Культура

Atlas мира

Влад Фисун, креативный директор Atlas Weekend , крупнейшего фестиваля Украины, рассказывает, чего ждать его публике в целом

Влад Фисун, креативный директор Atlas Weekend, крупнейшего фестиваля Украины и одного из самых масштабных в Восточной Европе, рассказывает, какие мировые звезды приедут на фестиваль в этом году и чего ждать его публике в целом

 

Екатерина Богданович

 

 

Пока НВ у входа в столичный клуб Atlas ждет Влада Фисуна, креативного директора фестиваля Atlas Weekend, в расположенной здесь же билетной кассе на популярное мероприятие разлетаются билеты.

Фестиваль, который организаторы уверенно называют одним из крупнейших в Восточной Европе, вышел в национальные лидеры. Стартовав в столице в 2015‑м с амбициозной программой из 30 исполнителей, в прошлом году Atlas Weekend собрал 350‑тысячную аудиторию, что под стать крупным европейским фестивалям.

В этом году хедлайнерами Atlas Weekend, который славится громкими музыкальными именами, станут британцы — легендарный электронный дуэт The Chemical Brothers и рокеры Placebo. Фестиваль пройдет с 3 по 8 июля, и за это время на четырех основных сценах и нескольких дополнительных площадках выступят около 200 артистов.

Сам Фисун, в прошлом главный редактор журналов Афиша, Viva! и Playboy, а теперь популярный диджей, выступающий на таких знаменитых фестивалях, как венгерский Sziget и американский Burning Man, тоже выйдет на сцену Atlas Weekend. Впрочем, большая часть его деятельности будет происходить как раз за сценой.

— Начнем с главного: как вам удается привезти хедлайнеров этого года?

— Это процесс, который любой фестиваль и любое ивент-агентство держат за семью печатями. Он сложный, трудоемкий и всегда связан с большим количеством непредвиденных факторов. При этом есть артисты, к которым можно даже не обращаться с приглашением приехать в Украину. А есть те, кто, возможно, и не против выступить у нас, но требуют обеспечить такие условия, что за это просто нерентабельно браться.

— А можете назвать пару имен тех, кого бессмысленно приглашать?

— Ну, U2 и Rolling Stones — нерентабельно, на мой субъективный взгляд. Кендрика Ламара и Джей Зи — нерентабельно. Тома Уэйтса и Ника Кейва — нерентабельно. Но это пока — все может измениться.

— Организаторы Atlas Weekend выбирают хедлайнеров исходя из собственного вкуса или пожеланий публики? Как формируется представление о том, кого ждут зрители?

— Есть мировые рейтинги, есть рейтинги медиахолдингов, с которыми мы сотрудничаем. А еще есть общее чувство рынка. Иногда удается угадать со зрительским интересом, найти артистов, которые здесь неизвестны, но в Европе котируются хорошо — в итоге они приезжают сюда и собирают аудиторию. Например, датская группа Who Made Who, которая выступит в Украине уже в третий раз, — вы вряд ли услышите их по радио, в телевизоре их тоже нет, но существует интеллектуальная прослойка, которая любит такую музыку.

 

ПЯТЬ ВОПРОСОВ ВЛАДУ ФИСУНУ:
ПЯТЬ ВОПРОСОВ ВЛАДУ ФИСУНУ:

— Ваша самая дорогая покупка за последние десять лет?

— Автомобиль.

— Поездка, которая произвела на вас неизгладимое впечатление?

— США, Невада, Burning Man, конец августа—начало сентября прошлого года. Ничего подобного со мной в жизни никогда не происходило. В этом году собираюсь опять.

— На чем вы передвигаетесь по городу?

— Сейчас на Nissan X-trail, обычно пешком или на велосипеде.

— Поступок в вашей жизни, за который вам до сих пор стыдно?

— Я не могу его озвучить — за него слишком стыдно. А из забавного — стыдно за то, что вылетел из института в первый раз. Когда во второй раз вылетел, стыдно уже не было.

