Культура

Совершенство веры

Топ-25 храмов Украины
Это материал Электронной версии журнала Новое Время, открытый для ознакомления. Чтобы прочитать закрытые статьи – оформите подписку.

Из 18 тыс. сакральных сооружений Украины 4 тыс. являются памятниками архитектуры. НВ выбрал из них 25 храмов, которые впечатляют более всего

  

 

Екатерина Богданович

  

В распоряжении украинской епархии Армянской апостольской церкви (ААЦ), одной из древнейших христианских церквей, к началу этого года было всего десять культовых сооружений. Весной добавился еще один объект — в Днепре торжественно открылся храм Святого Григора Лусаворича, он стал крупнейшим в Восточной Европе храмом ААЦ.

Количество сакральных сооружений в Украине растет с высокой скоростью — фактически ежедневно в стране открывается один храм. Согласно данным Департамента по делам религий и национальностей, если год назад в стране было 17.517 церквей разных конфессий, то теперь их уже 17.851, то есть за год стало на 334 больше. А за последние пять лет прибавилось почти 2 тыс. храмов — в 2013‑м их было 15.921 (и это с учетом Крыма и Севастополя, которые в отчетах Департамента последних лет не фигурируют).

При этом из почти 18 тыс. украинских церковных зданий около 4 тыс. являются памятниками архитектуры. Больше всего их в распоряжении Украинской православной церкви Московского патриархата — 1.754 из 7.937 храмов в целом. Зато среди сооружений Украинской грекокатолической церкви архитектурную ценность имеет каждый третий: 1.176 из 3.027. Также в числе лидеров и по числу имеющихся церковных строений, и по их культурной значимости — Украинская православная церковь Киевского патриархата и Римско-католическая церковь. А географически больше всего памятников сакральной архитектуры во Львовской, Тернопольской и Ивано-Франковской областях.

Самая старая церковь Украины — храм Святого Иоанна Предтечи — находится на Крымском полуострове, в Керчи: это строение византийской эпохи датируется VIII веком. Следующие по старшинству — христианские храмы Киевской Руси, столичный собор Святой Софии и Спасо-Преображенский собор в Чернигове, оба — начало XI века.

На звание крупнейшего храма страны претендует Свято-Михайловский кафедральный собор, построенный в 1994‑2002 годах в Черкассах. Среди других недавних заметных пополнений — киевские мечеть Ар-Рахма (2011 год) и грекокатолический кафедральный собор Воскресения Христова (2011 год).

НВ в деталях рассмотрел лучшие образцы сакральной архитектуры, представленные на территории страны, и отобрал 25 из них, впечатливших редакцию более всего.

Софийский собор

   
Киев, 1011 год
Музей, часть национального заповедника София Киевская

  

Собор Святой Софии — древнейший из сохранившихся киевских храмов, уникальный памятник архитектуры и исторический центр созданной в 988 году Киевской митрополии Константинопольского патриархата. Есть несколько версий того, когда началось строительство Софии Киевской: согласно официальной, это произошло в 1011 году, а ее основателем считается князь Владимир Великий.

Построенный в византийском стиле пятинефный крестово-купольный храм с 13 главами был выдающимся строением даже по меркам Византийской империи. “Строительство собора заложило основу архитектурной школы, которая повлияла на культовую архитектуру и монументальное искусство Киевской Руси, а затем Восточной Европы”, — гласит описание Софийского собора на сайте ЮНЕСКО. В 1990 году он был внесен в список Всемирного наследия.

В конце XVII—начале XVIII веков храм пережил несколько перестроек и приобрел барочные черты, появились новые сооружения, ставшие частью общего архитектурного ансамбля. Так, в 1706 году была построена колокольня, и финансировал ее возведение, как и ремонт собора, гетьман Иван Мазепа.

Современная побелка стен собора скрывает их первоначальный цвет: Софийский собор был возведен из гранита, розового кварцита и плинфы — широкого плоского кирпича, строительный раствор был также розоватого цвета.

Впрочем, внешние трансформации почти не затронули интерьер храма: в Софии Киевской сохранились 3 тыс. кв. м фресок и 260 кв. м мозаик первой половины XI века. Также на стенах Софийского собора обнаружено более 7.000 граффити XI‑XVIII веков. Среди них — покаянные признания, молитвы, любовные послания и даже автографы членов княжеских семей — например надпись Ана на фреске св. Пантелеймона предположительно оставлена юной дочерью Ярослава Мудрого.

