Страна

Yes или Sí?

Киев замер в предвкушении грандиозного события — битвы английского Ливерпуля и мадридского Реала
Это материал Электронной версии журнала Новое Время, открытый для ознакомления. Чтобы прочитать закрытые статьи – оформите подписку.

Заоблачные цены на отели, бесплатное жилье от простых киевлян и надежды городских чиновников на резкую прибавку турпотока — так украинская столица готовится к финальному матчу Лиги чемпионов

 

Максим Бутченко, Галина Корба

  

 

25‑летний поляк Войтек Вошинский, заядлый болельщик Ливерпуля, решил: 26 мая он точно будет в Киеве. Просто потому, что в этот день в украинской столице пройдет финальный матч футбольной Лиги чемпионов. Правда, его решимость едва не поколебали публикации в польской прессе.

Нет, в них шла речь не о проблемных вопросах украинско-польских отношений: пресса на родине Вошинского удивлялась и поражалась заоблачным ценам в киевских отелях, резко увеличившимся за несколько недель до игры с участием испанского Реала и английского Ливерпуля.

Понять украинских отельеров можно: футбольного события подобного уровня в Киеве еще не было. Между тем финала Лиги чемпионов ждут не только в Европе, но и во всем мире.

Однако Вошинский не готов смотреть на футбол глазами владельцев киевского гостиничного фонда. “Цены просто сумасшедшие. Я мог взять место в хостеле в Варшаве за € 12, а сейчас в Киеве такое же место стоит € 100–200”,— рассказывает поляк.

Чтобы как‑то выйти из положения, он обратился в группу Kyiv FREE couch for football fans 26 / 05 / 18, созданную жителями украинской столицы в соцсети Facebook специально для приезжих фанатов. Ее суть — коуч-серфинг, бесплатное размещение туристов в своих квартирах. В группе участвуют уже 6,5 тыс. киевлян.

Благодаря этим людям Вошинский нашел себе подходящее жилье в Киеве.

По оценке Андрея Мирошниченко, главного представителя Киевской горгосадминистрации (КГГА) по вопросам подготовки к финалу ЛЧ-2018, в Киев приедет примерно 100 тыс. таких вот Вошинских — болельщиков из других стран. 70 тыс. из них будут иметь на руках билеты на игру — именно такова вместимость Олимпийского стадиона, который и примет матч. Остальных приютит фан-зона на Крещатике и различные пабы.

Все билеты раскуплены — значит, столице остается лишь ждать наплыва гостей. “Нам чертовски повезло, что это футбольное событие пройдет в Киеве”,— радуется чиновник.

график

Иностранных фанатов к числу везунчиков не отнесешь: цены в киевских отелях и частных апартаментах на время финального матча взлетели до небес.

Профильные сайты полны невероятных объявлений. Так, квартира площадью 100 кв.  м на Позняках сдается на два дня за $ 6,8 тыс. А вот гостиница Harmony in Andreew descent с радостью предлагает пожить у себя с 26 по 27 мая за 100 тыс. грн, хоть обычная цена такого номера в отеле не превышает 1,5 тыс. грн.

Столичный отельер Фазиль Аскеров помнит опыт футбольного чемпионата Евро-2012, который Украина принимала вместе с Польшей: чем больше тогда гостиницы задирали цены, тем меньше у них было постояльцев. В конечном счете отелям пришлось делать скидку в 40–50%, чтобы распродать оставшиеся свободные номера.

“Тогда фанаты прилетали на один день, смотрели матч и сразу же улетали. Или просто оставались спать на улице, а потом — домой”, — рассказывает Аскеров.

Мои друзья взяли [на постой] более молодых фанатов 
Сергей Ильин,
спортивный фотограф

“Домой” в данном случае — понятие растяжимое по всей Европе. В УЕФА НВ рассказали: билеты на финальный матч в Киеве в основном покупали жители Германии, Испании, Италии и Англии. Также по 17 тыс. билетов получили болельщики Реала и Ливерпуля.

