Мнения

Страна в слезах

В Бразилии сгорел крупнейший музей Южной Америки, 20 млн ценных экспонатов потеряны навсегда. Для Украины это урок, который стоит выучить, пока не поздно  
Хотите купить эту статью?

В Бразилии сгорел крупнейший музей Южной Америки, 20 млн ценных экспонатов потеряны навсегда. Для Украины это урок, который стоит выучить, пока не поздно

  

 

Олеся Островская-Люта, 
директор Мыстецького арсенала

   

  Неделю назад бразильский писатель Пауло Коэльо написал: “Наша страна в слезах”. Речь шла о невероятной потере самого большого в Южной Америке Национального музея Бразилии, ставшей адским спектаклем для всего мира.

2 сентября в Рио‑де-Жанейро разгорелся неслыханный пожар, и на глазах всей страны исчез один из главных исторических памятников государства — королевский дворец и место, с которого началась бразильская независимость. Все сгорело дотла: вместе с резиденцией португальских королей времен наполеоновского изгнания и бразильских императоров погибли 20 млн экспонатов. Разрушенные научные лаборатории, вековой архив исследовательских работ, собрание аудиозаписей исчезнувших языков Южной Америки, коллекция коренных народов, даже скелет уникального южноамериканского длинношеего динозавра. “Что теперь будет с нашими душами?” — написал Коэльо.

На улицы Рио вышли тысячи разгневанных граждан — призывать к ответственности правительство, допустившее, перефразируя Коэльо, потерю бразильцами души. В течение долгих лет музей страдал от недофинансирования настолько, что в 2015 году был вынужден закрыть двери для посетителей из-за нехватки средств на охрану и уборку. Сотрудники объявили краудфандинговую кампанию на ремонт зала, где находился знаменитый динозавр Maxakalisaurus. В конце концов, именно нехватка средств на противопожарную систему здесь и сейчас привела к потере огромного достояния бразильского общества и всей мировой науки за несколько сотен лет.

Впрочем, для Украины заброшенность музеев — привычная история. Мы тоже помним вынужденные краудфандинговые кампании на ремонт пола и другие мелкие работы. Более того, в публичном пространстве подобные вещи не раз выглядели как победа, а не полнейшая зрада. Почему зрада? Да потому что музей — это не заведение для нескольких энтузиастов. Это, простите за банальность, сокровищница всего общества: ведь именно оно разделяет ответственность как минимум за национальные музеи. Что, в свою очередь, означает государственное финансирование на должном уровне. Боюсь даже предположить, в каких украинских музеях нет нормально работающей противопожарной системы и что можем потерять мы. После всех экспроприаций и аннексий архивов и коллекций об этом больно даже думать (вы знали, например, сколько украинских архивов начала ХХ века до сих пор находятся в Москве и что к ним практически нет доступа?).

Что теперь будет с нашими душами

Однако всегда есть “но”. В случае с Украиной, несмотря на запущенность со стороны общества (осознанно не пишу “государства”, поскольку государство является таким, каким делает его общество), известны и примеры настоящей профессионально

Чтобы прочесть материал полностью,