Киево-Печерская Лавра

 
Киев, 1051 год
Верхняя лавра — Национальный Киево-Печерский историко-культурный заповедник,
нижняя лавра — действующий монастырь УПЦ (МП)

  

Одна из главных православных святынь Восточной Европы была основана пришедшим с Афона монахом Антонием и его учеником Феодосием. Все началось с пещеры, в которой поселился Антоний. Затем к нему присоединились последователи. В 1073‑1089 годах был построен каменный Успенский собор, и вскоре монастырь стал одним из крупнейших и влиятельнейших центров православия.

Сегодня Киево-Печерская лавра занимает площадь 24 га. Она разделена на две части — Верхняя и Нижняя лавра, а пещеры общей протяженностью около 700 м в свою очередь делятся на Ближние и Дальние. В них погребены мощи более чем 120 святых, в том числе легендарного Нестора Летописца, одного из авторов Повести временных лет. Всего на территории современной лавры около сотни строений и шесть подземных храмов.

Большая часть нынешних сооружений появилась или была реконструирована в XVII‑XVIII веках — в итоге архитектура лавры приобрела черты украинского барокко. Например, в этом стиле был декорирован фасад Троицкой надвратной церкви, построенной в 1106‑1108 годах и сегодня считающейся единственным сохранившимся в монастыре надземным сооружением времен Киевской Руси. И даже главный храм — Собор Успения Пресвятой Богородицы, заложенный в 1073 году, в XVIII веке пережил реконструкцию и дополнился барочным декором. До наших дней его первоначальное здание не сохранилось: в 1941 году собор был взорван и восстановлен в 2000 году.

Владимирский собор


  

Киев, 1862 год
действующий храм УПЦ КП

 

Построенный в 1862‑1882 годах в неовизантийском стиле Патриарший кафедральный собор святого равноапостольного Великого князя Владимира сегодня является главным храмом Украинской православной церкви Киевского патриархата.

У его строительства, длившегося 20 лет, непростая история. Проект, созданный в 1859 году и утвержденный лично Александром II, в процессе реализации несколько раз пересматривался с тем, чтобы уменьшить расходы. К 1866 году собор был почти готов, но тут по стенам и перекрытиям пошли трещины, и работы пришлось приостановить: оказалось, во время переделок были допущены ошибки в расчетах. Возобновилось строительство лишь в 1876 году, а завершилось — в 1882‑м. За это время к работе над храмом приложили руку не менее пяти архитекторов.

Еще полтора десятка лет ушли на внутренние работы: росписью Владимирского собора занимались российские, украинские и польские художники. Главный неф расписал Виктор Васнецов, он же изобразил Богоматерь с младенцем на запрестольной стене. Также в числе прочих в художественном оформлении участвовали Михаил Нестеров, Николай Пимоненко и Михаил Врубель.

А в 1995 году во Владимирском храме состоялся собор Украинской православной церкви Киевского патриархата, на котором Патриархом Киевским и всея Руси-Украины был избран митрополит Филарет.

Костел Святого Николая

 

Киев, 1899 год
Действующий храм РКЦ,
Дом органной и камерной музыки

 

Костел Святого Николая, одно из самых величественных зданий столицы, появилось по инициативе местной римско-католической общины. Его создание принято связывать с именем знаменитого киевского архитектора Владислава Городецкого, среди самых известных работ которого — Дом с химерами и Национальный художественный музей. В действительности же первоначальный конкурсный проект неоготического храма с двумя 60‑метровыми башнями предложил учащийся петербургского Института гражданских инженеров Станислав Воловский.

Однако студент с неоконченным образованием не мог руководить строительством — и эту роль взял на себя Городецкий. Он же и доработал проект: в числе привнесенных им дополнений — круглое готическое окно-роза на фасаде и третья башенка.

Собор украшает множество скульптур — святых и апостолов, Богоматери с младенцем и архангела Михаила, побеждающего дьявола. Среди технологических особенностей здания — фундамент на бетонных сваях, оказавшихся необходимыми из‑за ненадежного грунта, а также использование инновационного на тот момент железобетона. Бетон был любимым строительным материалом Городецкого — совладельца цементного завода.