— Чего или кого вы боитесь?

— Несчастной случайности, которая может коснуться кого‑то из близких.

— Вы говорили о рентабельности привоза артистов — а за счет чего существует Atlas Weekend? Билеты, наверное, не единственный источник дохода?

— Если бы фестиваль зарабатывал только на билетах, это был бы очень маленький фестиваль. Большое мероприятие работает с большим количеством финансовых каналов. Во-первых, спонсорские деньги — к счастью, с Atlas Weekend многие хотят работать. Во-вторых, предоставление торговых точек — фудкорты и бары охотно платят за их аренду, они заинтересованы в присутствии на фестивале. И в‑третьих, билеты и торговля своим товаром — мерчандайз тоже приносит доход.

— Недавно Atlas Weekend вошел в один из европейских рейтингов лучших фестивалей мира. Повлияло ли это на интерес со стороны иностранцев?

— Скорее, повлияло то, что мы начали продажу билетов через Ticketmaster [американская билетная компания, одна из крупнейших в мире]. Хотя и публикации в западной прессе, конечно, тоже влияют. Впрочем, иностранцев среди зрителей было ощутимо больше и в прошлом году.

— Вы ведь не так давно стали креативным директором фестиваля. Каких кардинальных перемен ожидать теперь?

— Точно усиливается немузыкальная часть. Я хочу расширить концепцию Atlas Weekend, добавить активностей, чтобы он воспринимался не только как музыкальный. Если пришла семья и кому‑то хочется идти под сцену прыгать, а кому‑то — нет, то для последних этот фестиваль теперь тоже станет комфортным. Будет больше зон для пассивного отдыха — по своему опыту могу сказать, что в них была недостача. Появятся арт-зона, большая зона для негосударственных компаний. Кроме того, мы в этом году проводим музыкальную конференцию, на которую пригласили профессионалов из Украины и других стран.

Если бы фестиваль зарабатывал только на билетах, это был бы очень маленький фестиваль

— Есть ли какие-то ошибки прошлых лет, которые вы собираетесь исправить?

— Они действительно есть, и они уже исправляются. Наверное, самое вспоминаемое — это задержки выступлений, но с этим можно и нужно бороться.

— А в ответ на жалобы на громкую музыку планируете что-то предпринимать?

— Да, этот вопрос очень важен. Но есть запротоколированные замеры, и все они в пределах допустимых норм. Кроме того, в этом году мы развернем некоторые сцены, чтобы оптимизировать звуковую атаку — сделаем так, чтобы звуки улетали в лес, а не в жилой массив.

— Вернемся к артистам. Много ли у нас музыкантов, которые настолько хороши, что могут собрать стадион?

— Их число растет, а качество улучшается — это можно сказать точно. Есть проекты, которые выстрелили за три-четыре года буквально на глазах — и не потому, что публика кардинально меняется или произошел сдвиг тектонических плит, а потому, что артисты взялись за себя и стали много и хорошо работать.

— А бум фестивальной активности в Украине последних лет — почему он происходит?

— Процесс очень комплексный — он связан с социализацией общества в целом. Вспомните, сколько разных фестивалей появилось в 2015‑2016 годах: булавок, бабочек, земледелия, крафтового пива. Это то, чего никогда раньше не было. Активная часть населения в процентном соотношении растет, ей хочется социального общения, а музыка как раз является достаточно сильным стимулом для этого. Любой социолог наверняка выкатит 20 формул, объясняющих этот процесс. Я же скажу, что для страны с населением около 40 млн человек фестивалей еще немного, ниш хватает.

— Как реагируют на Украину зарубежные музыканты, побывавшие здесь впервые?

— Главная реакция — удивление и восторг. И популярные артисты, и те, кто менее известен, — все говорят, что им здесь необычно. Мы живем в культурном поле, которое совсем не похоже на Восточную Европу, и если там мировые звезды довольно часто бывали, то представление об Украине у них лишь начинает зарождаться — потому что страна только сейчас начинает себя популяризировать.