Мир

Гигабайты любви

Глобальная диджитализация превращает онлайн-знакомства в привычный способ начать романтические отношения, а рынок таких сервисов — во многомиллиардную индустрию
Это материал Электронной версии журнала Новое Время, открытый для ознакомления. Чтобы прочитать закрытые статьи – оформите подписку.

Глобальная диджитализация превращает онлайн-знакомства в привычный способ начать романтические отношения, а рынок таких сервисов — в многомиллиардную индустрию. Сегодня в интернете знакомятся уже 300 млн землян

 

Анна Павленко

 

 

Американку по имени Холли 29‑летний Джибрил из города Канифинг в западноафриканской Гамбии встретил в сети — на одном из сайтов знакомств, где зарегистрировался для поиска романтических отношений.

“На тот момент она была беременна и с разбитым сердцем”,— рассказывает африканец о своей интернет-подруге.

Между молодыми людьми завязалась переписка: Холли делилась с Джибрилом проблемами и переживаниями, а он пытался ее поддержать. Роман в письмах продолжался около года, пока Холли не встретила на родине мужчину, за которого вышла замуж.

“Она по‑прежнему здоровается со мной в Фейсбуке, когда мы оба оказываемся онлайн”,— говорит Джибрил. Он признается, что история с Холли не отбила у него интереса к знакомствам в интернете, он по‑прежнему прибегает к ним, не теряя надежды найти себе пару.

Таких, как Джибрил, в мире все больше — по приблизительным подсчетам, около 295 млн человек. С тех пор как в 1995 году в США был запущен первый интернет-ресурс для знакомств Match.com, технологии все глубже проникают в личную жизнь людей. Сегодня в мире действуют сотни подобных сайтов, а суммарная годовая выручка таких ресурсов только в США достигает $ 3 млрд, подсчитывают в американской компании рыночных исследований IBISWorld.

В результате свидания в сети уже назначают 12,5% жителей Нидерландов и 12,4% южнокорейцев. Причем в последнее время наметился новый тренд — в интернете теперь все чаще ищут не просто сексуального партнера, а друга или спутника жизни. По данным американских исследователей из Pew Research Center, 59% взрослых американцев считают интернет хорошим местом для знакомств. Еще 15% признаются, что сами пользовались онлайн-ресурсами для поиска пары. Тогда как практически треть опрошенных имеют друзей, чье знакомство в сети переросло в серьезные отношения.

Вместе с числом интернет-романтиков растет и прибыльность индустрии онлайн-знакомств. За последние пять лет годовая выручка американской Match Group, портфель которой включает популярные Tinder, Match, OkCupid и 42 других бренда, выросла практически вдвое: с $ 713 млн до $ 1,3 млрд.

С распространением смартфонов сервисы онлайн-знакомств появились и на мобильных платформах. Приложения Tinder, Badoo, Momo и другие уже собрали миллионную армию пользователей и заняли лидирующие позиции в рейтингах скачиваний и доходности. Только в китайском Momo зарегистрировано 180 млн человек, тогда как распространенный в Европе и США Tinder может похвастаться аудиторией в 100 млн человек.

“Смартфон стал нашим помощником в выполнении большинства повседневных задач”,— констатирует Сильвия Бьюэрман, территориальный директор региона Центральной Европы и СНГ в американской аналитической компании App Annie. По ее данным, каждый день жители планеты тратят в среднем по 3 часа на работу в приложениях, и вовсе не удивительно, что программы для смартфонов оказались удобной площадкой для установления связей между людьми.

“Когда речь заходит о любви, алгоритмы таких приложений проявили себя лучше Купидона”,— улыбается эксперт.

инфографика_ВСТАВИТЬ
Удобно познакомиться

В поиске пары Даррен из американского города Дарем штата Северная Каролина перепробовал целый ряд сервисов онлайн-знакомств. Из-за посменной работы, которая нередко выпадала на выходные, его шансы познакомиться с девушкой на вечеринке приближались к нулю. И тут на выручку пришла всемирная паутина.

“Я рассматривал онлайн-знакомства как растущую индустрию и считал, что здесь просто обязаны появляться успешные истории,— рассказывает Даррен.— Я оказался прав”.