Андреевская церковь

 

Киев, 1747 год
храм УАПЦ, закрыт на реставрацию

 

Храм в честь апостола Андрея Первозванного на Андреевской горе в Киеве был построен в 1747‑1762 годах по проекту Бартоломео Растрелли, российского архитектора итальянского происхождения. Церковь стала одним из самых известных его шедевров. Впрочем, не единственным в Киеве: также по проекту Растрелли возведен Мариинский дворец. Храм возвышается на том самом месте, где, согласно некоторым летописным спискам, Андрей Первозванный — один из 12 апостолов — установил крест, предсказав, что “на этих горах воссияет благодать божия, будет великий город, и бог воздвигнет много церквей”.

Руководил работами архитектор Иван Мичурин — перед ним стояла непростая задача строительства здания на насыщенном подземными водами грунте. Решением стала специальная конструкция ленточного фундамента, на которую опирается массивный двухэтажный стилобат. На этой основе и стоит изящный однокупольный храм с пятью главами, выполненный со всей пышностью, свойственной барокко.

Ключевой элемент интерьера Андреевской церкви — трехъярусный деревянный иконостас. К храму ведут чугунные ступени, окружает его терраса с балюстрадой. А вот колокольни у Андреевской церкви нет: по легенде, если в этом храме зазвонит колокол, грунтовые воды хлынут наружу и затопят город.

Спасо-Преображенский собор

 
Чернигов, 1030‑е годы
Действующий храм УПЦ МП, входит в состав
национального заповедника Чернигов древний

 

Черниговский Спасо-Преображенский собор соревнуется с Софией Киевской за право считаться древнейшим из сохранившихся памятников архитектуры Киевской Руси. К слову, именно здесь похоронен Игорь Святославич, князь новгород-северский, а затем черниговский, главный герой Слова о полку Игореве.

Это трехнефный пятиглавый храм, в котором элементы, характерные для романских базилик, объединены с крестово-купольной схемой византийских церквей. Причем эксперты не исключают, что в строительстве черниговского храма участвовали те же константинопольские мастера, которые возводили Софию Киевскую. Спасо-Преображенский собор также сложен из чередующихся плинфы и природного камня, а на фасадах из кирпича выложены узоры и орнаменты.

Здание смогло пережить и монголо-татарское нашествие, и большой пожар, и частичную перестройку, сохранив до наших дней почти не поврежденный внешний вид. Особенность собора — хорошая акустика. При его возведении, как и в Софии Киевской, строители использовали голосники — керамические горшки и амфоры, которые вмуровывались в стены отверстиями внутрь.

Васильевская церковь



Овруч, Житомирская область,
конец XII столетия действующий храм УПЦ МП

  

Васильевская церковь в Овруче была возведена в 1190 году при князе Рюрике Ростиславиче — на том месте, где двумя столетиями ранее построил деревянную Васильевскую Златоверхую церковь князь Владимир Великий. Архитектор каменного собора — Петр Милонег, один из влиятельнейших зодчих Киевской Руси. Сооруженный в соответствии с византийской традицией четырехстолпный крестово-купольный одноглавый храм в 1321 году был разрушен литовцами. Пережив несколько неудачных попыток восстановления, своим нынешним видом церковь обязана архитектору Алексею Щусеву, который воссоздал ее в начале XX века: зодчий известен своим скрупулезным научным подходом к реставрации старинных зданий. Самая известная его авторская работа — мавзолей Ленина в Москве.

От старинных фресок в Васильевской церкви остались лишь небольшие фрагменты — в 1907‑1911 годах храм был расписан заново, в том числе при участии Кузьмы Петрова-Водкина.

Собор Святого Юра

 
Львов, 1744 год
Действующий храм УГКЦ

 

Современная постройка львовского собора Святого Юра возведена в 1744‑1764 годах. В конце XIII века здесь были деревянная церковь и оборонный монастырь, позже на этом же месте появилась каменная базилика, которая просуществовала несколько столетий, пока не возникла потребность в более просторном и величественном храме. Строительство инициировал Атанасий Шептицкий, предстоятель Украинской грекокатолической церкви.

Собор Святого Юра выстроен в стиле позднего барокко и считается одним из главных шедевров этого архитектурного направления в Украине. Его украшают работы “украинского Микеланджело” — польско-немецкого скульптора Иоганна Георга Пинзеля. На колокольне, возведенной в XIX веке, — колокол, отлитый в 1341 году.

