Мнения

Министерство параллельной культуры

Министерство культуры если и занимается культурой, то какой‑то другой. Реальные победы на широком культурном фронте у тех, кому госструктура или мешает, или не хочет помогать

Министерство культуры если и занимается культурой, то какой‑то другой. Реальные победы на широком культурном фронте у тех, кому госструктура или мешает, или не хочет помогать

 

  

Андрей Кокотюха,
писатель, киносценарист

  

Не так давно Министерство культуры Украины снова возмутило культурное сообщество собственной некультурностью. Речь не о том, что сотрудники ведомства плюют на пол, едят суп вилкой или ругаются матом. Говорю о питчинге, в котором кино- и телепроекты патриотической направленности боролись за финансирование из закромов Минкульта. Такой конкурс проводился впервые в истории министерства, и первый блин оказался комом. Минкульт сперва загнал сам себя в ловушку, запутавшись в определении уровня патриотизма. А затем от души высек себя же при всем честном культурном народе, когда огласил победителей и обидел проигравших. Среди последних — проект художественного фильма Иловайск, получивший “кол” за патриотизм.

Вопрос не в предполагаемом качестве этого или других продуктов. Оценка качества — дело субъективное. Важно другое: профильное министерство, рожденное в СССР, там же и осталось. Страна, в состав которой входила Украина, видела министерства культуры так называемых союзных республик эдакими этнозаповедниками. Нет ничего плохого в музеях, но зайдите в любой музей Европы, США, страны, не пораженной советским вирусом или же сопротивлявшейся давлению, и вы увидите соответствие всем современным трендам, места для появления новых, динамику развития. Не надо здесь в сотый раз жаловаться на скудное финансирование отечественной культуры. Да, увы и ах. Но проблема не в деньгах, а людях, которые их осваивают. И если люди, приглашенные Минкультом оценивать патриотизм, ставят проектам, подобным Иловайску, единицы — они не на своих местах, занимаются не своими делами. Равно как те, кто их пригласил.

В свое время мне повезло реализовать два важных издательских проекта. Первый — события, факты, явления и люди, определившие образ жизни Украины за двадцать лет независимости, второй — то же, но уже за четверть века. Собирая материал, многое вспоминал, ведь нужны были явления яркие и знаковые. В области культурного развития страны таких хватало. И, к счастью, хватает до сих пор. Но ни один из этих успешных проектов не был реализован Министерством культуры или же при его участии. Всегда и везде — частные инициативы. Все получалось только благодаря компетентности людей, придумавших эти проекты.

Проблема не в деньгах, а людях, которые их осваивают

Вспомним кое‑что. Девяностые годы — первые национальные хит-парады украиноязычной популярной музыки. Сегодня она снова пригодилась и даже не воспринимается в ретроформате, ведь новое поколение ничего из нее не слышало. Еще — театр Андрея Жолдака, аншлаги-переаншлаги, но и предтеча нынешней моды на театральные постановки от Стаса Жиркова. А еще — первые книги Юрия Андруховича, Оксаны Забужко и Сергея Жадана, у которых сегодня десятки более или менее удачливых последователей. Наконец, именно 20 лет назад наш Андрей Курков был назван самым тиражным писателем Европы среди выходцев из стран СНГ. Нынче в Европе издаются многие украинцы. И как тогда, так и теперь Минкульт в процессе продвижения актуального украинского не участвует.

Нулевые. Здесь грустно. Композитор Игорь Билозир убит во Львове гопниками — сделал замечание по поводу русского приблатненного шансона. Кому как не Минкульту следить за наполнением культурного пространства? Или вот: Украина возглавила рейтинг стран с наивысшим уровнем пиратства, то есть краденого интеллектуального продукта. Разве не Минкульт должен возглавить движение за производство своего и защиту интеллектуальной собственности? Вместе с тем нулевые — кинофестиваль студенческих работ Открытая ночь, успехи львовского издательского Форума и другие хорошие дела, с которыми Минкульт разве что может скромно постоять рядом. Да, был фильм Олеся Санина Мамай, снятый за государственный счет. Но его мало кто видел — а ведь Минкульт имел ресурсы, пускай тогда и кустарные, чтобы от своего имени устраивать показы по всей стране.

Можно затронуть и наше время, но взятых навскидку примеров уже достаточно. Они иллюстрируют: Министерство культуры если и занимается культурой, то какой‑то параллельной. Которую не видно. А если вдруг увидим, опечалимся, как все неуклюже, без любви к искусству, для отписки и галочки сделано. Реальные победы на широком культурном фронте у тех, кому Минкульт или мешает, или не хочет помогать. Например, как в упомянутом в начале случае, ставит “колы”. Рубя интересные, важные и нужные проекты на корню. Надеюсь, не под корень.