Со своей землячкой Лиз он познакомился на популярном в США сервисе Match. Месяц пообщавшись онлайн, молодые люди решили встретиться. Свидание прошло успешно, и пара стала еще чаще созваниваться и переписываться, находя все больше общих тем и увлечений. После пятой встречи оба удалили свои аккаунты с сайтов знакомств.

“Она заставляет меня смеяться до колик, у нас общие интересы, мы подбадриваем друг друга, когда кто‑то из нас грустит, поддерживаем во всех делах”,— рассказывает о своих отношениях Даррен.

В IBISWorld отмечают: интерес к онлайн-сервисам знакомств растет по мере того, как развеивается связанная с ними стигма. Все чаще знакомства в интернете рассматривают не просто в качестве виртуального развлечения, а как возможность встретить если не спутника жизни, то по крайней мере интересного собеседника для нескольких свиданий. Если в 2005 году среди пользователей сервисов онлайн-знакомств на реальных свиданиях бывали менее половины, то в 2016‑м их оказалось уже две трети.

Расширяются и возрастные рамки аудитории. Так, по прогнозам аналитиков из IBISWorld, дальнейшему росту индустрии онлайн-знакомств будет способствовать увеличение числа пользователей из группы беби-бумеров — рожденных в 1943–1963 годах.

Пока же наиболее активно знакомится в интернете технологически подкованная молодежь. По данным Pew Research Center, среди американцев в возрасте от 18 до 24 лет доля пользователей таких сервисов выросла с 10% в 2013‑м до 27% в 2015 году. За тот же период в старшей возрастной категории — от 55 до 64 лет — доля искателей онлайн-романтики удвоилась до 12%.

 

ЛЮБИТЕЛИ ПРИКЛЮЧЕНИЙ: Американцы Лиз и Даррен познакомились с помощью
популярного в США сервиса Match и обнаружили много общих
интересов — в том числе страсть к путешествиям

 

Каждый пятый юный американец, который зарегистрировался в подобных сервисах, предпочитает знакомиться через приложения для смартфонов — например, в Tinder, заслуживший особую популярность в США. Основанный в 2012 году сервис уже успел привлечь 100‑миллионную аудиторию в 196 странах мира и внедрить ряд платных опций, которые в 2016 году обеспечили ему $ 175 млн выручки.

Tinder покоряет своей простотой и интуитивно понятным интерфейсом, говорят пользователи. После авторизации через аккаунт в Фейсбуке приложение предлагает задать радиус, в котором оно при помощи геолокации ищет потенциальную пару. Далее на экране смартфона появляются фотографии претендентов, находящихся на заданном расстоянии, и пользователь листает их, одновременно оценивая. С теми, кто получил положительную оценку и ответил взаимностью, можно начать переписку в чате и договориться о личной встрече.

Многим нравится, что возможность обменяться сообщениями в Tinder появляется только у тех пар, которые положительно оценили профили друг друга. А слишком навязчивого собеседника всегда можно заблокировать. Еще одним преимуществом приложения считается минимальный объем информации, которую оно требует при регистрации. Тогда как, например, OkCupid для более точного подбора пары просит пользователя ответить на сотни вопросов.

“Tinder — это удобно, потому что люди очень много времени проводят на работе, а знакомиться в баре — долго и рискованно”,— говорит о приложении Ульяна Ходоровская, карьерный консультант из Киева, которая заинтересовалась темой онлайн-знакомств и провела несколько вебинаров по общению в Tinder для украинских женщин и мужчин.

Данным онлайн-приложением можно пользоваться в любое время и в любом месте — например, в общественном транспорте по дороге домой. К тому же за счет международной популярности Tinder может быть полезен во время путешествий за рубеж для знакомства с местными жителями, добавляет Ходоровская.

Впрочем, цели у пользователей подобных сервисов могут быть абсолютно разными: от свидания без обязательств до создания семьи. Так, 38‑летний Гонсало из Лиссабона не скрывает: год назад он зарегистрировался в Twoo — одном из сервисов Match Group — для поиска сексуальных партнеров.

Португалец отмечает, что пользоваться программой ему нравится больше, чем знакомиться вживую. “Здесь больше вариантов и легче выбирать”,— поясняет он. И признается, что часто находит в Twoo то, что ищет.