В крипте собора Святого Юра похоронен митрополит Андрей Шептицкий и другие выдающиеся церковные деятели. А в самом храме хранится копия Туринской плащаницы — восьмая из существующих и первая изготовленная специально для Украины с благословения папы римского Иоанна Павла II.

Латинский кафедральный собор

  
Львов, вторая половина XIV века
действующий храм РКЦ
 

Между версиями того, когда была основана Архикафедральная базилика Успения Пресвятой Девы Марии, также известная как Латинский собор, разброс приблизительно в 40 лет. А строительство, начавшееся на стыке XIV и XV веков, продлилось почти столетие — до 1493 года. Затем спроектированный в готическом стиле собор пережил несколько реконструкций: после пожара 1527 года он приобрел черты ренессансной архитектуры, после бури в начале 1760‑х появились барочные элементы.

Латинский кафедральный собор — один из двух украинских римско-католических храмов, обладающий титулом “малая базилика” (второй — базилика Воздвижения Всечестного Креста в Черновцах). Это почетный статус, дающий ряд привилегий, а историческое значение собора подчеркивает тот факт, что именно здесь 1 апреля 1656 года польский король Ян II Казимир давал свои знаменитые львовские обеты.

 

Армянский кафедральный собор


Львов, 1356 год
действующий храм ААЦ

 

Армянский кафедральный собор Успения Пресвятой Богородицы — одно из древнейших культовых сооружений Львова. Церковь построена в середине XIV века по образцу средневековых армянских храмов. В своей основе это четырехстолпный крестовокупольный храм. Толщина его стен, облицованных каменными плитами, достигает 140 см. 12‑гранный барабан с шатровым куполом выполнен в традициях армянской сакральной архитектуры, а его ребра сложены из глиняных кувшинов.

Позже здание не раз перестраивалось. В интерьере храма сохранились уникальные фрески конца XIV—начала XV веков, но не менее интересно и более позднее художественное оформление. Для росписи собора после его реконструкции в 1920‑х годах был приглашен польский художник Ян Хенрик Розен. Он изобразил на стенах храма религиозные сюжеты — Благовещение, Тайная вечеря и пр.

Львовский Армянский собор находится под охраной ЮНЕСКО. А его колокольня — вместе с колокольнями Успенской церкви, Бернардинского костела, Латинского собора и башней городской ратуши, изображена на логотипе Львова.

Храм пресвятой Евхаристии


(Костел Божьего тела и монастырь доминиканцев)
 
Львов, 1749 год
действующий храм УГКЦ

 

Нынешний храм в стиле позднего барокко выстроен во второй половине XVIII века по проекту архитектора и инженера Яна де Витте на средства польского гетмана и магната Юзефа Потоцкого. Впрочем, доминиканский костел на этом месте появился еще в эпоху готической архитектуры и простоял до тех пор, пока на его сводах не появились трещины.

Самым узнаваемым элементом нового здания, возведенного в стиле барокко, стал массивный купол, который опирается на восемь пар колонн. Колоннами украшен и главный фасад, а надпись на фронтоне гласит: Soli Deo Honor et Gloria (богу единому честь и слава). Интерьер собора отличается той же торжественностью: колонны, скульптуры и затейливый пышный декор. При этом у здешних фигур доминиканских святых есть примечательная особенность — динамичные, словно танцевальные, позы.

Ордену доминиканцев — известных просветителей, проповедников и инквизиторов — костел принадлежал вплоть до начала Второй мировой войны. В советские годы здесь был склад, затем — Музей истории религии и атеизма. Сегодня собор принадлежит УГКЦ и носит название Церковь пресвятой Евхаристии.

Деревянная церковь Святого Юра

 
Дрогобыч, Львовская область,
конец XV—начало XVI века
часть отдела 
деревянной архитектуры Дрогобычского краеведческого музея

 

В Дрогобыче деревянная церковь Святого Юра появилась в 1656 году. Привезли ее сюда уже готовой, хоть и в разобранном виде, из карпатского села Надиева нынешней Ивано-Франковской области, предварительно обменяв на соль. Впрочем, некоторые исследователи считают, что надиевские стройматериалы послужили лишь основой для возведения новой церкви, большая часть которой имеет уже дрогобычское происхождение.

