Бизнес. Made in Ukraine

Своя пудра ближе к телу

Подорожание иностранных косметических средств, а также проснувшийся в украинцах товарный патриотизм привели к удвоению продаж местных производителей кремов, помад и схожих товаров

Подорожание иностранных косметических средств, а также проснувшийся в украинцах товарный патриотизм привели к удвоению продаж местных производителей кремов, помад и схожих товаров

 

Светлана Угнива

  

 

В 40 км от Киева — в селе Рославичи Васильковского района — есть необычное место. Зимой, летом и в любое время суток там пахнет вечерним летним садом.

Здесь этот запах и делают — в Рославичах разместились мощности компании Ремос, производящей косметику под торговой маркой Яка.

К концу 2018 года местные ароматы лишь усилятся — компания намерена расширить свое производство. “У нас будет еще один, более современный цех”,— рассказывает Тарас Тарасевич, коммерческий директор Ремос.

К расширению производства компанию подталкивает конъюнктура рынка: спрос на отечественную косметику, как и ее продажи, в стране растут.

Так, по данным Госкомстата и оценкам ассоциации Парфюмерия и косметика, если в 2015‑м доля местной продукции составляла 7,6% от всех внутренних продаж, то в 2017‑м уже практически каждая пятая единица косметического товара на оте­чественном рынке имела метку made in Ukraine. Рост — в 2,6 раза.

И хотя за три последних года общий объем рынка в денежном выражении практически не изменился, более чем вдвое увеличилась реализация национальных товаров — с 3,37 млрд до 7,13 млрд грн.

Потому‑то национальные производители — тот же Ремос — и нацелились на развитие.

 

фото 1

БОЛЬШЕ КРАСОТЫ: Тарас Тарасевич из компании Ремос собирается расширять производство

Цена патриотизма

Толчком к нынешнему счастью украинских производителей косметики послужила потребительская беда — резкое падение гривни: из‑за этого многократно выросли цены на импортную косметику.

По данным консалтинговой компании Korn Ferry Key Group, за год — с июня 2014‑го по июнь 2015‑го — категория “персональная гигиена”, в которую входит косметика по уходу за телом, подорожала на 80%. Произошло это в основном из‑за изменения стоимости импортных товаров.

“Тенденция на рынке последних трех лет такова: [покупатели ищут] дешевле и еще дешевле,— объясняет Андрей Шаховцев, директор по производству украинского объединения Биокон, изготавливающего косметику под одноименным брендом.— Любого качества, лишь бы дешевле”.

Оказалось, дать потребителю подобное могут украинские компании, готовые снижать цены, жертвуя своей прибылью в борьбе за покупателя, объясняет Екатерина Веремеева, руководитель отдела корпоративных коммуникаций и связей с общественностью торговой сети Watsons, продающей косметику и бытовые товары.

Украинскому начали уделять больше внимания
Виктория Филатова,
ассоциация Парфюмерия и косметика

Помогли украинским производителям и ретейлеры — такие как Watsons. Ориентируясь на ценовой запрос покупателей, они увеличили количество собственных торговых марок — то есть товаров, выпущенных по заказу самой торговой площадки. Как правило, такие продукты на 20–30% дешевле, чем брендовые аналоги,— ретейлер не вкладывает в рекламу и не платит за место на полке.

Подобную продукцию сети чаще всего заказывают именно на отечественных предприятиях: в том же Watsons пятая часть всех товаров собственных торговых марок выпущена в Украине.

По информации Виктории Филатовой, главы ассоциации Парфюмерия и косметика, в 2017‑м такого рода заказы со стороны сетей выросли на 15% по сравнению с 2016‑м. А для 10% местных производителей подобное контрактное производство и вовсе стало настоящим спасением: на него работают до 75% мощностей этих предприятий.

Еще одна причина роста продаж украинской косметики — патриотизм, считает Филатова. “Украинскому начали уделять больше внимания, изменилось отношение со стороны потребителей, появилась лояльность”,— считает глава профильной ассоциации.

Вывод эксперта подтверждают Виктор Солодунов и Игорь Кирикевич, основатели украинской марки косметики Kaetana, существующей с 2003 года. “[Потребители перешли] от полного неприятия и предубеждения, что отечественной косметика быть не может, до момента, когда украинское стоит в одном ряду с французским, израильским или испанским”,— говорит Кирикевич.

фото 2

MADE IN UKRAINE: По словам Екатерины Веремеевой из Watsons, значительная часть продукции собственных торговых марок у ретейлера — украинского производства

Бело-серое пространство

Самые преданные потребители украинских кремов и помад живут в Волынской и Хмельницкой областях, отмечают в ассоциации Парфюмерия и косметика: там оте­чественные средства занимают наибольшую долю среди общих продаж сегмента — 38% и 34% соответственно.

Реже всего отечественное приобретают потребители в Винницкой, Закарпатской, Тернопольской и Ивано-Франковской областях. В каждой из них подобных “поклонников своего” — около 2% от общего числа клиентов.

В профильной ассоциации поясняют: это происходит не из‑за недостатка патриотизма, а по той простой причине, что именно в эти регионы массово заходит постоянно растущий нелегальный импорт дешевой продукции из Польши, Венгрии и Румынии.

“В 2017 году, кроме белого рынка косметики, стремительно росли серый и черный,— разводит руками Филатова.— И это не только контрабанда, но и подпольное производство”. Руководитель отраслевой ассоциации считает, что “помогли” мораторий на проверки малого и среднего бизнеса, а также отсутствие адекватных мер по борьбе с различными схемами импорта товаров. В итоге объем серого рынка, по ее оценке, уже достиг по своим размерам 60% официального.

Но пока в страну идет серый импорт с Запада, отечественные предприятия навстречу ему пустили поток собственной продукции: внешние продажи украинской косметики набирают обороты. По данным ГФС, экспорт подобных товаров за прошлый год увеличился на 37%, достигнув уровня в 2,4 тыс. ­­ т. По итогам 2017‑го, украинские производители продали иностранцам товаров на $ 40,5 млн.

Дальше будет лучше: за один лишь январь 2018 года отечественные компании удвоили экспорт по сравнению с аналогичным периодом 2017‑го.