Мир

Конь педальный

История одного велопробега длиной 2095 км

Как запросто проехать тысячи километров по Польше и не потратить ни литра горючего? Конечно, на велосипеде. Для того и построена трасса Green Velo

 

Александр Пасховер

 

 

История одного велопробега по современному маршруту Европы как иллюстрация к оригинальному проекту, которая не оставит равнодушными любителей активного отдыха. Итак, в ролях: Ольга Озолина, журналистка, специализирующаяся на туристической тематике, и Алексей Гаврилюк, онлайн-предприниматель, туристический блогер. Вместе с ними — подруга и жена. Место действия — Польша, а именно — веломаршрут Green Velo длиной 2095 км, который пересекает пять воеводств: Варминско-Мазурское, Подляское, Люблинское, Подкарпатское и Свентокшиское.

"Наш участок маршрута — дозировано-умеренное сочетание сельского пейзажа и небольших горных польских городков, — рассказывает Гаврилюк. — Крупнейшим городом на маршруте был Люблин, с него и начали".

Проект Green Velo частично профинансирован фондами Евросоюза, частично — инвестициями мелкого и крупного бизнеса. Его стоимость составляет около 70 млн евро. Трасса маркирована специальным оранжевым знаком. Это для того, чтобы велосипедист не заблудился. На веломаршруте есть более 200 мест отдыха — кафе, беседки, вышки для осмотра местности, замки, усадьбы, маленькие гостиницы и кемпинги для велосипедистов и тому подобное.

"Так у нас было в Хелме, — присоединяется к разговору Ольга Озолина — номер на территории стадиона. Но там же за восемь злотых можно было установить палатку и пользоваться сервисом комплекса".

Итак, поехали

Развитие туристических веломаршрутов разного уровня сложности — общеевропейский тренд. Один из самых простых проложен во Франции — La Loire a Velo (800 км). Самая сложная трасса вдоль Северного моря — The North Sea Cycle Route от Бергена (Норвегия) через всю Скандинавию, немного задев Германию, Нидерланды и в конце концов добравшись до Шотландии (Эдинбург). Это испытание для сильных мира сего, то есть для велопрофесионалив. Польский вариант самый оптимальный.

В марте 2018 во время соревнований Fiets en Wandelbeurs в Ярберси (Утрехт, Нидерланды) жюри признало польский маршрут Green Velo лучшим на континенте. Он пролегает через ряд национальных парков, маленьких и больших городов на востоке Польши, то есть возле западной границе Украины. Другими словами — рукой подать. Добраться туда можно на автомобиле, автобусе, поезде.

Озолина подсказывает, что уже в самой Польше можно сесть на специальную электричку (шинобус). Она оборудована местами для перевозки велосипедов. Билет для вашего "коня" нужно покупать отдельно. Правда, это актуально для тех, кто везет транспорт с собой и не хочет связываться с арендой. Она здесь распространена.

На что следует обратить внимание, так это на суровость польских транспортных законов. Пиво для велосипедистов — табу.

Ничего подобного нет не только в Украине, но и в Европе
Ольга Озолина

И речь идет не только о периоде, когда вы на велосипеде, но и когда велосипед на вас. То есть если ты везешь его рядом с собой, несешь на плечах, а в твоей крови уже гуляет микс пива с адреналином — можешь налететь на штраф. Как это случилось с Алексеем, заплатившим 20 евро за откупоренную бутылку пива, когда после велопробега ехал на электричке, а рядом с ним стоял его велосипед. "На моей пятнадцатой ходке в Польшу попался, — улыбается Гаврилюк. — Велосипедисты — обычные люди, которые любят пиво".

Ну, теперь к приятному. Маршрут Green Velo предназначен для людей разного уровня подготовки, в основном на начинающих и рядовых любителей велопутешествий. В среднем за день проезжаешь около 60 км. "Звучит страшновато, но мы проехали, и нормально, — говорит Озолина. — Тот, у кого подготовка получше, может поскакать дальше, до Подкарпатского воеводства. Там уже немного вверх-вниз".

Каждые 5–10 км на пути Ольги и ее молодой команды встречались палатки, где можно отдохнуть. По меньшей мере каждые 20 км — кафе, придорожные ресторанчики, даже веломастерские. Количество сельских продуктовых магазинчиков определить на глаз сложно. "Мы заранее заказали жилье, но потом поняли: можно и не заказывать, — рассказывает Озолина. — Вдоль полно домиков с объявлениями: "Сдаем жилье".

Гаврилюк дополняет, что можно было бы пожить и в палатках, которые легко установить на оборудованных площадках вдоль трассы. Но не в этот раз. Команда решила снимать комнаты в бюджетных отелях, встречающихся по дороге. Самый дорогой чек — 15 евро за место.

Маршрут проведения такой, чтобы максимально раскрыть уникальность края и охватить как можно больше местных достопримечательностей польской провинции, куда нечасто залетает рядовой турист. "Мы ехали по Национальным заповедникам и параллельно еще посмотрели два маленьких городка с различными костелами, — вспоминает Ольга. — Залив, башни для наблюдения за птицами. Фантастика".

Алексею запомнился лесной массив Сольской пущи, Чертово поле, купание в озерах и реках сельских пляжей вблизи Юзефова и Нелижа и небольшие райцентры вроде Звержинца, Щебжешина и Красностава. "Вот сюда мы, вероятно, не доехали бы на машине, а в автобусном туре и подавно", — подчеркивает Гаврилюк.

Общеевропейская мода на велопутешествия меняет дорожные карты и помогает развитию глубинки. Когда пустые трассы негосударственного значения теперь обрастают инфраструктурой, на которой местные строят свое маленькое польское счастье в виде семейного бизнеса. Города и деревни, оставшиеся в стороне от подвижной цивилизации, оживают. Не было бы большим грехом, если бы украинская провинция последовала такому примеру. "Ничего подобного нет не только в Украине, — резюмирует Ольга Озолина, — но и в Европе".

фото_1

КОЛЕСА УДАЧИ: Алексей Гаврилюк с женой Татьяной во время велотура в старом городе Замость