Страна

Забытая гордость

Уникальные здания киевского модернизма, которые восхищают Запад, в Украине остаются недооцененными и ветшают
Это материал Электронной версии журнала Новое Время, открытый для ознакомления. Чтобы прочитать закрытые статьи – оформите подписку.

Уникальные здания киевского модернизма, которые восхищают Запад, в Украине остаются недооцененными. Большинство из них ветшает, рискуя утратить культурную ценность

 

Галина Корба

 

 

Почти 40 лет назад в Киеве приземлилась огромная летающая тарелка. Речь идет не о настоящем межпланетном корабле, а о здании Украинского института научно-технической экспертизы и информации (УкрИНТЭИ) на метро Лыбедская, часть которого напоминает по форме летающую тарелку. Творение украинского архитектора Флориана Юрьева стало одним из знаковых в столичной коллекции зданий, выполненных в стиле модернизма.

Последние 20 лет почти неземной объект находился в плачевном состоянии, но теперь он и вовсе может исчезнуть, став частью нового торгово-развлекательного центра (ТРЦ).

В прошлом году половину здания УкрИНТЭИ — как раз ту, где расположено псевдо-НЛО,— столичные власти отдали в аренду частной компании сроком на 20 лет с правом автоматической пролонгации и реконструкции. Позже медиапроект Наші гроші выяснил: за арендатором стоит Вагиф Алиев, совладелец девелопера Мандарин Плаза, построившего ряд крупнейших киевских ТРЦ. Сейчас структуры Алиева практически вплотную к дому-“тарелке” возводят новый такой центр — Ocean Mall.

Инвестор пообещал капитально отремонтировать оставшуюся за УкрИНТЭИ часть здания и обустроить там к концу 2018‑го Музей науки. На все эти работы уйдет порядка 150 млн грн.

Но столичные архитекторы и активисты опасаются, что за подобный скромный бюджет застройщик фактически купит право изменить ту часть здания, которую он получил в аренду. И соединит ее с новостроящимся ТРЦ, тем самым навсегда уничтожив первозданный вид и архитектурную ценность “НЛО”.

“Все происходит под грифом “совершенно секретно”: никто не видел проекта реконструкции здания, даже сам его автор Юрьев,— говорит Виктор Герасименко, архитектор и один из основателей движения Savekyivmodernism.— Но наследием нельзя распоряжаться в частном порядке. Нужно проводить общественные слушания, публично представлять проект и вместе находить решение”.

Слово наследие Герасименко произнес неслучайно — творение Юрьева действительно знаковое. При его создании архитектор использовал монолитный бетон, а внутри “тарелки” создал сценический зал с уникальной акустикой. Но важно не это. “В эстетическом плане здание высоко ценят за границей, а в архитектурном оно до сих пор остается одним из самых современных в стране”,— уверяет 88‑летний Юрьев.

Эстетическая ценность заключена в принадлежности проекта Юрьева к модернизму — стилю, появившемуся в СССР во второй половине 1950‑х, вместе с хрущевской оттепелью. “Тарелка” уже попала в список лучших образцов этого течения в мире по версии Венского музея архитектуры. Там же оказались еще полторы сотни украинских зданий, основная часть которых  шесть десятков — расположены в Киеве.

“Дизайн киевских зданий очень высокого качества. Для европейской архитектуры они уникальны,— говорит Томаш Фудала, куратор Музея современного искусства в Варшаве.— Стоит не разрушать эти объекты, а сохранить и причислить к памятникам архитектуры”.

фото_1

ПРОСТО КОСМОС: Благодаря передовым по тем временам технологиям зал в “тарелке” на Лыбедской обладает уникальной акустикой

Недооцененный стиль

Сегодня большинство столичных построек в стиле модернизм находятся в плачевном состоянии. Хорошо себя чувствуют разве что имеющие некий официальный статус строения — в частности, Центральный дворец бракосочетаний, Украинский дом, дворец Украина, арка Дружбы народов.