Как бы там ни было, архитектура сооружения уникальна — храм Святого Юра, как и еще полтора десятка церквей Украины и Польши, внесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, общее название объекта — Деревянные церкви Карпатского региона. Еще одно достоинство дрогобычской церкви скрыто внутри — это уникальные и хорошо сохранившиеся росписи по библейским сюжетам на ее стенах.

Свято-Успенская Почаевская лавра

 
Почаев, Тернопольская область, XIII век
действующий монастырь УПЦ МП

 

Вторая по значимости после Киево-Печерской лавра на территории современной Украины была основана около 1240 года. Ее основателями считаются киево-печерские монахи, спасавшиеся от войск монгольского полководца Батыя.

Монастырь, расположенный на каменистой возвышенности — Почаевской горе, несколько столетий оставался оплотом православия. Однако в начале XVIII столетия Почаевская лавра приняла унию и до 1831 года оставалась грекокатолической. В этот период были возведены ее основные сегодняшние строения. И потому главный храм лавры, Успенский собор (1771-1784), по католической традиции украшают две симметричные башни. Еще одна его особенность — в отличие от большинства храмов, расположенных на линии запад-восток, с алтарем, ориентированным на восход солнца, он развернут на север. Это связано с тем, что внутри храма должен был оказаться участок скалы с отпечатком правой стопы, который якобы оставила Пресвятая Богородица, явившись монахам Почаевских пещер.

Семинарская церковь резиденции буковинских митрополитов

 
Черновцы, 1867 год
действующий храм УПЦ КП

 

Бывшая резиденция митрополитов Буковины и Далмации, созданная чешским архитектором Йозефом Главкой, объединила в себе черты византийского, романского, готического, мавританского и барочного стилей, а также элементы гуцульского народного зодчества. Смелость идеи была оценена по достоинству: на Всемирной выставке в Париже в 1867 году автору досталась вторая премия по архитектуре.

Резиденция состоит из трех корпусов — главного, монастырского и духовной семинарии. К последнему и относилась церковь Трех Святителей, обслуживали которую студенты-богословы.

Как и все здания резиденции, храм возведен из местных материалов: камень добывали в здешних каменоломнях, кирпичи и черепицу изготавливали на заводах, специально построенных в Черновцах. При этом каждый кирпич проходил тщательную проверку качества, а каменщикам было запрещено укладывать больше сотни кирпичей в смену — неудивительно, что строительство всей резиденции продолжалось почти 20 лет.

Храм Святого Григора Лусаворича

 
Днепр, 2003 год
действующий храм ААЦ

 

Строительство храмового комплекса Святого Григора Лусаворича в Днепре продолжалось 15 лет. И теперь это крупнейший в Восточной Европе храм Армянской апостольской церкви, одной из древнейших христианских церквей. Это здание в стиле армянской сакральной архитектуры IX‑XI веков, но есть и конструктивные отличия — например, здесь нет несущих подкупольных колонн.

Храм полностью облицован вулканическим туфом персикового оттенка, привезенным из Армении, фасады украшены орнаментами и фигурами святых. На территории храма установлены хачкары — традиционные армянские памятники, стелы с филигранно выполненными резными изображениями креста. Освящение состоялось в марте — для этого в Днепр прибыл Верховный патриарх и католикос всех армян Гарегин II.

Синагога Золотая Роза

 


Днепр, 1837 год
действующая синагога

 

Днепровская хоральная синагога была построена в 1852 году на стыке классического и мавританского стилей — с четырехколонным портиком, двумя декоративными башнями и широким деревянным куполом. Ее закрыли в 1929‑м и превратили сначала в рабочий клуб, затем — в Дом культуры и в итоге — в склад швейной фабрики. За это время она лишилась купола, декоративных башен, балкона на фасаде и обзавелась пристройками. В конце 1990‑х началась ее реконструкция. Автором проекта выступил архитектор Александр Дольник.

В обновленной синагоге был сохранен исторический фасад и изменен интерьер. Молельный зал Дольник представил как просторное, светлое помещение с грандиозным арочным порталом, причем число ступеней, количество арок, столбов и другие элементы портала имеют особое символическое значение.

Восстановленная синагога открылась в 2000 году под названием Золотая Роза. Сегодня это часть культурно-делового центра Менора, который считается крупнейшим еврейским комплексом в мире.

Троицкий собор

 


Новомосковск, Днепропетровская область,
1775 год, действующий храм УПЦ МП

 

Свято-Троицкий собор в Новомосковске был основан козаками Войска Запорожского. На подготовку к строительству ушло два года: работы начались в июне 1775 года, незадолго до ликвидации Запорожской Сечи.

