Мнения

Спасение помогающих

Помогать стало модно. Многие украинские компании ежегодно тратят сотни миллионов гривен на благотворительность. Вот только помощь эта, как правило, эффектная, но неэффективная. Почему?
Хотите купить эту статью?

Помогать стало модно. Многие украинские компании ежегодно тратят сотни миллионов гривен на благотворительность. Вот только помощь эта, как правило, эффектная, но неэффективная. Почему?

 

  

Ольга Кудиненко, основательница
благотворительного фонда Таблеточки

    
2017 год стал рекордным с точки зрения пожертвований американских богачей. Бизнесмены из списка Forbes отдали на благотворительность более $ 14,7 млрд. А ведь в 2016‑м речь шла всего о $ 5,6 млрд. В первой тройке филантропов, по версии издания The Chronicle of Philanthropy, Билл и Мелинда Гейтс, Марк Цукерберг и Присцилла Чан, а также чета Майкла и Сьюзанн Делл.

Знаете, что их объединяет? Нет, не деньги. Благотворительные фонды. Решив изменить сферу здравоохранения и бороться с бедностью, основатель Microsoft создал отдельную организацию, в которой работает более 1 тыс. профессионалов, прицельно занимающихся вопросами помощи. Через фонд самого богатого человека в мире пожертвовано $ 50 млрд. По тому же пути пошел и глава Facebook Цукерберг.

В развитых странах, например в Великобритании и США, для компаний важно (если не принципиально) помогать через благотворительные организации или работать с руководством больниц напрямую. В клиниках существуют специальные отделы по фандрейзингу, заточенные на работу со спонсорами. У нас такая система пока невозможна, но есть к чему стремиться. Например, компания Mazda проводит ежегодную благотворительную акцию Drive for Good (Добрая поездка), во время которой жертвует “час работы” каждой арендованной или купленной машины. За четыре года Mazda отдала на благотворительность $ 15,5 млн в 46 благотворительных организаций! Таким образом они помогают профессионально и сразу в разных сферах.

Почему и что не работает в Украине? Очень показательна в этом смысле история одного отечественного миллионера, семья которого столкнулась с реалиями “бесплатной” медицины (ребенку понадобилась неотложная помощь). Бизнесмена так поразили условия в клинике, что он обновил несколько машин скорой помощи и купил новое оборудование. А спустя пару лет выяснилось, что врачи требуют с пациентов деньги за лечение на этом оборудовании.

И я знаю десятки примеров помощи, оказавшейся неэффективной. Недавно нескольким региональным отделениям компании подарили сепараторы крови. Они нужны, чтобы брать у донора определенный компонент крови, необходимый пациенту (допустим, тромбоконцентрат для онкобольного). Однако сепараторы простаивают: к ним нет расходных материалов и тромбошейкеров. Их не подарили. А они тоже дорогие.

Нельзя решить крупную социальную проблему покупкой чего-то одного

На эту тему у Рэя Брэдбери есть рассказ Пойдем со мной: молодой человек по имени Керк с синдромом спасателя решает сделать добро и защитить от пагубных отношений первого встречного. В итоге его новый знакомый все равно возвращается к партнеру-деспоту. С одной стороны, тяжело спасти того, кто не хочет быть спасенным. С другой &m

Чтобы прочесть материал полностью,