Защитить все подобные объекты made in USSR пока, по словам представителей Киевгоргосадминистрации (КГГА), сложно. Почти полстолетия ими ведала Академия строительства и архитектуры, позже реорганизованная в Институт теории и истории архитектуры и строительной техники. Но в 2007 году его ликвидировали.

Теперь получить экспертную оценку по зданиям советского модернизма сложно, а без нее нельзя предоставить объекту охранный статус. Поэтому КГГА реагирует на проблемы точечно: например, из‑за общественного резонанса обратили внимание на ту самую “тарелку”.

В департаменте культуры КГГА заявляют: в этом году они исследуют здание и решат, стоит ли его включать в список объектов культурного наследия.

Тем временем на сегодня уже утратили свой первоначальный вид фасад здания Укравтодора, гостиница Турист на Левобережной, бывшая гостиница Спорт на Олимпийской (теперь — Park Inn by Radisson). Несколько месяцев назад на здании Минсоцполитики — еще одного представителя модернизма — чиновники срезали уникальные солнцерезы.

Но это еще цветочки. Большинство подобных объектов находится в центральной части города, где высока стоимость земли, поэтому они рискуют быть снесенными, объясняет Евгений Третяк, глава правления организации Общественный градостроительный контроль.

“Тарелке” на Лыбедской, по мнению архитектора Герасименко, угрожает похожий финал.

А ведь подобные здания представляют не только историческую, но и визуальную ценность, считает Алексей Радинский, культуролог и кинорежиссер. “Фактически это последние по времени создания образцы столичной архитектуры, которые можно назвать современными,— говорит он.— Потому что почти все, что строится в Киеве с начала 1990‑х — это ущербные попытки воссоздать архитектуру XIX столетия с лепниной на фасадах”.

Поляк Томаш Фудала с легкой улыбкой говорит о том, что сохранение зданий эпохи модернизма — это лучший способ “не дать городам превратиться в гигантские McDonald’s”.

фото_2

БИТВА ЗА “ТАРЕЛКУ”: Активисты Евгений Третяк (слева) и Виктор Герасименко выступают в защиту одного из главных шедевров киевского модернизма — здания УкрИНТЭИ на Лыбедской

Визитки киевского модернизма

Десять ключевых объектов столичного модернизма,  которым грозит разрушение или утрата культурной ценности

 

1. Отель Салют

 

Строительство: 1984 год

Архитекторы: Авраам Милецкий, Владимир Шевченко

Адрес: ул. Ивана Мазепы, 11

 

Гостиница на 88 номеров в самом центре Киева, работающая до сих пор. Здание могло быть выше, но от пяти верхних этажей архитекторов убедили отказаться партийные лидеры, обрезавшие финансирование проекта.

В 2016 году Нацбанк выставил Салют на продажу как залоговое имущество банка Финансы и кредит, который принадлежал бизнесмену Константину Жеваго, а теперь проходит процедуру ликвидации. Пока ­отель никто не купил.

 

2. Крематорий и Парк памяти

 

Строительство: 1968–1980 годы

Архитекторы: Авраам Милецкий, Владимир Мельниченко, Ада Рыбачук

Адрес: ул. Байковая, 6

 

Здание крематория похоже на композицию из железобетонных лепестков, стоящее посреди Парка памяти.

Крематорий давно нуждается в кап­ремонте, как и прилегающий к нему арт-объект — Стена памяти. По замыслу архитекторов, она должна была тянуться от входа на кладбище до самого крематория — длиной 230 м и высотой 4–14 м — и отображать течение человеческой жизни. Когда все было почти готово, партийное руководство города потребовало залить уникальные рельефы бетоном. Но все еще можно восстановить.

 

3. Дом мебели

 

Строительство: 1984 год

Архитекторы: Наталья Чмутина

Адрес: ул. Дружбы народов, 23

 

Один из крупнейших мебельных торговых центров столицы, площадь которого равна 20 тыс. кв. м. Знаменит своей оригинальной вогнутой к центру крышей. Дом мебели сохранился в оригинальном виде и продолжает работать по назначению. С 2014 года собственник здания готовит его реконструкцию.