Возведение храма продолжалось три года, проект создал архитектор-самоучка Яким Погребняк. Деревянный девятикупольный храм высотой 35 м и площадью 512 кв. м сложен из бревен, скрепленных без использования железных гвоздей, и обшит досками. Девять симметричных башен расположены так, что подпирают и уравновешивают друг друга. Стены побелены и внутри, и снаружи — настенной росписи в Свято-Троицком соборе нет. Не было поначалу и колокольни — ее построили позже, примерно через 100 лет. Также после реконструкции в XIX веке появился кирпичный фундамент.

В советское время Свято-Троицкий собор использовался как склад зерновых, несколько раз оказывался под угрозой разрушения и в итоге вдохновил Олеся Гончара на создание романа Собор. Так храм был спасен. Сначала здесь открылся филиал краеведческого музея, а в 1989‑м после реставрации храм возобновил работу.

Хоральная синагога

 


Харьков, 1910 год
действующая синагога

 

Харьковская синагога считается одной из крупнейших в Европе: пространство ее молельного зала — 450 кв. м, а общая площадь превышает 2 тыс. кв м. В архитектуре здания объединены романо-готический и мавританский стили — к последнему относится характерный купол. Проект архитектора Якова Гевирца победил в конкурсе, проведенном Императорским Санкт-Петербургским архитектурным обществом: члены жюри, комментируя свой выбор, назвали здание “напоминанием о стенах древней Палестины”.

Успенский собор

 


Харьков, 1771 год
действующий храм УПЦ МП

 

Памятник архитектуры национального значения — харьковский собор Успения Пресвятой Богородицы — объединяет два архитектурных стиля. Пятиглавый трехнефный храм выстроен в стиле барокко: он появился в 1777 году, на том же месте, где до него уже были сначала деревянная, а затем каменная церковь.

Колокольня Успенского собора — образец классической архитектуры — была построена еще позже: ее решили воздвигнуть в 1819 году, в честь победы Александра I над Наполеоном I в войне 1812 года. Это вторая по высоте колокольня страны — 89,5 м, она уступает только 96,5‑метровой звоннице Киево-Печерской лавры.

Свято-Успенская Святогорская лавра

 


Святогорск, Донецкая область, ранее XVI века
действующий монастырь УПЦ МП

 

Первые письменные упоминания монастыря в Святых горах датируются XVI веком — но, согласно этим документам, обитель существовала еще в домонгольский период. “Сохранившиеся исторические литературные памятники и сравнительный анализ архитектуры и традиций пещерных монастырей дают возможность относить возникновение обители к VIII‑IX векам, а ее основателями считать византийских иноков”, — утверждает официальный сайт Свято-Успенской Святогорской лавры.

Третий по значимости монастырь Украины расположен на меловой скале, на правом берегу Северского Донца и защищен с одной стороны рекой, с другой — лесами. Большинство нынешних надземных сооружений Святогорской лавры построено в XIX веке, например, главный храм — Успенский собор, а также Покровская церковь. Николаевская церковь, живописное сооружение, возвышающееся на скале, датируется XVII веком. А более глубокая история скрывается в пещерах монастыря: например, пещерный храм Рождества Иоанна Предтечи был создан, предположительно, в XVI столетии.

Владимирский Собор в Херсонесе

Севастополь, 1861 год
действующий храм УПЦ МП

 

Владимирский собор в Херсонесе — построенный в 1861‑1891 годах, разрушенный в 1940‑х и восстановленный в 2000‑х храм, — основан на том самом месте, где по одной из исторических версий принял крещение киевский князь Владимир Великий. Сохранились даже руины базилики, где, предположительно, состоялся обряд — вокруг них и было возведено современное здание.

Проект собора в неовизантийском стиле разработал архитектор Давид Гримм — и получил за него звание профессора. Сооружение получилось масштабным — высотой 36 м и общей площадью 1,7 тыс. кв. м, с диаметром купола 10,5 м. К слову, в Севастополе есть еще один Владимирский собор, более скромный по габаритам. Построенный примерно в это же время и тоже в неовизантийском стиле, его проект изначально также предназначался для возведения в Херсонесе — но в итоге строительство перенесли в центр города, и сегодня этот храм известен как Усыпальница адмиралов.