Другого ждут от онлайн-знакомств африканец Джибрил и американец Даррен. И если первый пока не нашел девушку, которая согласилась бы строить с ним серьезные отношения, то второй уже готовится вести под венец свою возлюбленную Лиз. “Мы мечтаем пожениться и эмигрировать в Канаду или Австралию”,— делится Даррен.

Ходоровская рассказывает, что среди ее знакомых есть трое, которым удалось на почве онлайн-знакомств построить долгосрочные отношения. И добавляет, что в Tinder регистрируются с самой разной мотивацией: от тех, кто хочет поднять свою само­оценку или улучшить английский до желающих продать собственные услуги — маникюра, массажа или эскорта.

“И все‑таки это пространство больше про секс”,— признает специалист.

ПАРЕНЬ ИЗ СЕТИ: 29-летнему Джибрилу из Гамбии пока не удалось найти в интернете девушку для серьезных отношений, но он не отчаивается. На фото Джибрил со своей давней подругой

Навстречу многообразию

По мнению исследователей Самира Чаудри из Университета Северного Техаса и Халида Хана из Лондонского университета королевы Марии, интернет-сервисы в корне изменили процесс становления романтических отношений. В своей книге об онлайн-знакомствах исследователи подчеркивают: нигде, кроме всемирной паутины, невозможно получить доступ к такому широкому кругу потенциальных партнеров.

При этом интернет-сервисы способствуют многообразию в создании семейных союзов. Ведь с их помощью можно познакомиться с людьми далеко за пределами своего привычного круга общения. В США, например, онлайн-знакомства уже внесли свой вклад в увеличение числа межрасовых браков.

“Пары, которые знакомятся онлайн, с большей вероятностью могут состоять из представителей разных рас с разным уровнем образования”,— подтверждает в своем недавнем исследовании Томас Рубен, доцент социологии в Университете Нью-Мехико.

А Хосе Ортега из Университета Эссекса и Филипп Гергович из Венского университета в своей научной работе доказывают: онлайн-знакомства не только рушат социальные барьеры, но и приводят к более крепким бракам.

Впрочем, знакомства в сети не лишены недостатков. Специалисты напоминают: через поддельные аккаунты за любителями онлайн-романтики охотятся злоумышленники. К тому же сервисы знакомств отнимают немало времени. По оценкам Чаудри, в среднем пользователи тратят на них около 22 минут в день. При этом люди нередко тонут в огромном количестве профилей, подмигиваний и сообщений, не успевая продуманно подойти к оценке каждого потенциального кандидата, подчеркивает специалист.

Но технологии не стоят на месте. По прогнозам Бьюэрман из App Annie, в будущем алгоритмы поиска пар станут умнее, а пользовательский опыт — богаче.

“Приложения для знакомств продолжат набирать популярность и, что еще важнее, станут более персонализированными”,— говорит эксперт и тут же приводит пример. Сегодня те, кто находят пару в приложении или на сайте онлайн-знакомств, как правило, перестают туда наведываться. Чтобы удержать пользователей на своей платформе, разработчики поощряют состоявшиеся пары общаться в приложении и делиться своим опытом.

Так, сайт знакомств Hinge дарит призы парам, которые достигли определенных этапов в отношениях: к примеру, за первую проведенную вместе ночь пользователи получают две подушки.

У таких приложений есть масса возможностей для монетизации: от модели платной подписки до партнерских проектов, отмечает Бьюэрман. Уже сегодня среднестатистический пользователь сервисов онлайн-знакомств в США тратит на них около $ 240 в год, подсчитывают в американском исследовательском институте Statistic Brain. И расходы растут.

Так, по данным App Annie, в 2017 году жители Великобритании потратили в десяти самых популярных приложениях около $ 63 млн — на 70% больше, чем годом ранее. В итоге в британском рейтинге неигровых приложений по объему выручки сервисы онлайн-знакомств заняли три из десяти первых мест.

Аналитики IBISWorld уверены: индустрия онлайн-знакомств и далее будет процветать за счет растущего спроса. По прогнозам некоторых сервисов, уже к 2026 году 30% всех отношений будут начинаться в сети.

“Среди нас будет все больше тех, кто впервые встретит своего партнера онлайн”,— предвидит Чаудри.