Бизнес

Первопечатники

История о том, как два бывших студента упаковали растущий бизнес целого региона

Второй материал серии публикаций о новом поколении предпринимателей: история о том, как два бывших львовских студента упаковали растущий бизнес целого региона

 

Екатерина Шаповал

 

 

2002 год. Средняя зарплата по Украине — 376 грн: в 20 раз ниже, чем сейчас. ВВП в пересчете на душу населения — $ 870: втрое ниже, чем в самые тяжелые постреволюционные дни.

Украина накануне парламентских выборов, в стране политический кризис — предтеча будущей оранжевой революции.

Трудно придумать более неудобное время для старта малого бизнеса, да еще когда тебе 21 год и ты — студент Украинской академии печати. Правда, есть мечта — свое дело, которое должно принести приличную прибыль. Но пока в кармане всего $ 300, заработанных на печати плакатов для местных звезд локального шоу-бизнеса. Критично мало, чтобы мечтать о великом.

И все же в один из самых скверных для украинского капитализма периодов Ярослав Бойчук, студент-печатник с тремя сотнями долларов в качестве стартового капитала, рискнул во Львове “будувати своє” — полиграфпроизводство нового типа Диз-Арт.

Деловое чутье его не подвело. В итоге вчерашний студент Бойчук и присоединившийся к нему позже Алексей Микитко создали бизнес с годовым оборотом в 40 млн грн. Они довольно быстро сумели обрасти сетью именитых заказчиков и не менее именитых соинвесторов, построили собственное производство. Но именно этот шаг Бойчук назвал своей первой ошибкой.

фото_2

ВЗАИМОСВЯЗИ: В последние годы Львов стал региональным лидером по туризму. Эта отрасль стимулирует развитие местного малого и среднего бизнеса

Ошибки молодости

“Я не имел никакого опыта”, — так кратко описывает Бойчук суть своей первой осечки, а именно решение запустить собственное производство в 2004 году. К ней его привело головокружение от первой удачи — заказ объемом $ 4 тыс. в месяц. Речь шла об упаковках для продукции косметической фабрики из Нововолынска, расположенного в соседней Волынской области.

Сначала Бойчук разместил заказы на мощностях разных полиграфкомбинатов. Те работали в худших традициях местного бизнеса — постоянно подводили, срывали сроки поставок. И вот тогда начинающий предприниматель принял рисковое решение — вложить небольшие оборотные средства в приобретение машины по высечке формы из картона для производства коробок.

Бойчук рассказывает, что хоть и нанял двоих человек для поклейки коробок, ему и самому тогда часто приходилось стоять за станком.

“Все говорили: о, класс, ты бизнесмен, — вспоминает предприниматель. — А когда я открыл свое предприятие, деньги куда‑то пропали”.

Его партнер Микитко, который присоединился к бизнесу в конце 2007‑го, признается: бывали дни, когда им не за что было заправить автомобиль, а о кредитах компаньоны и мечтать не могли. “Мы были банкам неинтересны: они приходили к нам, смотрели на наше финансовое состояние и уходили”, — рассказывает он.

Дефицит и оборотных, и инвестиционных средств уже два десятилетия — одно из самых больших препятствий для малого и среднего бизнеса Украины. Банки требуют залог, а у начинающих предпринимателей, какими были Бойчук и Микитко, его, как правило, нет.

В конце 2000‑х, как и сейчас, средние ставки по кредитам для малого и среднего бизнеса составляли 20–25 % в гривне, а то и выше. При этом, вспоминает Микитко, банки тяготели к коротким займам с быстрой оборачиваемостью денег. Бойчук рассказывает, что в это же время компания из Болгарии, у которой они заказывали оборудование, могла привлечь кредит под 2,5–4 % годовых.

Поэтому первую полиграфмашину — по кашировке, то есть по соединению картона и бумаги, — Бойчук покупал, рискнув взять в долг у знакомых бизнесменов. Оборудование стоило $ 12 тыс. Из них своими были только $ 2 тыс., остальное — заем под 16 % годовых.