Мирошниченко добавляет: футбольный клуб Ливерпуль подтвердил, что на финал приедут еще около 5 тыс. их безбилетных болельщиков.

Однако в Киеве появятся не только европейцы. 21‑летний студент Скотт Перр собрался приехать в Украину вместе с отцом. Путь у них неблизкий: оба проживают в Австралии. Парень говорит, что не смог найти отель по разумной цене, поэтому остановится в Киеве на две ночи у местного жителя, который предоставил им жилье бесплатно. “Не терпится увидеть матч и пообщаться с болельщиками. А также очень хочется посмотреть Киев — на картинках он очень красивый”, — говорит Перр.

Сергей Ильин, спортивный фотограф и киевлянин, — один из тех, кто приютит у себя болельщиков бесплатно. Когда он услышал о проблемах иностранных туристов, решил помочь: взял к себе двоих иностранных фанатов — отца и дочь.

“Мои друзья взяли более молодых фанов, — рассказывает Ильин. — Надеемся, большого кипиша не будет, потому что они не похожи на хулиганов. Большинство — солидные люди, в возрасте”.

Не всем солидным иностранцам везет: с британцем Роном Уилсоном, ландшафтным дизайнером и болельщиком Ливерпуля с 1976 года, случилась драматичная история.

Группа примерно из 14–20 мужчин и женщин — Уилсон сам в нее входит, — болеющих за Ливерпуль, забронировала киевский отель в сентябре 2017‑го. Так они делают всегда, когда их команда участвует в Лиге чемпионов или Лиге Европы — заказывают себе жилье в месте потенциального финала. Болельщики знают: искать отель надо заранее.

Однако в начале мая Уилсон получил письмо из Киева, в котором говорилось: бронь отменена. Он вновь попытался застолбить за собой жилье, но выяснилось, что цены выросли на 100%.

“Остальные отели сделали то же самое: они решили, что это их шанс обобрать нас до нитки, — возмущен британец. — Они просто бандиты”.

 

фото

С МЕСТОМ ЖИТЕЛЬСТВА: Польскому болельщику Войтеку Вошинскому (на фото слева) с трудом удалось найти ночлег в Киеве. Помогли украинцы, которые решили бесплатно сдавать жилье иностранным гостям финала ЛЧ

Артур Лупашко, основатель гостиничной управляющей компании Ribas Hotels Group, поясняет: повышать цены в подобных случаях — это мировая практика. Под Новый год отели мировых курортов поднимают цены в четыре раза, а во время немецкого Октоберфеста — в 10 раз.

В прошлом году британский городок Кардифф, принимая болельщиков финала УЕФА, поднял цены в 30 раз.

Правда, Украина в этом году стала безусловным лидером в подобном ценообразовании, признает Лупашко.

По оценкам международной консалтинговой компании CBRE Ukraine, стоимость номеров в некоторых киевских отелях превысила их же прошлогодние прайсы в 40–45 раз.

“Жадность собственников некоторых объектов, которая вынуждает гостей платить за дешевые “советские” номера по € 500, сыграет злую шутку с имиджем Украины”, — считает Лупашко.

По данным компании UTG, совокупный номерной фонд в столице на апрель 2018 года состоит из 12 тыс. номеров. Плюс около полусотни малых отелей на 20 и менее номеров. Еще есть 30 действующих комплексов апартаментов и хостелов. Всего этого явно не хватает, чтобы удовлетворить нынешний спрос.

Но Аскеров считает, что недостаток предложения — не повод задирать цены. Мол, если бы оте­ли были более человеколюбивы, они заработали бы в 3–4 раза больше. Потому что болельщики остались бы в Киеве не на день, а на 2–4 суток.

Впрочем, по данным Мирошниченко из КГГА, в среднем киевские отели подняли цену на 30–40%, что соответствует обычным для подобных случаев показателям. И уже сейчас заполняемость достигла 100%. “Это неимоверный результат”, — радуется чиновник.