Монастырь Сурб-Хач

 
Старый Крым, XIV век

действующий монастырь ААЦ

 

На высоте 500 м над уровнем моря в гуще крымского леса находится монастырь Сурб-Хач — монастырь Святого Креста. Он был основан в XIV веке армянами, которые бежали из Армении в Крым, ища спасения от тюркских завоевателей.

Точно известно время возведения главного храма монастыря, церкви Сурб-Ншан (Святого Знамения) — о том, что это был 1358 год от Рождества Христова, сообщает надпись на граненом барабане купола. Это трехнефная церковь, построенная из бутового камня в традиционном армянском стиле. В целом монастырский комплекс включает в себя кельи, трапезную, отдельно стоящую гостиницу для паломников и до сих пор действующие фонтаны на террасах в монастырском саду: вода к ним подается по керамическим трубам от горных родников.

Большая ханская мечеть

 


Бахчисарай, 1532 год
действующая мечеть, в процессе реставрации

 

Единственный в мире образец крымскотатарской дворцовой архитектуры перенес множество разрушений и сегодня переживает нелучшие времена. Мечеть, как и весь дворцовый комплекс, построил в 1532 году хан Сахиб I Герай и по сохранившимся свидетельствам, ханская резиденция представляла собой исключительный по мастерству и пышности оформления архитектурный ансамбль. Его общая площадь составляла около 18 га.

Сегодня ханский дворец в Бахчисарае занимает 4,3 га и уже не сравнится с былым эталоном восточной роскоши. В 1736 году, во время российско-турецкой войны, его сожгли российские войска. В 1740 году дворец заново отстроил Селямет ІІ Герай, он же восстановил и мечеть — трехнефный зал с аркадами внутри, галереями снаружи и двумя десятигранными минаретами. А в 1783 году Крым был присоединен к Российской империи, и во дворце начался продлившийся четыре года ремонт — нанесший, по мнению специалистов, заметный урон.

В наши дни памятник архитектуры под угрозой: в конце прошлого года с мечети была снята черепица, демонтированы дубовые балки, поврежден ее фасад и фрески. Руководят процессом нынешние крымские власти, а ремонтом занимаются строители, не имеющие соответствующей квалификации.

Лютеранский кафедральный собор Святого Павла

 


Одесса, 1824 год
немецкая евангелическо-лютеранская церковь Украины

  

Первый лютеранский храм в Одессе был построен в 1824‑1827 годах по проекту Францисско Боффо. Среди наиболее известных работ итальянского архитектора — одесский Воронцовский дворец. Церковь была спроектирована в стиле классицизма, но через несколько десятилетий зданию потребовался капитальный ремонт — и реконструкция 1895‑1897 годов заметно изменила его облик. Сооружение приобрело эклектический вид, объединив в себе элементы готического и романского стилей.

В советское время в здании собора был устроен спортзал — при этом туалеты и душевые разместили в алтарной части. Пожар, случившийся в 1976 году, окончательно уничтожил внутреннюю часть здания.

Кирха Святого Павла была восстановлена лишь в нынешнем веке: ее освящение состоялось весной 2010 года. У обновленной лютеранской церкви необычный современный алтарь: его автор — известный немецкий церковный художник Тобиас Каммерер.

Спасо-Преображенский кафедральный собор

 


Одесса, 1794 год
действующий храм УПЦ МП

 

Спасо-Преображенский храм, как и современная Одесса, был основан в 1794 году. Первый собор на одноименной площади появился в 1808 году, в 1837 году рядом с ним была воздвигнута колокольня. Современники удовлетворительно отзывались об архитектуре храма, но вскоре возникла необходимость в его расширении, и после нескольких реконструкций, в начале XX века, собор приобрел по‑настоящему прославивший его вид. Это было сооружение в стиле классицизма, величественное и просторное, с полом из белых мраморных плит и мраморным иконостасом.

В 1936 году собор был уничтожен: советские власти разрушили основное здание и взорвали колокольню. Потребовались раскопки, чтобы десятилетия спустя отыскать его фундамент. Восстановление началось в 2000 году и продолжалось до 2010‑го. Новый Спасо-Преображенский собор воссоздает внешний и внутренний вид предшественника, а на отстроенной заново колокольне — рекордный комплект из 24 колоколов, 23 из которых отлиты в Греции из смеси бронзы и серебра.