показывать, как софа раскладывается, например. Предусмотрено помещение и для сезонных коллекций. Например, для летнего или рождественского ассортимента.

— Проводила ли IKEA исследование рынка перед выходом в Украину? И что оно показало?

— Когда мы выходим на новый рынок, то хотим быть как можно ближе к местному потребителю. Конечно, мы делаем анализ, заказываем разные исследования. Но более важно для нас, и это больше всего вдохновляет — ходить по домам людей и разговаривать с ними.

Мы совершаем такие визиты и спрашиваем жителей о том, какие у них потребности, мечты, чем они недовольны.

Большинство проживают в небольших квартирах, а это значит, что им нужны качественные решения проблемы хранения: куда складывать обувь, где одежду развесить. И так далее.

Мы также уже знаем, что для украинцев важный фактор социализации — это приглашение друзей в гости. Поэтому для вас нужны гибкие решения по организации жизненного пространства. Так, чтобы его можно было легко трансформировать под потребности — принимать гостей дома.

Много внимания украинцы уделяют детям. Люди считают, что если есть деньги, то лучше их потратить на детскую комнату, чем на что‑либо другое.

Еще мы заметили, что часто в одной квартире живут три поколения. Дедушки-бабушки, родители и дети. С этой точки зрения мы видим очень большой интерес к светлым пастельным цветам оформления.

Все это мы используем в нашем центральном магазине. Ассортимент будет тот же, что и везде, но мы предложим [интерьерные] решения, характерные для местного рынка и его потребностей. И все это по разумной цене — это для нас важный фактор успеха.

— Сколько людей будет работать в IKEA и сколько среди них будет украинцев?

— На первом этапе — 120 сотрудников, половина из них — в центральном магазине. Большинство — украинцы. Мы сейчас как раз нанимаем людей, 15 человек уже работают.

Если говорить о зарплате, то мы предлагаем своим сотрудникам немного более высокое вознаграждение, чем среднее по рынку. И еще у нас хороший социальный пакет: медицинская страховка, поддержка декретных отпусков. И все будут работать официально, по-белому.

Сейчас пока нет руководителя IKEA в Украине, но мы работаем над его поиском. Это будет иностранный менеджер, но мы стремимся развивать и местные кадры.

— Каких результатов вы ожидаете от работы в Украине?

— Для нас действительно важно выйти на украинский рынок. И мы понимаем, что сейчас правильно двигаться пошагово. Сначала открыть один магазин — это позволит "пощупать" рынок, посмотреть, как концепция демократичного дизайна по невысоким ценам будет работать в Украине.

И уже потом мы проведем оценку наших операционных показателей. Я уверен, что у нас все будет хорошо, потому что мы понимаем рынок и учимся. 40 млн потребителей тут — это сумасшедший рыночный потенциал.

раст2