Мнение. За рулем

Одним выстрелом — много зайцев

Есть один способ, который поможет радикально улучшить безопасность на дорогах Украины, а заодно решить проблему автомобилей с еврономерами и кое‑что еще
Хотите купить эту статью?

Есть один способ, который поможет радикально улучшить безопасность на дорогах Украины, а заодно решить проблему автомобилей с еврономерами и кое‑что еще

  

 

Петр Чернышов,
экс-президент компании Киевстар

  

В стране идет большой спор: как легализовать так называемые евробляхи? Машины, купленные в соседних странах и ввезенные без таможенных пошлин, реальные владельцы которых — не здесь, в Украине, а, скажем, какая‑нибудь фирма в Польше.

Одни говорят: “Давайте заставим их заплатить такой же сбор, как платят украинцы, легально ввозящие машины в Украину. Это будет честно”. Другие: “Давайте снизим пошлины, чтобы все могли покупать автомобили по европейским ценам”.

И все дискуссии вертятся вокруг вопроса “справедливости”, которую каждый, конечно, понимает по‑своему. Между тем существует совершенно другая проблема.

 

Проблема похуже

По дорогам Украины ездить очень опасно. И не только потому, что они плохие (это правда), часть водительских прав куплены за взятку (тоже правда), а люди позволяют себе садиться за руль пьяными (снова правда).

Задайте себе вопрос: почему в Европе (или США) водители осторожны, редко пьют за рулем и всегда покупают авто у официальных дилеров? Причина не в том, что там люди лучше. Просто на Западе хорошо работает insurance feedback loop — закон написан так, чтобы поддерживать рынок страховых компаний, которые в свою очередь поощряют хорошее поведение за рулем и легальный рынок машин.

Закон требует, чтобы у каждого водителя была страховка, покрывающая весь ущерб, который он может нанести за рулем. Если ее нет — огромный штраф или тюремное заключение (в некоторых странах).

Страховые компании предлагают конкурентные тарифы в зависимости от стажа, возраста и типа автомобиля (например, если 20‑летний юноша купил подержанный Porsche, тариф будет высоким). И самое главное: тариф понижается, если ты водишь хорошо, и наоборот — повышается, если попадаешь в аварии. Ну и конечно, для страховки нужен законный собственник машины (хотя страховать может и не он).

Ситуация на украинских дорогах ужасна еще и потому, что у водителей нет позитивной мотивации вести себя хорошо. Только негативная: если попадусь (ударю другую машину или собью пешехода), вероятно, мне придется отвечать, но я‑то не попадусь, а если вдруг что — откуплюсь. Так и живем много лет.

В Украине закон гласит, что лимит покрытия гражданской ответственности составляет 100 тыс. грн (примерно $ 4 тыс.), ущерб жизни и здоровью третьих лиц — 200 тыс. грн ($ 8 тыс.) И цена такой “страховки” примерно 1 тыс. грн ($ 40) в год. То есть при серьезной аварии лимита не хватит. Повредив, например, новую иномарку, за ремонт кузова нужно заплатить около $ 5–8 тыс. И, конечно, обидно, что закон так дешево оценивает жизнь и здоровье украинцев. К тому же страховка вроде обязательна, но полиция уже давно не проверяет ее наличие. В общем, очередной карго-культ: если в развитых странах есть такая страховка, то пусть и у нас будет что‑то с таким названием.

 

На сцене "евробляхеры" — новый поворот

С нормальной страховкой ездит лишь небольшой процент водителей, а также те автомобили, которые зарегистрированы на компании (не все), лизинговые машины и прокатные. Если в вас въехали — надейтесь, что это именно такая машина. Если нет: чините сами или в ход идут криминальные способы взыскания денег с виновника аварии.

Такая ситуация была в Украине всегда.

И тут на сцену этого театра выходят евробляхеры. Если такой “герой” в вас въехал, он может просто уйти с места аварии, бросив машину. А вы давайте, пишите письмо польской фирме, у которой страховка на авто действует только на территории Польши.

И вот это отсутствие связи между нарушением и экономическим наказанием (feedback loop) делает ситуацию на дорогах катастрофически опасной.

Многим нравится идея установить везде видеокамеры, фиксирующие ряд правонарушений (превышение скорости, непристегнутый ремень, разговор по мобильному). Но если так решать проблему — очень скоро все места, где установлены камеры, нанесут на карту Waze, и водители будут вести себя хорошо, проезжая мимо них только.

 

Что нужно сделать?

Законодательно ввести требование к страховым компаниям выплачивать полную восстановительную стоимость при аварии (ремонта или же стоимости машины с аналогичным пробегом) минус штраф за аварию (конечно, если у виновника есть страховка). Это — традиционный подход в мире. И да, это всерьез поднимет стоимость страховки. Полагаю, в среднем в три-четыре раза для водителя со стажем более пяти лет без серьезных аварий. Но могу ошибаться.

Страховые компании, готовые предоставлять такие услуги, должны доказать, что у них есть необходимые денежные резервы. Чтобы отсечь всяких мошенников. Эту проверку может провести существующий регулятор рынка. Возможно, стоит заставить перестраховать все риски на одну маши

Чтобы прочесть материал полностью,