 

4. Житний рынок

 

Строительство: 1982 год

Архитекторы: Валентин Штолько

Адрес: ул. Верхний вал, 16

 

Старейший действующий крытый рынок столицы. Как и ряд других объектов модернизма, имеет вогнутую крышу. Строгую геометрию здания из стекла и бетона дополняет декор с национальными мотивами. Фасад украшает огромное панно по мотивам древнего торгового пути из варяг в греки. В прошлом году киевские власти поручили коммунальному предприятию Житний рынок провести ремонт и реконструкцию здания. Официального проекта, по которому будут вести работы, пока нет.

 

5. Владимирский рынок

 

Строительство: 1968 год

Архитекторы: Г. К. Ратушинский

Адрес: ул. Антоновича, 115

 

Само здание все еще работающего рынка — это прекрасный образчик стиля. Но его портят различные торговые площадки, расположенные рядом, а также рекламные плакаты.

В 2017‑м столичная власть поручила одноименному коммунальному предприятию реконструировать объект. Окончательного проекта еще нет.

 

6. Киевский центр детей и юношества

 

Строительство: 1965 год

Архитекторы: Авраам Милецкий, Эдуард Бильский

Адрес: ул. И. Мазепы, 13

 

Когда бывший Дворец пионеров лишь строился, он выглядел футуристически — стеклянные фасады в те времена были редкостью. Стены центра украшены мозаиками. В здании — 130 помещений, которые могут одновременно принять до 26,5 тыс. детей. Сегодня центр причислен к памятникам местного значения. Но это не спасло здание от сноса открытой террасы, на месте которой построили ночной клуб Crystal Hall и бизнес-центр “Днепровский спуск 1”.

 

7. Речной вокзал

 

Строительство: 1961 год

Архитекторы: Вадим Гопкало, Вадим Ладный, Григорий Слуцкий

Адрес: Почтовая площадь, 3

 

Здание по форме напоминает корабль с мачтой. Ныне пребывает в упадке — ветшает и практически пустует. В 2016‑м собственниками вокзала стали бизнесмен Михаил Бродский и депутат Оппоблока Нестор Шуфрич. Новый топ-менеджмент пообещал отреставрировать здание, но пока эти слова никак не материализованы.

 

8. Центральный автовокзал

 

Строительство: 1961 год

Архитекторы: Авраам Милецкий, Эдуард Бильский

Адрес: проспект Науки, 1

 

Один из первых и самых ярких образцов модернизма в Киеве. Залы ожидания украшали росписи и мозаики. Сейчас все обветшало. С 2014‑го столичные власти время от времени заявляют, что перенесут саму автостанцию в другое место. А о том, что в таком случае будет с оригинальным зданием, не говорят.

 

9. Кинотеатр Киевская Русь

 

Строительство: 1982 год

Архитекторы: В. Таенчук, Н. Босенко

Адрес: ул. Сечевых стрельцов, 93

 

Крупнейший коммунальный кинотеатр страны. Может похвастаться и самым большим зрительным залом Украины, рассчитанным более чем на 1 тыс. человек. Здесь же установлен и самый большой киноэкран в городе — 26 м на ­11 ­м. Сегодня у здания ободран фасад, а внутри — проблемы с отоплением, оборудованием и даже с туалетами.

 

10. Министерство социальной политики

 

Строительство: 1981 год

Архитекторы: Валентин Бавиловский, Геннадий Гранаткин

Адрес: ул. Эспланадная, 8 / 10

 

Двадцатиэтажная высотка Минсоцполитики — один из самых ярких столичных примеров советского модернизма в архитектуре. Осенью прошлого года чиновники министерства по собственной инициативе решили демонтировать уникальные солнцерезы, расположенные на фасаде здания.