А вот его непосредственный начальник — мэр города Виталий Кличко — проблему признает. В начале мая он даже обратился в Антимонопольный комитет, чтобы там проверили цены в столичных гостиницах. И теперь ждет ответа от АМКУ.

Кроме того, Кличко отреагировал на инициативу Kyiv FREE couch for football fans 26 / 05 / 18. “Я благодарен киевлянам, которые бесплатно предлагают жилье гостям Киева”, — заявил он.

На туристах заработают не только отели, но и рестораны, уверена Ольга Насонова, гендиректор компании Ресторанный консалтинг. Мол, кардинальных изменений в работе общепита ради болельщиков ждать не стоит. Но можно рассчитывать, что рестораторы приведут в порядок свои англоязычные меню, оформят помещения футбольной атрибутикой и запустят летние террасы с телевизорами.

“Речь идет максимум о трех днях, когда рестораторы смогут больше заработать. Как показывает практика, в такие дни доход ресторанов повышается в среднем до 50%”, — отмечает Насонова.

Есть и еще одна категория счастливцев — перекупщики. В свободной продаже билеты на финал стоили от € 70 до € 470. Но сейчас УЕФА уже все распродал. Те места, которые в официальной версии оценивались, к примеру, в € 320, на черном рынке столицы предлагают уже за € 2 тыс.

Однако большинство киевлян, даже если они задействованы в отельном, ресторанном или билетном бизнесе, сегодня можно считать “пострадавшими”. Из-за открытия фан-зоны на Крещатике главную улицу столицы уже перекрыли — в таком состоянии она будет пребывать до 30 мая. В итоге городские автомобилисты столкнулись с грандиозными пробками, дополнительно “усиленными” ремонтами ряда других киевских улиц.

Финансовые перспективы

100 тыс. фанатов, которые побывают в Киеве, по оценкам Нацбанка, потратят за пару дней около € 20 млн. Это сопоставимо с показателем прошлогоднего песенного конкурса Евровидение, также прошедшего в украинской столице.

В то же время затраты КГГА на само мероприятие будут относительно невелики — всего 25 млн грн (€ 0,7 млн). Впрочем, в графу “расходы” можно добавить деньги, которые Кабмин выделил на реконструкцию стадиона Олимпийский: 100 млн грн (€ 3,1 млн).

Основные же траты на организацию матча взяли на себя УЕФА.

При этом Киев получит больше, чем просто деньги 100 тыс. болельщиков, желающих лично присутствовать на финальной игре.

В КГГА говорят: прошлогоднее Евровидение породило в столице настоящий туристический бум — интерес иностранцев к городу многократно вырос. Так, в 2017‑м Киев посетило на 300 тыс. человек больше, чем годом ранее. Получилась цифра в 1,6 млн гостей столицы.

И сейчас, как прогнозирует Мирошниченко, турпоток вырастет еще на 300 тыс. по итогам года. Мол, за четыре месяца 2018‑го число приезжих уже стало больше на 20%. И кривая числа гостей продолжит стремиться вверх.

Все это принесет городу дополнительно 2–3 млрд грн, считает чиновник. Для сравнения, годовой муниципальный бюджет составляет 49 млрд грн.

А вот в масштабах страны прорыва не случится. В НБУ подсчитали: общая сумма дополнительных валютных поступлений из кошельков фанатов составит всего 1–1,5% от общего экспорта услуг. Таким образом, отметили в Нацбанке, влияние проведения финальной игры на потребительскую инфляцию и рост реального ВВП Украины будет незначительным.

И все же Лупашко полон оптимизма: Киев иностранцам понравится. Ведь цены на проезд в транспорте, стоимость товаров в магазинах, билеты в музеи и театры — все это по‑прежнему будет выглядеть смехотворно низким в глазах европейцев.

“Благодаря этим факторам у иностранного туриста останется положительный опыт пребывания в нашей стране”, — говорит бизнесмен.