Оказавшись в большом долгу, в 2010‑м компаньоны заработали с двойной силой. Годом ранее ВВП Украины упал на 15 %, а гривня девальвировала на 40 %. “Человек привозил тираж, а мы с Алексеем [Микитко] ночью вставали [за станок], на утро с выпученными глазами сдавали”, — вспоминает Бойчук. Так и выжили.

Когда же 2011‑м партнеры рискнули замахнуться на очередную машину по производству двухслойного картона, выяснилось: для этого нужно € 80 тыс., чтобы купить новую линию. Ее львовяне приобрели на пару с другой компанией, вложив уже собственные средства.

Инвестиция поначалу выглядела неудачной, дело не задалось. “Мы учились”, — поясняет Бойчук. И эта “учеба” продолжалась целый год. Например, долго искали отечественный аналог необходимого клея, который изготовители линии рекомендовали покупать в Турции.

Впрочем, Диз-Арт учится до сих пор. На днях в одном из цехов компании — а их уже четыре — собрали и запустили новую линию, которая позволяет недорого производить коробки премиум-класса. Бойчук и Микитко снова рискуют. И снова работают на перспективу, опережая рынок, когда готовятся предложить производителям упаковку премиум-класса по невысокой цене. Сейчас такие упаковки, как правило, клеят вручную.

Партнеры приобрели специальную линию, которая автоматизирует и поэтому удешевляет процесс. “Многие заказчики хотят, но не могут позволить себе эту коробку. Когда упадет цена, они ее купят”, — объясняет свою бизнес-логику Микитко.

Оборудование приобрели почти за 1 млн грн, взятых в кредит у Евросоюза по программе поддержки малого и среднего бизнеса EU4Business. Такие программы — одна из возможностей получения финансирования для компаний в Украине. В частности, с помощью той, которой воспользовался Диз-Арт, можно профинансировать покупку или обновление оборудования, выход на внешние рынки, а также получить микрокредит на развитие малого бизнеса. Текущий кредитный портфель по этой программе в Украине составляет € 145 млн.

Еще одно направление EU4Business — улучшение бизнес-навыков предпринимателей. В его рамках украинским компаниям предоставляют менторов из Европы, которые помогают разрабатывать новые продукты или улучшать качество старых. Один из примеров такого обучения — расположенная во Львовской области компания Yarych, для которой специалисты из Европы помогли разработать маркетинговую стратегию. В итоге сейчас предприятие — лидер в стране по производству сухого печенья Мария.

На закупку оборудования Бойчук и Микитко за 15 лет своей деятельности потратили $600 тыс. заемных и собственных средств. Еще $100–200 тыс. они “держат” в расходных материалах, чтобы оперативно реагировать на срочные заказы.

Теперь партнеры уже не считают организацию производства ошибкой. И, как в недалекой своей молодости, вновь готовы идти на риск.

Кредит почти в 1 млн грн, принятый от структур ЕС, обязывает компаньонов не сбавлять обороты. Проделав путь из мелкого в малый бизнес, перед львовским дуэтом выросла новая высота — бизнес средний. И Бойчук уверен — все у них получится. “Львов — лучшее место для бизнеса”, — поясняет природу своего оптимизма 37‑летний предприниматель.

И он недалек от истины. Согласно исследованию Regional Doing Business, которое провел Офис эффективного регулирования (BRDO), Львов оказался на втором месте по легкости ведения бизнеса в стране.

Денис Малушка, эксперт BRDO, говорит: столица Галичины набрала 103 балла из 171 возможных во многом благодаря тому, что, например, здесь быстрее, чем в других областных центрах, проходит процедура оформления документов на земельные участки. Учитывая, что вопрос земельного регулирования, по данным USAID, для малого и среднего бизнеса в стране — второй по уровню проблемности (после валютного регулирования), — это немалое достижение.

В итоге в городе быстро развивается туристическая, ресторанная, отельная индустрия, что подтягивает и смежные отрасли. Полиграфия, реклама и изготовление упаковки — как раз из сферы последних. “У нас крупный заказчик — ресторанный холдинг!Fest”, — приводит пример Бойчук, показывая нагрудные фартуки для заведения Реберня — один из заказов ресторанной компании.

