Бизнес

Ягоды со вкусом денег

Украинские фермеры в разы увеличили экспорт выращенных ими ягод на внешние рынки. Ключевой партнер — Европа
Это материал Электронной версии журнала Новое Время, открытый для ознакомления. Чтобы прочитать закрытые статьи – оформите подписку.

Украинские фермеры в разы увеличили экспорт выращенных ими свежих и замороженных ягод на внешние рынки. Ключевой партнер — Европа, где особо популярны голубика, малина, черника и клюква

 

Светлана Угнива

 

 

Раньше на месте ягодной фермы Озеряна в Брусиловском райо­не Житомирской области торчали сорняки. А теперь — вот уже четвертый год подряд — четкими длинными рядами растут кусты с гроздьями бархатной голубики.

Озеряна — ферма небольшая: около 1 га. Но уже сейчас серьезно расширяется: собственники в 4,5 раза увеличивают ее площади и закладывают новые плантации голубики. “Есть планы и на ежевику с малиной”,— рассказывает Ярослав Мовчун, один из основателей хозяйства.

Его детище — одна из десятков украинских специализированных ферм, которые снимают сливки с растущего рынка ягод.

Причем растет он в основном в сторону внешнего мира: за последние четыре года экспорт украинской замороженной клубники увеличился в 4 раза, клюквы и черники — почти в 7 раз, а свежей малины и вовсе в 316 раз — с 3,4 т в 2014-м до 1 тыс. т в 2017 году, подсчитали в Ukrainian Berries Association.

Только за первые шесть месяцев 2018 года страна экспортировала плодово-ягодной продукции на сумму $ 100 млн, подсчитали в ассоциации Укрсадпром. Это на 59% больше, чем за аналогичный период 2017‑го.

Основными продуктами в товарной структуре экспорта остаются грецкие орехи ($ 64 млн), замороженные ягоды ($ 23 млн), яблоки и груши ($ 8 млн). 60% украинского экспорта уходит в страны Евросоюза.

В покорении Европы местным фермерам помогла девальвация гривни. “Украинские ягоды стали конкурентными в цене”,— рассказывает Ирина Кухтина, президент Ukrainian Berries Association. И если в 2012–2013 годах страна в основном импортировала замороженную ягоду (для переработки), то теперь бурно развивается экспорт, уже переросший по объемам поставки извне. При этом растет и внутреннее потребление.

Местные производители, оценив вкус ягодных денег, принялись бодро наращивать мощности — по сотне гектаров за год, начиная с 2014‑го. А за 2017‑й общая площадь ягодников выросла сразу на 300 га, достигнув уровня в 21,4 тыс. га.

фото_2

НЕТ ХУДА БЕЗ ДОБРА: Ирина Кухтина, президент Ukrainian  Berries Association, говорит, что благодаря девальвации гривни значительно выросли поставки украинских ягод за границу

Завоевание Европы

В этом году фермерское предприятие Украинская ягода, расположенное в Житомирской области, планирует половину выращенной на своих полях голубики продать на рынки ЕС. Туда же они отправят большую часть малины, предварительно ее заморозив.

Директор компании Тарас Баштанник рассказал, что планирует поставить на европейский рынок 260–300 т ягод. В прошлом году объем экспорта был меньшим — 200 т.

Именно ЕС — главный мировой потребитель украинских ягод. К примеру, отечественную малину, ежевику и смородину больше всего любят в Польше: туда в прошлом году “ушло” почти 8,5 тыс. т.

Сразу 719 т украинской клюквы, черники и голубики “поглотили” Нидерланды, еще 1 тыс. т этих ягод фермеры из Украины отправили в Великобританию, Польшу, Литву и другие европейские страны.

Кроме того, в прошлом году крупнейший европейский производитель соков — нидерландский SVZ — открыл подразделение по закупке ягод в Украине.

Украинские ягоды стали конкурентными в цене 
Ирина Кухтина,
глава Ukrainian Berries Association

У страны есть не только плоды, но и важное конкурентное преимущество — быстрый срок доставки, считает Алексей Павленко, экс-министр АПК Украины. И благодаря экспортному потенциалу производство ягод стало, по его мнению, одной из самых инвестиционно привлекательных отраслей национального сельского хозяйства.

Баштанник, который с 2012‑го на практике проверяет потенциал­ украинской ягоды, рассказывает: сейчас оте­чественные производители уже подвигают конкурентов из ЕС на еврорынке. “Раньше нам было тяжело оппонировать полякам и сербам,— рассказывает директор Украинской ягоды.— Но сейчас понемногу учимся работать с качеством, и себестоимость становится ниже”.

Теперь соотечественникам придется научиться и перерабатывать ягоды, считает Лилиана Дмитриева, собственница ягодного питомника Брусвяна. Ведь будущее отрасли — за профессиональной переработкой или выращиванием премиальных сортов. Это позволит получать большую маржу.

