Неделя

Пять вопросов Фредрику Олссону

Фредрик Олссон, управляющий директор H&M, специально приехал из Стокгольма в Киев, чтобы открыть здесь первый магазин бренда
Это материал Электронной версии журнала Новое Время, открытый для ознакомления. Чтобы прочитать закрытые статьи – оформите подписку.

Управляющий директор H&M, крупнейшей в Европе розничной сети по торговле одеждой, сразу после выхода на украинский рынок рассказывает о дальнейших планах и утверждает, что видит в здешней экономике большой потенциал

 

Екатерина Шаповал

 

 

Cо звездным диджеем и многометровыми очередями всемирно известная шведская торговая марка H&M открыла свой первый магазин в Киеве. Украина стала 70‑й страной в портфеле бренда, одного из крупнейших в мире продавцов одежды с рыночной капитализацией более $ 20 млрд.

Шведская торговая марка пополнила украинскую коллекцию представленных здесь мировых демократичных брендов, куда среди прочих входят Zara и Bershka испанского гиганта Inditex, а также американский The Gap.

За первые два дня работы киевский H&M в ТРЦ Lavina Mall посетили более 20 тыс. покупателей — в разы больше, чем обычно проходит через популярный столичный магазин в бойкое время распродаж.

H&M намеревался выйти на украинский рынок еще в 2012-2013 годах. Однако тогда, по словам управляющего директора марки Фредрика Олссона, компания предпочла другую страну. Теперь же в Стокгольме решили, что самое время идти в Украину.

Во время короткого интервью НВ в первом своем магазине в Украине 42-летний Олссон то и дело подходит к стойкам с одеждой и демонстрирует модели, которые, по его мнению, непременно понравятся киевским модникам.

 

 

1 Почему вы пришли в Украину именно сейчас? Низкий рост экономики H&M не пугает?

— Мы видим большой потенциал в Украине именно сейчас. Какое‑то время назад мы сфокусировались на Украине и приняли решение прийти сюда. Мы нашли хорошее место в Lavina Mall. Там большое пространство для магазина — почти 3 тыс. кв. м, где можно выставить всю нашу коллекцию. И детскую, и подростковую, и мужскую, и H&M home.

Сейчас мы готовы объявить, что в октябре ожидается открытие второго магазина, который будет работать в [ТРЦ] Sky Mall.

Кроме этого, мы работаем над поиском новых возможностей и локаций не только в Киеве, но и других городах. Я не готов сейчас называть конкретные населенные пункты, но могу сказать, что это города с самым большим населением.

 

2 Будет ли магазин H&M в Украине чем‑то отличаться от торговых точек марки в других странах?

— Мы фокусируемся на сходствах, а не отличиях. На том, что объединяет. Но, конечно, на новых рынках, когда мы узнаем больше о клиентах, то пытаемся адаптироваться.

Все равно Украина похожа на ближайшие страны, а отличия больше связаны с сезонностью. Например, я приехал из Швеции, там [температура на улице] +15℃ тепла, а здесь, наверное, +30℃.

Сейчас мы хотим представить все коллекции, которые есть. А дальше посмотрим.

Нам есть что предложить, и по ходу осени мы будем добавлять новые капсульные коллекции. Внутри них у нас есть коллаборации с дизайнерами. Например, в начале ноября мы представим коллекцию, разработанную вместе с [люксовой маркой] Moschino.

Многие покупатели не могут себе позволить купить вещи непосредственно у Moschino. А в рамках сотрудничества H&M представит качество высокого уровня по доступной цене благодаря экономии на масштабах.

Такие коллаборации соответствуют принципам H&M. Мы позиционируем себя как компания, производящая вещи, доступные всем. Цена является важной частью нашего фокуса.

фото_1

ДОЖДАЛИСЬ: На открытие первого магазина H&M в столичном ТРЦ Lavina Mall пришли тысячи киевлян

3 На сайте H&M пишет о своих ценностях. Среди них: предпринимательский дух, постоянные усовершенствования, простые решения. Как они воплощаются в повседневной работе такой огромной организации?

— Ценности — это то, что объединяет нашу компанию. Во всем мире у нас сейчас работает более 150 тыс. сотрудников, и это то, что склеивает и держит нас вместе.

Если говорить о наших ценностях, то их всего семь. Например, предпринимательский дух. Я проработал в H&M 18 лет. И влюбился в компанию уже в первый год. Потому что когда у меня возникала идея, мой менеджер говорил: отлично, попробуй сделать это. Для меня предпринимательский дух — это не только говорить кому‑то, что нужно делать, но и брать на себя ответственность. Пробовать и делать. Мы большая международная компания, но пытаемся работать как маленький семейный бизнес.

Мы — большая международная компания, но пытаемся работать как маленький семейный бизнес

Например, я надеюсь, что наши менеджеры, выходя на работу в дождливые дни, думают так: давайте поставим зонтики на передний план. И тому подобное.

Если говорить о постоянном улучшении, то для меня это история о конкурентоспособности и желании опережать самого себя. Постоянные улучшения в том и состоят, чтобы соревноваться с самими собой. И если быть открытым, то всегда можно увидеть новые возможности — как сделать, чтобы стало лучше.

Еще одна ценность — простые решения, здесь формулировка говорит сама за себя. Это о том, чтобы принимать решения на местах. Не организовывать большие длинные встречи, а решать на локальном уровне и брать на себя риск. Потому что ретейл — это быстрый бизнес. У покупателей растут запросы. Вы можете ошибиться, пойти не в ту сторону, но в этом нет ничего страшного.

Мы думаем, что 100 % успеха — это не так уж важно. 20 % [ошибок] на 80 % [удач] — хорошее соотношение. Если вы ошиблись, вы можете в следующий раз пойти в более правильном направлении.

 

4 Давайте вернемся к операционному управлению. Как разрабатываются коллекции H&M? Сколько людей над ними трудится?

— У нас работает более 150 дизайнеров, которые базируются в Стокгольме. Они непосредственно разрабатывают коллекции. Также у нас есть более 100 байеров, которые путешествуют по миру, и приносят нам новости о новых трендах и тенденциях. От них тоже зависит создание новых коллекций.

Мы постоянно пополняем ассортимент: каждый большой город получает новые детали, новые продукты раз в неделю, а иногда даже каждый день.

 

5 По каким принципам вы подбирали сотрудников в Украине?

— С одной стороны, мы смотрели на профессиональные качества, а с другой — на то, чтобы эти люди обладали теми же самыми ценностями. Большинство работающих здесь сотрудников проходили стажировку в Польше, наблюдая, как работают те, кто уже давно в Н&М. Все это сохраняет наши ценности.

 

 

CV

Фредрик Олссон — управляющий директор H&M и, по информации шведских СМИ, без пяти минут CEO этой компании. Родился в 1976 году в маленьком шведском городе Эверед. Получил магистерскую степень по экономике и машиностроению в университете города Лунд. Карьеру в H&M начал в 2002 году, устроившись в штаб-квартиру в Стокгольме на должность контролера по закупкам. Уже через год возглавил отдел мерчандайзинга по Северной Америке, а еще через три был назначен главой отдела по расширению на этом континенте. В 2015‑м стал руководителем отдела по глобальному расширению H&M Group, а спустя год занял пост управляющего директора.