“Эта компания работает даже в воскресенье”, — отзывается о сотрудничестве с Диз-Арт Андрей Худо, совладелец!Fest.

Примерно в том же духе высказывается по поводу фирмы Бойчука и Микитко служба по маркетингу компании ОККО, отмечая: то, что другие компании делают месяцами, Диз-Арт производит за неделю.

Диз-Арт чувствует на себе и рост местной IT-отрасли. По оценке Львовского IT-кластера, общий экономический эффект от индустрии информационных технологий города в 2017‑м вышел на отметку в $ 734 млн. К примеру, в ресторанах и других объектах питания айтишники оставили порядка $ 19 млн, всего на питание за год потратили $ 34 млн, а на бытовую технику — $ 4,7 млн.

Все вышеперечисленное — от ресторанов до торговцев техникой — потенциальные клиенты Диз-Арта. Бойчук потирает руки в предвкушении роста. Если заданный темп развития смежных индустрий будет выдержан, а еще лучше — если он будет нарастать, то об экономических ужасах 2002 года и социально-политических кошмарах 2014‑го очень скоро можно будет забыть. “Я удивляюсь тем, кто сбегает из Украины: мол, нет возможностей, — несколько пафосно резюмирует Бойчук. — Да лучшего места, чтобы себя реализовать, в мире нет”.

 

фото_1

КРАСОТА: Ярослав Бойчук (слева) и Алексей Микитко в одном из четырех цехов своей компании оценивают качество печати плакатов

За все в ответе

Пять вопросов Андрею Садовому, которые помогают главе Львовской горадминистрации презентовать свой город малому и среднему бизнесу

 

 

— Согласно исследованиям Regional Doing Business, опубликованным в 2017‑м агентством BRDO, Львов вышел на второе место по легкости ведения бизнеса в стране. За счет каких инструментов был достигнут такой результат?

— Ключевой момент — благоприятная бизнес-среда. Это очень тонкий и чувствительный организм, который включает в себя как отношения между бизнесом и властью, так и общую атмосферу ведения бизнеса. Например, во Львове есть совет конкурентоспособности, который занимается реализацией стратегии развития ключевых направлений экономики города. Городской глава в нем — рядовой участник. У нас нет какого‑то олигарха или чиновника, который все решает в городе и все должны идти к нему на поклон. Реальное самоуправление работает на разных уровнях, в том числе на уровне бизнеса. Традиционная ошибка или привычка центральной власти — это попытки возглавить всякую бизнес-инициативу. Так это не работает. Только отвлекает.

— Что вы планируете сделать, чтобы Львов в этой номинации стал № 1? И каков ожидаемый эффект от такого прорыва?

— Наши ключевые приоритеты — образование, бизнес-инфраструктура (новые офисные и промышленные площадки), комфорт в городе. Инвестор должен получить качественные кадры и возможность легко стартовать. Без комфорта и перспектив кадры удержать трудно. Сегодня перед ними открыт весь мир.

— Если бы вам как городскому главе была представлена возможность кратко обосновать, почему инвесторам, стартаперам, молодым предпринимателям нужно обратить внимание на Львов, а не на какой‑нибудь другой город в Украине, что бы вы сказали?

— Львов на данный момент недооцененный город с точки зрения инвестиций из‑за негативного имиджа страны в целом. Поэтому цена входа на рынок ниже, чем в других городах Центральной Европы, а перспективы как минимум не меньше. Львов набирает обороты. Это золотое время для начала бизнеса здесь.

— С какого города (в мире) Львову стоило бы брать пример (в вопросах поддержки предпринимательства) и почему?

— Для меня нет одного образца. Мы изучаем все опыты и пробуем их реализовывать.

— На какое направление, сферу, область вы посоветовали бы обратить внимание во Львове инвестору с $ 1 млн?

— ІТ и туризм. Недвижимость активно развивается. Пищевая промышленность очень перспективна. Образование.