Мнения

Ненужные книги

Покупая украинские книги или билеты на украинский фильм, украинцы уверены в своем миссионерстве. Что с этим не так?
Хотите купить эту статью?

Покупая украинские книги или билеты на украинский фильм, украинцы уверены в своем миссионерстве. Что с этим не так?

 

 

Андрей Кокотюха,
писатель, киносценарист

  

ы же на этом зарабатываете",— уверенно сказал книголюб, рассматривая аккуратно разложенные на столике книги. Тон был не радостным, а осуждающим. Собеседников, принесших подобное настроение, я встречал ежедневно во время недавно прошедшего Книжного арсенала в Киеве. А по большому счету везде, где приходилось бывать, представляя новинки украинских издателей. Находились люди, готовые купить. Но не из рук автора, даже не от издателя. Ведь тот, кто пишет и издает книги, обязан быть сеятелем разумного, доброго, вечного, только подходить к процессу как волонтер. То есть заниматься благотворительностью. Зарабатывать на культуре — восьмой смертный грех.

Такое отношение именно к культурному продукту — чисто украинский феномен со знаком минус. Есть, конечно, другой подход. Только он ничем не лучше. Украинцы, покупающие книги, написанные и изданные резидентами, а также билеты на украинский фильм или концерт отечественного исполнителя, уверены в своем миссионерстве. Каждый такой человек считает: он благодетель. Не платит деньги за то, что интересно, а поддерживает некого производителя. После каждого подобного общения остается стойкое послевкусие: ты сидишь по случаю храмового праздника у церковных ворот, и тебе подают щедрую милостыню.

Покупая бутылку пива, человек просто хочет пива, а не думает, что поддерживает производителя любимого напитка честно заработанной гривней. Проходя по стихийному рынку, хозяйка останавливается, чтобы купить у женщины без возраста в цветастом халате и тапочках на босу ногу килограмм овощей или фруктов. И не задумывается, кто на этом зарабатывает. Если товар на таких рынках взвешивают дети среднего школьного возраста, мало кто размышляет, какую книгу они читали в последний раз и читали ли вообще. Покупатели и покупательницы даже не озадачивают себя мыслями об эксплуатации родителями детского труда. Они вообще ни о чем не думают, часто не торгуются — просто платят за товар, который нужен.

Зарабатывать на культуре — восьмой смертный грех

Из чего следует: книга в качестве товара нужна, к сожалению, небольшому количеству украинцев. Об этом свидетельствуют тиражи. Даже самые интересные и яркие новинки Книжного арсенала ограничены 2 тыс. экземпляров. Успешной считается книга, тираж которой допечатывали хотя бы один раз в таком же количестве. Если за 10 лет она не ушла с рынка, а разошлась в 30 тыс. копий, это уже бестселлер. Хотя 30 тыс.— население одного микрорайона Киева, не говоря уже о депрессивных райцентрах. Впрочем, не все малые города депрессивные, есть те, которые показывают положительную динамику. Но при этом в 

Чтобы прочесть материал полностью,