И процесс потихоньку идет. Та же Украинская ягода летом прошлого года завершила строительство комплекса по глубокой заморозке ягод мощностью 10 т в сутки.

А одно из крупнейших соковых предприятий Одесчины — завод Кодымский — запустил линию по переработке ягод.

Совсем недавно на Тернопольщине появился первый кооперативный завод по шоковой заморозке ягод с мощностью 3 т свежей продукции в сутки.

И это не предел. По расчетам Ukrainian Berries Association, в ближайшие 3–5 лет в стране могут появиться до десятка новых перерабатывающих предприятий. “За последний год за консультаци­ями по строительству новых заводов ко мне обращались уже как минимум три потенциальных инвестора”,— говорит Кухтина.

ДЕЛО РАСТЕТ: Лилиана Дмитриева, совладелица питомника Брусвяна, рада тому, что спрос на ягоды растет, а значит, увеличивается реализация саженцев в ее хозяйстве

Ягодное дело

Закладка 1 га голубики обойдется фермеру в $ 20–25 тыс. При этом продуктивный период — то есть продолжительность плодоношения куста — составляет около 40 лет. А средняя рентабельность промышленного разведения ягоды, по оценкам Госкомстата, составляет 47%.

Впрочем, в этом году заработки от выращивания ягод, скорее всего, будут ниже: из‑за роста производства упали оптовые цены. К примеру, малина класса А, подходящая для заморозки, в июле стоила в среднем 14–15 грн за 1 кг, более низких классов — по 10 грн, говорит Андрей Ярмак, экономист инвестиционного отдела Сельскохозяйственной организации ООН (FAO). В прошлом году такую малину в тот же период покупали где‑то на 6–10 грн дороже. Похожая ситуация и с голубикой. “Цена на ягоду неоправданно низкая, и это означает, что на рынке идет конкуренция по качеству и сортам”,— разводит руками Дмитриева.

Голубика — топ продаж
Лилиана Дмитриева,
совладелица питомника Брусвяна

Впрочем, убыточным ягодный бизнес вряд ли станет. Ведь благодаря современным технологиям серьезно выросла урожайность: по данным Госкомстата, если в 1990 году украинские аграрии собирали 4,3 т ягод и плодовых с 1 га, то в 2016‑м — более 10 т.

Показатели растут из‑за того, что на рынке производителей ягод все большую долю завоевывают фермеры, говорит Александр Ярещенко, замдиректора по научной работе Института садоводства. Профессионалы используют новые, более продуктивные сорта, а также делают ягодники с современной системой орошения, используя актуальные технологии земледелия.

фото_1

ВПЕРЕД И ВВЕРХ: У Ярослава Мовчуна, совладельца ягодной фермы Озеряна, так растут продажи, что в этом году он увеличивает площадь своей фермы в 4 раза

Еще вырастут

Ферма Озеряна — современное хозяйство не только по технологиям, но и по каналам продаж: большая часть ягод находит себе покупателей в соцсетях — Facebook и Instagram. Мовчун с удовольствием отмечает, что средний заказ на одного клиента за последние пару лет удвоился — с 2,7 кг до 4,6 кг.

Это доказывает Мовчуну, что внутренний рынок растет.

Спрос на нем действительно увеличивается. И связан этот процесс с модой на здоровый образ жизни, поясняет диетолог Оксана Скиталинская.

К тому же, как уверяет Кухтина, покупатели становятся требовательнее к качеству. Это на руку специализированным хозяйствам, ведь их продукция превосходит “классических” производителей — обычных селян или дачников с рынков.

Правда, фермеры пока отстают по объемам производства, но постоянно расширяют ассортимент.

К примеру, в этом году на прилавках магазинов появилась нишевая ягода — жимолость.

А голубика, которая еще недавно была довольно редким гостем на столах украинцев, в последние два года стала привычным продуктом. “Голубика — топ продаж последних лет,— говорит Дмитриева.— Площади ее производства растут с неописуемой скоростью”.

Эта ягода, по ее словам, перс­пективна для фермеров: помимо вкусовых качеств, ее удобно транспортировать, она хорошо хранится. Кроме этого, у голубики длительный период плодоношения: если в Киевской, Житомирской областях ранние сорта созревают в конце июня, то поздние — в конце августа.

Еще одна перспективная ягода — облепиха, которая пока не стала популярной среди украинских фермеров, но имеет все шансы на это, считает Дмитриева. Сейчас в стране закладывают сразу несколько плантаций этой культуры. “Облепиха хорошо растет на глинистой почве, переносит заморозки и засуху”, — уверяет она.

С облепихой или без, но эксперты единодушны: украинская ягода продолжит свою экспансию на внешние и внутренний рынок.